Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Теоретические основы учета налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В общем арсенале экономической политики государства основным инструментом являются налоги. В развитых странах через налоги перераспределяется до 50 и более процентов валового национального продукта.

Основную политико-правовую природу современного государства отражают именно налоги, которая состоит в национализации и обобществлении некоторой части собственности частных лиц, составляющих население данной страны, в целях удовлетворения их общих потребностей и защиты их общих интересов.

Одним из важных факторов, оказывающих непосредственное влияние на основные макроэкономические показатели страны, является характер и механизм функционирования налоговых отношений. Согласование различных социально-экономических структур общества, государства и населения обеспечивается посредством использования налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания. Прямое влияние на экономические положения хозяйствующих структур в рыночных условиях оказывает изъятие части получаемого дохода в виде налогов. Однако необходимо отметить, что несовершенство существующей системы налоговых отношений тормозит современное использование налоговых инструментов в качестве регулятора рыночных процессов.

Как показывает опыт, действующая система налоговых отношений не выполняет основной функции, заключающейся в стабилизации экономики. Особенно остро данная проблема проявляется в отрасли оказания услуг. Высокий уровень налоговой нагрузки, сложность налоговой системы, которая включает большой перечень разнообразных федеральных, региональных и местных налогов, не стимулируют хозяйственные структуры к расширению экономической активности.

Вместе с тем существующее налоговое законодательство при грамотном и правильном его применении позволяет совершенствовать налоговые отношения.

Приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики в трехлетней перспективе 2014 - 2016 г.г. остаются таким же как и ранее, это создание стабильной и эффективной налоговой системы, которая бы обеспечивала бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Налогу на добавленную стоимость принадлежит ведущее место в доходах федерального бюджета. За истекшие годы налоговой реформы в законодательную базу НДС было внесено рекордное количество поправок, направленных на решение многих спорных и ранее не урегулированных моментов, подсказанных правоприменительной практикой. Но в, то, же время были приняты и такие поправки, которые не только не вносят ясности в отдельные законодательные нормы, но и еще более их запутывают, порождая новые вопросы у налогоплательщиков. Между тем цель реформирования НДС состоит, на наш взгляд, в том, чтобы обеспечить максимально возможную простоту и логически выстроенную ясность порядка его применения. Это означает, что содержание вносимых законодательных поправок должно быть настолько глубоко продуманным, чтобы противоречивость и неоднозначность их толкования были исключены.


Четко сформулированная законодательная база по любому налогу - не только здоровая основа повышения уровня его собираемости, упрощения процесса налогового администрирования, соблюдения прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, гармонизации их взаимоотношений, но и надежное правовое руководство для принятия безошибочных решений в экономически сложных налоговых ситуациях.

Трудно найти более проблематичный налог, чем НДС, тем более что он постоянно подвергается реформированию в том или ином виде. Налоговая политика на ближайшие три года также предполагает ряд изменений, как в администрировании, так и в исчислении НДС.

Существующее налоговое законодательство не в полной мере отвечает современным экономическим условиям, в которых оказалась Россия. Действующее налоговое законодательство характеризуется следующими недостатками: запутанность; наличие большого количества льгот, для различных категорий налогоплательщиков, которые фактически не стимулируют повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, не обеспечивают увеличение выпуска товаров народного потребления, не поощряют внедрение перспективных технологий и затормаживают научно-технический прогресс; излишняя уплотненность. Действующее налоговое законодательство так же оказывает сдерживающее влияние на привлечение инвестиций.

Как показывает мировой опыт, налоговое законодательство должно постоянно совершенствоваться, приспосабливаться к рынку и воспроизводственному процессу, учитывать современное состояние экономики страны, а не представлять собой застывшую схему.

Главной проблемой реформирования налогообложения на сегодняшний день является нестабильность налоговой системы как таковой. Отрицательную роль, особенно в условиях кризисной экономики играет большое количество налогов, которые постоянно меняются, регулярный пересмотр ставок, наличие большого количества льгот, которые как указывалось ранее, не выполняют своей основной функции. Все это не только тормозит реформирование налоговой системы, но и отрицательно сказывается на инвестиционной политики, препятствуя осуществлению инвестиций.

Как показывает практика, упор на чисто фискальную функцию налогов является несостоятельным: так высокая налоговая нагрузка приводит к уходу предпринимателей в тень, в результате чего величина и уровень собираемости налогов снижаются, что приводит к необходимости повышения налоговых ставок, с целью обеспечения собираемости необходимой для государства величины налоговых поступления, для осуществления им своих функций.


Совершенствование налоговой системы России на сегодняшний день происходит путем реформирования отдельных элементов налогообложения, в то время, как показывает практика более эффективной была бы разработка принципиальной новой налоговой системы, которая отвечала бы современным реалиям экономики.

В силу всего этого выбранная тема выпускной квалификационной работы носит, безусловно, актуальный характер.

Степень разработанности проблемы. Историю возникновения, сущность и порядок исчисления, пути совершенствования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации рассматривали такие авторы как Лермонтов Ю.М., Мазур О.А., Шипилова А.В., и др.

Вопросами регулирования налога на добавленную стоимость занимались следующие ученые: Р.В. Шишкин, Н.А. Поветкина, Е.Б. Коренева, Е.Н. Выборова и др.

