Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Теоретические основы учета налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А сегодняшний день можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.

НДС является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость выражается обложением данным налогом товаров при каждом переходе права собственности. Рассматривая экономическую природу НДС можно выделить вертикальный и горизонтальный НДС. Под вертикальным НДС понимается итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Под горизонтальным НДС понимается налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный и горизонтальный НДС тесно взаимосвязаны между собой [58].

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж [17, с. 24-30].

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны [30, с. 63-66].


Для функционирования НДС необходима соответствующая инфор­мационная база, а также система учета и контроля. В отечественных бух­галтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. В теории этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью мате­риальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообло­жения НДС, которыми руководствуются на практике, не совпадают с по­нятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному рас­ширению объекта налогообложения.

Налог на добавленную стоимость в моделях запад­ных экономических систем выполняет важную роль в регулирова­нии товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в на­шей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

– ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

– обеспечения стабильного источника доходов бюджета;

– систематизации доходов [46, с. 52-64].

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что: налог на добавленную стоимость имеет большую историю. Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.

Проанализируем влияние налогов на формирование доходной части бюджета России.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета в 2014-2016 гг

Показатель

2014 г

2015 г

2016 г

Отклонение

2015 к 2014

2016 к 2015

2016 к 2014

Всего доходов

12 853,70

13 019,90

12 951,40

166,20

-68,50

97,70

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2 442,80

2 554,80

2 656,90

112,00

102,10

214,10

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

2 228,00

2 329,30

2 384,00

101,30

54,70

156,00

Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации

1 713,00

1 734,20

1 606,10

21,20

-128,10

-106,90

Налог на прибыль, доходы

-

352,2

-

-

-

-


Таким образом, общая величина доходов государства в целом за 2014-2016 г.г. увеличивается с 12853,7 млрд. руб. до 12951,4 млрд. руб., при этом их динамика была неоднозначной, так в 2015 году доходы государства увеличивались по сравнению с 2014 годом на 166,2 млрд. руб., а вот в 2016 году имеет место снижение доходов на 68,5 млрд. руб.

Около половины доходов государства составляют налоговых доходы. Так в наибольшей степени налоговые доходы представлены налогами, сборами и регулярными платежами за пользование пригородными ресурсами, так в 2016 году они составили 2656,9 млрд. руб., что на 102,1 млрд. руб. больше чем в 2015 году и на 214,1 млрд. руб. больше чем в 2014 году.

Существенная часть бюджетных доходов РФ формируется за счет налогов на товары (работы, услуги) реализованные на территории РФ, так в 2016 году они составили 2384 млрд. руб., что на 156 млрд. руб. больше чем в 2014 году, когда они составляли 2228,0 млрд. руб.

В наименьшей степени налоговых доходы бюджета РФ формируются за счет налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, в 2014 году они составляли 1713 млрд. руб., а к 2016 году снизились на 106,9 млрд. руб. до 1606,1 млрд. руб., что обусловлено запретом на ввоз целого перечня товаров на территорию РФ.

Для более наглядного представления о структуре налоговых доходов в общей величине доходов федерального бюджета представим их на рисунках 1-3.

Рисунок 1. Доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета РФ в 2014 г

Таким образом, как видно из рисунка в 2014 году на долю налогов на товары существенной частью которых является НДС, приходилось порядка 17,334%.

Рисунок 2. Доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета РФ в 2015 г

В 2015 году ситуация несколько меняется и доля налогов на товары увеличивается до 17,89%.

Рисунок 3. Доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета РФ в 2016 г

Таким образом, как видно из данных рисунка в 2014 году доходы федерального бюджета РФ были на 49,665% сформированы за счет налоговых доходов, из которых 19,005% составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; 17,334% налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и порядка 13,327% налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.

Существенных структурных изменений в налогах формирующих доходную часть бюджета в 2015 году не произошло, при этом общая доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета возросла до 53,537%.

