Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Теоретические основы учета налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- категорию лиц, уплачивающих НДС при ввозе.

Единственным исключением из общего правила, при котором организация или индивидуальный предприниматель не признаются налогоплательщиком НДС, является применение таких специальных налоговых режимов, как:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, это вытекает из п. 3 ст. 346.1 НК РФ;

- упрощенная система налогообложения, на что указывает п. 4 ст. 346.11 НК РФ;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). Правда, при использовании ЕНВД организация или индивидуальный предприниматель не признается налогоплательщиком НДС только в части операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, что следует из п. 4 ст. 346.26 НК РФ;

- патентная система налогообложения.

Если организация или индивидуальный предприниматель, не являясь налогоплательщиком НДС, выставляет своему покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога, то уплатить налог в бюджет придется. Такое правило закреплено в п. 5 ст. 173 НК РФ [27].

При желании налогоплательщик НДС может получить освобождение от уплаты налога на основании ст. 145 НК РФ. Для получения такого освобождения необходимо, чтобы у организации или индивидуального предпринимателя за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превышала двух миллионов рублей.

При исчислении НДС важное значение имеет место реализации товаров, (работ, услуг) (рис. 2). Место реализации товаров определяется в соответствии со ст. 147 Кодекса. Место реализации работ и услуг определяется в соответствии с положениями ст. 148 Кодекса (табл. 5).

Таблица 5

Место реализации

Место реализации

Ситуация

Норма НК РФ

1

2

3

Место реализации товаров - территория РФ

Товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется

Статья 147

Товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ

Место реализации работ (услуг) - территория РФ

Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ, в частности строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде

Статья 148

Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ, в частности монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание

Услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Покупатель осуществляет деятельность на территории РФ, приобретающий работы (услуги), поименованные в пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса:

- передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав

- оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации

- оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

- предоставление персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя

- сдача в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств

- оказание услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом


Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ, услуг, не предусмотренных пп. 1 - 4.1, 4.3 данного пункта, признается территория РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

С точки зрения налога на добавленную стоимость место реализации товаров имеет решающее значение для продавца. Ведь в силу ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров исключительно на российской территории.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации объектом обложения НДС являются (рис. 5).

Реализация товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) выступает основным объектом налогообложения по НДС, в силу чего налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), обязаны исчислить сумму налога и заплатить ее в казну.

Рисунок 5. Объекты налогообложения НДС

Операции, не признаваемые объектом налогообложения, разделе­ны на две группы, на операции не облагаемые НДС и операции освобожденные от обложения НДС.

При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

При определении налоговой базы, выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и  натуральной формах, включая оплату ценными бумагами [40].

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Существенным элементом НДС является налоговая ставка.

– 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),

– 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),

– 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.

– 10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.

– при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки 10% и 18% [40].


Порядок подтверждения права на получение возмещения по НДС при налогообложении по ставке 0% регламентирован статьей 165 НК РФ.

Статья 166 Налогового кодекса РФ определяет: сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога. Если компания или предприниматель реализуют товары (работы, услуги), которые облагаются по разным ставкам, то такие операции следует учитывать отдельно. То есть налоговая база в этом случае определяется отдельно по каждому виду операций. Если умножить ее на соответствующую ставку налога и затем сложить полученные результаты, определяется общая сумма налога.

По итогам каждого налогового периода исчисляется общая сумма НДС. То есть в данном случае учитываются те операции, которые предусмотрены пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ и момент определения налоговой базы по которым пришелся на соответствующий налоговый период [34].

Налоговый период по НДС для всех налогоплательщиков (в том числе и исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.

Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом [28].

Таким образом, налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяют конкретные элементы налогов.

1.3 Нормативно-правовое регулирование расчетов с бюджетом

Под налоговым законодательством РФ понимается совокупность норм, которые содержаться в законах РФ и принятых на их основе законов субъектов РФ, а так же актов представительных органов местного самоуправления, которые устанавливают систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания для возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов, методы и формы налогового контроля, а так же ответственность за нарушение налогового законодательства.


К разряду принципов налогообложения относится проблема состава налогового законодательства. Важность вопроса о включении норм налогообложения в неналоговые законы касается не только доходов бюджета, но и равенства обязанностей граждан.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, являются:

- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [4];

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 (далее - План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению) [6];

- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ) [7].

Статья 1 НК РФ [4] определяет состав законодательства о налогах и сборах, которое действуют на территории Российской Федерации, и включает в себя:

- законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

- законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

- нормативные правовые акты представительных органов муниципального образования о налогах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации [4].

НК РФ [3] устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДС В ООО «Промстрой»

2.1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

Объектом исследования в курсовой работе выступает общество с ограниченной ответственностью «Промстрой», расположенное по адресу 663310, Красноярский край, г. Норильск, ул. Кирова, д. 18, кв. 59.

Компания зарегистрирована 10 декабря 2003 года регистратором Инспекция МНС России по городу Норильску.

Основным видом деятельности ООО «Промстрой» является производство общестроительных работ по возведению зданий. Кроме того организация осуществляет следующие дополнительные виды деятельности: работы общестроительные по ремонту одноквартирных и двухквартирных домов; работы общестроительные по ремонту одноквартирных и двухквартирных домов, кроме работ, выполняемых по индивидуальным заказам; работы общестроительные по строительству хозяйственных построек, выполняемые по индивидуальным заказам; общестроительные работы по возведению прочих зданий, не включенные в другие группировки; работы общестроительные по возведению зданий (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции, модернизации, восстановлению и ремонту зданий); работы общестроительные по возведению зрелищных зданий Монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций; Устройство покрытий зданий и сооружений.


Организационная структура ООО «Промстрой» представлена на рисунке 6.

Сформированная на сегодняшний день структура компании позволяет эффективно осуществлять как крупномасштабные инвестиционные проекты в качестве генерального подрядчика, так и возводить небольшие строительные объекты, в т.ч. согласование исходно-разрешительной и проектной документации, проведение строительных работ и сдача объекта законченного строительством в эксплуатацию, а также сервисное обслуживание построенных объектов.

Рисунок 6 - Структура управления ООО «Промстрой»

ООО «Промстрой» молодая, динамично развивающаяся компания, и уже сейчас можно отметить, что гибкий и прагматичный подход к ведению бизнеса оправдал себя и заслужил доверие партнеров.

Проведем анализ основных показателей деятельности ООО «Промстрой» за 2014-2016 г.г. на основании данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представленной в приложениях 1-3.

Таблица 6

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Промстрой» в 2014-2016 гг

Показатель

2014 г

2015 г

2016 г

Отклонение

2015 к 2014

2016 к 2015

2016 к 2014

Выручка, тыс. руб.

74361

77357

81078

2996

3721

6717

Себестоимость, тыс. руб.

65289

72903

81076

7614

8173

15787

Прибыль от продаж, тыс. руб.

9072

4454

3

-4618

-4451

-9069

Чистая прибыль, тыс. руб.

7936

1545

1967

-6391

422

-5969

Численность, чел

63

65

65

2

0

2

ФОТ, тыс. руб.

22238,496

24991,980

27470,040

2753,48

2478,06

5231,54

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

29,416

32,041

35,218

2,625

3,177

5,802

Производительность труда, тыс. руб/ чел

1180,333

1190,108

1247,354

9,77436

57,2462

67,0205

Рентабельность продаж, %

12,200

5,758

0,004

-6,4422

-5,754

-12,196

Чистая рентабельность, %

10,672

1,997

2,426

-8,675

0,4283

-8,246