Проблематикой, касающейся возможности адаптации зарубежного опыта налогообложения добавленной стоимости применительно к российской практике занимались Е. Воловик, В. М. Орлова, О. С. Федорова, А.В. Брызгалин, Н.Н. Тюпакова.

Для рассмотрения вопросов налогового администрирования НДС существенное значение имеют труды А.В. Брызгалина, И.В. Беловой, О.В. Князевой, И.И. Кучерова, И.А. Перонко, А.С. Титова и др. Отдельные проблемы, связанные с несовершенством заявительного порядка возмещения НДС и усилением контроля за правомерностью возмещения этого налога из бюджета, освещены в трудах Е.С. Казакова, Н.А. Саттаровой, И.Н. Соловьева и др.

Следует отметить, что большинство научных трудов, посвященных НДС, либо касаются отдельных аспектов регулирования данного налога, либо затрагивают его экономическую природу. Исследований, посвященных непосредственно системному анализу НДС на современном этапе развития российской системы законодательства о налогах и сборах, не проводилось.

Однако, несмотря на множество публикаций по данной тематике, проблема регулирования налога на добавленную стоимость остается недостаточно исследованной. Имеющиеся рекомендации, внося существенный вклад в решение конкретной проблемы, тем не менее, не могут кардинально изменить современную ситуацию в налогообложении. Недостаточная разработанность поставленных проблем определила выбор темы, цели и задач курсовой работы.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы работы.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на основе анализа современного состояния практики учета.


Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

– раскрыть теоретическое содержание косвенных налогов и этапы становления налога на добавленную стоимость;

– провести анализ динамики и структуры поступлений НДС в бюджет РФ;

– изучить действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость;

– выявить проблемы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в РФ;

– разработать мероприятия по совершенствованию порядка исчислении и уплаты налога на добавленную стоимость в РФ.

Объектом исследования выступает ООО «Промстрой».

Предметом исследования является учет налога на добавленную стоимость.

Период исследования 2014-2016 г.г.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических аспектов регулирования налога на добавленную стоимость и обосновании значения налога на добавленную стоимость для формирования бюджета Российской Федерации.

Практической значимостью исследования является разработка рекомендаций по изменению системы исчисления налога на добавленную стоимость за счет усовершенствование законодательства данного налога.

Методологической базой являются такие методы научного исследования, как общенаучный метод познания, сравнительно-исторический метод, анализа, синтеза, нормативный, системного подхода.

Нормативно-правовую базу исследования составило налоговое законодательство Российской Федерации.

Теоретическая и информационная база исследования представлена трудами отечественных ученых. Среди периодических публикаций использовались статьи экспертов СПС «Консультант плюс», а также официальный сайт Федеральной налоговой службы России.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1. Сущность НДС и его значение для бюджетной системы

До наших дней историей развития мировых цивилизаций донесено большое количество сведений о налогах и процедурах их взимания. Одни налоговые конструкции сохранились практически в неизменном виде до наших дней, другие претерпели существенные изменения или были упразднены под влиянием экономических, социальных, политических и других процессов. В результате чего, состав и соотношение прямых и косвенных налогов, как одного из основных источников государственных доходов в разные исторические периоды менялись[32, с. 7].


Уже давно подмечена особенность косвенного налогообложения, которая заключается в том, что оно связанно с потреблением. В результате чего отдельные авторы, при формировании классификации налоговое именно этот признак ставили в основу деления налогов на прямые и косвенные. Так, известный мыслитель своего времени Ф. Лассаль полагал, что развитие косвенных налогов в XIX в. возложило всю тяжесть налогообложения на неимущие классы по следующим основаниям: косвенные налоги падают на отдельных лиц не пропорционально их капиталу или доходу и тем самым чрезмерно обременяют бедные классы, так как связываются с их важнейшими потребностями [54].

Определенные удобства косвенные налоги предоставляют и в отношении фискальной техники, в силу того что число налогоплательщиков контролируемо и сравнительно ограничено. С фискальной точки зрения через налог на добавленную стоимость можно получать налог с бедного населения, причем в достаточно крупных размера, более того никаким другим методом их никогда не добыть. В то же время с богатого населения объем налога повышается с увеличением их доходов, при этом не пропорционально росту, а прогрессивно. Более того налог на добавленную стоимость платят даже иностранные граждане которые не проживают в стране достаточно долго чтобы попасть под обложение прямыми налогами, а бывают в стране наездами. Косвенное налогообложение позволяет государству воздействовать на структуру народного потребления, путем удорожания или удешевления того или иного продукта. Важно отметить, что косвенное налогообложение имеет большое удобство для власти и в политическом отношении, так как при этом присутствует скрытность величины налога и отсутствие сознания уплаты, а также невозможность проверки соразмерности обложения.

Предметом пристального изучения всей финансовой науки являлось косвенное налогообложение, которое имеет многовековую историю, а недостатки и достоинства этого налогообложения достаточно часто становятся темой жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954 г. В европейских странах необходимость применения такого показателей, как добавленная стоимость как объекта налогообложения является результатом построения общего рынка. Принятие в 1967 г. I и III Директив ЕС ускорило распространение НДС в странах Европы. Данные документы утверждали НДС основным косвенным налогом для стран – членов ЕС, и в качестве обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество [48].