Файл: Цель и задачи налогового учета (Теоретические основы налогового учета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это позволит реализовать одну из основных целей бухгалтерской (финансовой) отчетности - представлять информацию о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и изменениях финансового положения компании за истекший отчетный период, полезную для широкого круга пользователей с точки зрения принятия решений. Другими словами, в отчете о финансовых результатах пользователь найдет достоверную информацию о текущем налоге на прибыль, которая формируется по данным бухгалтерского (финансового) учета и совпадает с данными налогового учета. Инструментом интеграции двух видов учета должна стать учетная политика организации, состоящая из двух взаимоувязанных ча­стей - бухгалтерской и налоговой учетной политики.

3. Цели и задачи налогового учета

Налоговый учёт - это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние,

2) внутренние.

Внутренним пользователем информации является администрацияорганизации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могутпроанализировать непроизводственные расходы, которые, согласнотребованиям налогового законодательства, не учитываются для целейналогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений,предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.


С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

  1. формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;
  2. обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;
  3. обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

    1. порядок формирования сумм доходов и расходов;
    2. порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;
    3. сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;
    4. порядок формирования суммы создаваемых резервов;
    5. сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Данные налогового учёта подтверждаются:

  • первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;
  • аналитическими регистрами налогового учёта;
  • расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно статьи 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.


Глава 2.Перспективы развития системы налогового учета

Немаловажной проблемой современной российской налоговой системы является разделение налогового и бухгалтерского учёта. Все более широкое использование МСФО особенно остро обозначило конфликт бухгалтерского и налогового учёта, так как МСФО не допускают никаких компромиссов с налогообложением. Разделение налогового и бухгалтерского учета в той или иной степени в разное время проявилось во всех национальных экономиче­ских системах, базирующихся на рыночных принципах. Главной причиной разделения учётов стало принципиальное различие между целями расчёта налогов и налогового администрирования с одной стороны и целями фор­мирования достоверной финансовой отчётности для принятия экономиче­ских решений с другой стороны[19]. Государственные органы в процессе разделения бухгалтерского и налогового учёта преследовали цель обеспечить для себя, а также для хозяйствующих субъектов возможность корректировать налоговые поступления в бюджет за счёт изменения налогооблагаемой базы. Инструментом таких изменений и стало ведение параллельного налогового учёта. Различные цели потребовали использования не только разных, но и противоположных регулятивных принципов. В результате требования к исходящей итоговой информации, предоставляемой налоговым и бухгалтерским учётом, оказались несовместимыми.

Важно понимать, что при указанной модели учёта наблюдается появление дополнительных издержек, а также имеет место постепенное усложнение правил учёта доходов, расходов и других объектов учёта. Что, в свою очередь, влечёт допущение бухгалтерами ошибок при исчислении налоговой базы и сумм налогов и, как следствие, недопоступление обязательных платежей в бюджет, появление задолженностей.

Для решения обозначенной ранее в данном исследовании проблемы ведения параллельного налогового учёта наряду с бухгалтерским учётом и нивелирования, таким образом, рисков, порождаемых такой моделью учёта, необходимо сближение правил налогового и бухгалтерского учёта. Сближение двух учётов означает, в частности, отмену норм, которые не соответствуют бухгалтерскому учёту. Указанное сближение должно происходить без ущерба функциям и целям составления бухгалтерской отчётности. В результате оно должно привести к исключению необходимости ведения параллельного налогового учёта.

Как уже было указано, система современного налогового учёта характеризуется избыточной отчётностью, излишними затратами, связанными с необходимостью ведения параллельно с бухгалтерским учётом налогового учёта. Между тем, очевидно, что налоговая отчётность должна быть проще и основываться на данных бухгалтерского учёта. Безусловно, в настоящее время планируется упрощение налогового учёта через изменение норм на­логообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учёта, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учёта. Кроме того, к настоящему времени, согласно положениям Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., уже были сделаны определённые шаги по сближению бухгалтерского и налогового учёта. Так, в рамках проводимой работы был уточнён порядок налогового учёта доходов и расходов при совершении операций с имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, компетентными органами власти были проведены анализ и инвентаризация норм, обусловливающих существова­ние различий между налоговым и бухгалтерским учётами. По итогам этой работы были определены области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчёте налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учёта. Количество таких различий в итоге должно быть сведено к минимуму, что будет сделано как путём внесения изменений в Налоговый кодекс, так и, возможно, корректировок некоторых правил бухгалтерского учёта. Итогом данной работы, в соответствии с указанными положениями, должна стать система налогового учёта, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учёта[20].