В 2016 году налоговые доходы бюджета в их общей величине составляют порядка 51,323%, что чуть меньше чем в 2015 году, и обусловлено опережающим темпом снижения налоговых доходов государства по сравнению с темпом снижения общей величины доходов государства, отмеченном ранее. В 2016 году в наибольшей степени налоговые доходы так же представлены налогами, сборами и регулярными платежами за пользование природными ресурсами, доля которых составляет 20,514% от совокупной величины доходов бюджета. Порядка 18,407% от доходной части бюджета были сформированы за счет налогов на товары (услуги, работы) реализуемые на территории РФ, Доля налогов на товары ввозимые на территорию РФ сокращается до 12,401%, причинами чему является, как уже указывалось ранее сокращение перечня разрешенных к ввозу на территорию РФ товаров.


В силу того что последние годы налоговые доходы составляют более половины общей величины доходов бюджета государства представляется необходимой более детальная оценка поступления налогов и сборов в бюджет РФ по видам налогов (таблица 2).

Таблица 2

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд.рублей

Показатель

2016г.

В % к 2015г.

консолиди-рованный бюджет

в том числе

консолиди-рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

Всего

12669, 5

6213,9

6455,6

111,9

115,8

108,3

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

2300,7

2300,7

-

116,4

116,4

-

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

2181,4

2181,4

-

116,8

116,8

-

Таким образом, из данных таблицы видно, что в 2016 году налоговые доходы бюджета РФ имеют дальнейшую тенденцию к увеличению до 12669,5 млрд. руб., что на 11,9% больше чем в2015 году.

Существенную часть доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость поступления от которого в 2016 году составили 2300,7 млрд. руб., увеличившись на 16,4 по сравнению с 2015 годом. На 4,9% увеличиваются поступления в бюджет акцизов, которые в 2016 году составили 999 млрд. руб. Менее всего в 2016 году доходная часть бюджета формировалась за счет поступления налога на имущество, которого поступило 9955,1 млрд. руб.

Однако налоговые доходы государства сопровождаются стабильным наличие задолженности по налогам и сборам (таблица 3).

Таблица 3

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ на 1 января 2017 года

Задолженность

Из нее

млрд.
рублей

в % к
итогу

недоимка

урегулированная задолженность

млрд.
руб.

в % к
итогу

млрд.
руб.

в % к
итогу

Всего

802,7

100

430,3

100

363,3

100

в том числе: по федеральным налогам и сборам

613,6

76,4

286,0

66,5

320,7

88,3

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

368,0

45,8

181,1

42,1

182,3

50,2


Таким образом, как видно из данных таблицы, в наибольшей степени задолженность перед бюджетом на налогам и сборам представлена задолженностью по федеральным налогам, которая составила 613,6 млрд. руб., из которых в наибольшей степени задолженность формируется по налогу на добавленную стоимость, величина которой составила 368 млрд. руб., то есть порядка 45,8% от совокупной задолженности перед бюджетом по налогам.

Как указывалось ранее одним из федеральных налогов формирующих налоговые доходы бюджета является налог на добавленную стоимость. Оценим динамику налога на добавленную стоимость поступившего в бюджет РФ за 2008-2016 гг.

Таблица 4

Анализ динамики налога а добавленную стоимость в бюджете РФ за 2008-2016 гг

Год

Всего доходов бюджета

НДС, всего

2008

4484081503

953602712

2009

5152682432

1273456436

2010

6101995163

1093092625

2011

4715649810

1328811103

2012

5878789632

1421543073

2013

7422840857

1846536042

2014

8657109189

1996631999

2015

8602369323

1868209202

2016

9695060227

2181419960

Как показывают расчеты, доходы бюджета РФ стабильно увеличиваются, о чем уже было сказано ранее. В то же время поступления от налога на добавленную стоимости так же в целом увеличиваются, что заслуживает положительной оценки, поскольку может указывать на повышение эффективности налогового администрирования в данной области.

1.2. Основные элементы НДС

В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениями главы 21 НК РФ. Исходя из положений НК РФ, определяющего обязательные условия установления налога, законодательное закрепление налог на добавленную стоимость включает, прежде всего, установление его налогоплательщиков, а также элементов налогообложения.

Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость (рис. 4) [45, с. 61-62].

Рисунок 4. Плательщики НДС

Как видим, ст. 143 НК РФ подразделяет всех налогоплательщиков НДС на две крупные категории:

- категорию лиц, уплачивающих НДС с операций на территории Российской Федерации;