В целях решения поставленной проблемы необходимо произвести следующие изменения в правилах ведения бухгалтерского учёта:

1. Исключение временных разниц в бухгалтерском учёте. Для этих целей необходимо установить следующие правила признания доходов и расходов:

  • отказ от применения в целях исчисления налога на прибыль способа начисления амортизации, отличного от способа начисления амор­тизации, принятого в учётной политике организации для целей бух­галтерского учёта;
  • применение единого способа признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчётном периоде для целей бухгалтерского учёта и для целей исчисления налога на прибыль организаций;
  • единый способ признания убытка, перенесённого на будущее, в те­кущем и последующих отчётных периодах;
  • применение, в случае продажи объектов основных средств, единых правил признания для целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;
  • применение единого метода определения доходов и расходов в це­лях бухгалтерского учёта и в целях налогообложения (по общему правилу, - метода начисления, а для отдельных категорий хозяйствующих субъектов (малого бизнеса) - кассового метода);
  • применение единых правил отражения процентов, уплачиваемых ор­ганизацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения;
  • применение единых правил учёта иных аналогичных групп доходов и расходов, если применение различных методов их учёта, согласно существующим в настоящее время правилам налогового и бухгалтерского учёта, влечёт появление временных разниц.

2. Отражение сумм постоянных разниц на соответствующих субсчетах счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и 91 «Прочие доходы и расходы» бухгалтерского учёта. Формирование сумм постоянных отложен­ных активов и постоянных отложенных обязательств на соответствующих субсчетах счёта 99 «Прибыли и убытки»[21].

Основываясь на экономической сущности товарно-денежных отноше­ний, более целесообразным мы полагаем использование кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учёте. Однако экономика со­временного мира - это экономика «обязательств». Этой экономике присуща нетипичная для классической экономической теории рынка модель товаро­оборота: «обязательство - товар - обязательство», а не привычная для нас модель «деньги - товар - деньги». Поэтому в настоящее время применение кассового метода может повлечь появление некоторых проблем и сложно­стей, рисков для хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, применение кас­сового метода будет наиболее оптимальным и не повлечёт за собой возник­новение рисков и проблем тогда, когда властная элита (не только нацио­нальная, но и мировая) возьмёт курс на построение экономики «реальных денежных потоков», когда экономика «обязательств», основанная на финан­совых махинациях и избытке деривативов, породивших, в частности, кризи­сы перепроизводства, уйдёт в прошлое.


Построение экономики «реальных денежных потоков» повлечёт за со­бой кардинальное изменение обычаев делового оборота, типичных условий договоров между контрагентами и даже самих принципов предпринима­тельской деятельности. Это заставит субъекты хозяйствования осуществ­лять свою деятельность, прежде всего, на основе принципов равномерно­сти, рациональности и стабильности. Возможно, это также вызовет повы­шение дисциплинированности участников хозяйственных правоотношений.

Заключение

Налоговый учет - это разработанная налогоплательщиком с учетом требований действующего законодательства система сбора, группировки и обобщения информации об операциях и имуществе организации с целью определения налоговой базы по конкретному налогу; это внутренняя работа экономического субъекта по учету объектов, подлежащих налогообложению, их показателей с целью определения подлежащего уплате налога и возможности проверки данного процесса внешним пользователем - государством.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

К принципам налогового учета относятся принцип денежного измерения, самостоятельность организации налогового учета, непрерывность ведения налогового учета, принцип равномерности распределения доходов и расходов, принцип имущественной обособленности, принцип последовательности применения норм и правил налогового учета, принцип документирования, принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности.

Библиография

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
  2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. [Электронный ресурс]: одоб­рены Правительством РФ 30.05.2013 г. // СПС «Консультант плюс».
  3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01) [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12122835
  4. Боровик, О.А. Организационно-методические аспекты бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов на зерноперерабатывающих предприятиях (на примере Краснодар­ского края): автореф. дис. ... канд. экон. наук / О.А. Боровик. - Ростов/н/Дону, 2003.
  5. Волошина, А.Н. Налоговый учет /А.Н. Волошина // Налоговый весник. - 2003. - № 7.
  6. Захарьин, В.И. Вопросы организации документооборота для целей налогового учета / В.И. Захарьин // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2007. - № 12.
  7. Киселева, И.А. Строительство: постановка налогового учета. Практическое пособие / И.А. Киселева // «Налог Инфо», «Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007.
  8. Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ / Под ред. Педченко И.В.// «Издательско-консультационная компания «Статус-Ква 97», 2003.
  9. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для торговых организаций / Ракитина М.Ю., Арутюнова О.Л., Шарова С.В.// «Издательско-консультационная ком­пания «Статус-Кво 97», 2003.
  10. Кругляк, З.И. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета: международный опыт и российская практика / З.И. Кругляк // Все для бухгалтера. - 2007. - № 15.
  11. Лапина О.Г. Сближение бухгалтерского и налогового: предпосылки и проблемы / О.Г. Лапина // Налоговая политика и практика. - 2008. - № 5.
  12. Ложников И. Обеспечит ли налоговый учет данные для исчисления налога на прибыль / И. Ложников, Л. Колесенкова // Финансовая газета. - 2001. -№ 45.