Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Теоретические основы учета налога на добавленную стоимость).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Сущность НДС и его значение для бюджетной системы
1.3 Нормативно-правовое регулирование расчетов с бюджетом
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДС В ООО «Промстрой»
2.1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2.2. Учет расчетов с бюджетом по НДС
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
А сегодняшний день можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
НДС является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость выражается обложением данным налогом товаров при каждом переходе права собственности. Рассматривая экономическую природу НДС можно выделить вертикальный и горизонтальный НДС. Под вертикальным НДС понимается итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Под горизонтальным НДС понимается налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный и горизонтальный НДС тесно взаимосвязаны между собой [58].
В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж [17, с. 24-30].
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.
Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.
Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.
В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны [30, с. 63-66].
Для функционирования НДС необходима соответствующая информационная база, а также система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. В теории этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуются на практике, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.
Налог на добавленную стоимость в моделях западных экономических систем выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:
– ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;
– обеспечения стабильного источника доходов бюджета;
– систематизации доходов [46, с. 52-64].
Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что: налог на добавленную стоимость имеет большую историю. Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.
Проанализируем влияние налогов на формирование доходной части бюджета России.
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета в 2014-2016 гг
Показатель |
2014 г |
2015 г |
2016 г |
Отклонение |
||
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2016 к 2014 |
||||
Всего доходов |
12 853,70 |
13 019,90 |
12 951,40 |
166,20 |
-68,50 |
97,70 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 442,80 |
2 554,80 |
2 656,90 |
112,00 |
102,10 |
214,10 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации |
2 228,00 |
2 329,30 |
2 384,00 |
101,30 |
54,70 |
156,00 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию российской федерации |
1 713,00 |
1 734,20 |
1 606,10 |
21,20 |
-128,10 |
-106,90 |
Налог на прибыль, доходы |
- |
352,2 |
- |
- |
- |
- |
Таким образом, общая величина доходов государства в целом за 2014-2016 г.г. увеличивается с 12853,7 млрд. руб. до 12951,4 млрд. руб., при этом их динамика была неоднозначной, так в 2015 году доходы государства увеличивались по сравнению с 2014 годом на 166,2 млрд. руб., а вот в 2016 году имеет место снижение доходов на 68,5 млрд. руб.
Около половины доходов государства составляют налоговых доходы. Так в наибольшей степени налоговые доходы представлены налогами, сборами и регулярными платежами за пользование пригородными ресурсами, так в 2016 году они составили 2656,9 млрд. руб., что на 102,1 млрд. руб. больше чем в 2015 году и на 214,1 млрд. руб. больше чем в 2014 году.
Существенная часть бюджетных доходов РФ формируется за счет налогов на товары (работы, услуги) реализованные на территории РФ, так в 2016 году они составили 2384 млрд. руб., что на 156 млрд. руб. больше чем в 2014 году, когда они составляли 2228,0 млрд. руб.
В наименьшей степени налоговых доходы бюджета РФ формируются за счет налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, в 2014 году они составляли 1713 млрд. руб., а к 2016 году снизились на 106,9 млрд. руб. до 1606,1 млрд. руб., что обусловлено запретом на ввоз целого перечня товаров на территорию РФ.
Для более наглядного представления о структуре налоговых доходов в общей величине доходов федерального бюджета представим их на рисунках 1-3.
Рисунок 1. Доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета РФ в 2014 г
Таким образом, как видно из рисунка в 2014 году на долю налогов на товары существенной частью которых является НДС, приходилось порядка 17,334%.
Рисунок 2. Доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета РФ в 2015 г
В 2015 году ситуация несколько меняется и доля налогов на товары увеличивается до 17,89%.
Рисунок 3. Доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета РФ в 2016 г
Таким образом, как видно из данных рисунка в 2014 году доходы федерального бюджета РФ были на 49,665% сформированы за счет налоговых доходов, из которых 19,005% составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; 17,334% налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и порядка 13,327% налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.
Существенных структурных изменений в налогах формирующих доходную часть бюджета в 2015 году не произошло, при этом общая доля налоговых доходов в общей величине доходов бюджета возросла до 53,537%.
В 2016 году налоговые доходы бюджета в их общей величине составляют порядка 51,323%, что чуть меньше чем в 2015 году, и обусловлено опережающим темпом снижения налоговых доходов государства по сравнению с темпом снижения общей величины доходов государства, отмеченном ранее. В 2016 году в наибольшей степени налоговые доходы так же представлены налогами, сборами и регулярными платежами за пользование природными ресурсами, доля которых составляет 20,514% от совокупной величины доходов бюджета. Порядка 18,407% от доходной части бюджета были сформированы за счет налогов на товары (услуги, работы) реализуемые на территории РФ, Доля налогов на товары ввозимые на территорию РФ сокращается до 12,401%, причинами чему является, как уже указывалось ранее сокращение перечня разрешенных к ввозу на территорию РФ товаров.
В силу того что последние годы налоговые доходы составляют более половины общей величины доходов бюджета государства представляется необходимой более детальная оценка поступления налогов и сборов в бюджет РФ по видам налогов (таблица 2).
Таблица 2
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд.рублей
Показатель |
2016г. |
В % к 2015г. |
||||
консолиди-рованный бюджет |
в том числе |
консолиди-рованный бюджет |
в том числе |
|||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ |
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ |
|||
Всего |
12669, 5 |
6213,9 |
6455,6 |
111,9 |
115,8 |
108,3 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
2300,7 |
2300,7 |
- |
116,4 |
116,4 |
- |
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
2181,4 |
2181,4 |
- |
116,8 |
116,8 |
- |
Таким образом, из данных таблицы видно, что в 2016 году налоговые доходы бюджета РФ имеют дальнейшую тенденцию к увеличению до 12669,5 млрд. руб., что на 11,9% больше чем в2015 году.
Существенную часть доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость поступления от которого в 2016 году составили 2300,7 млрд. руб., увеличившись на 16,4 по сравнению с 2015 годом. На 4,9% увеличиваются поступления в бюджет акцизов, которые в 2016 году составили 999 млрд. руб. Менее всего в 2016 году доходная часть бюджета формировалась за счет поступления налога на имущество, которого поступило 9955,1 млрд. руб.
Однако налоговые доходы государства сопровождаются стабильным наличие задолженности по налогам и сборам (таблица 3).
Таблица 3
Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ на 1 января 2017 года
Задолженность |
Из нее |
|||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная задолженность |
|||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к |
|||
Всего |
802,7 |
100 |
430,3 |
100 |
363,3 |
100 |
в том числе: по федеральным налогам и сборам |
613,6 |
76,4 |
286,0 |
66,5 |
320,7 |
88,3 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
368,0 |
45,8 |
181,1 |
42,1 |
182,3 |
50,2 |
Таким образом, как видно из данных таблицы, в наибольшей степени задолженность перед бюджетом на налогам и сборам представлена задолженностью по федеральным налогам, которая составила 613,6 млрд. руб., из которых в наибольшей степени задолженность формируется по налогу на добавленную стоимость, величина которой составила 368 млрд. руб., то есть порядка 45,8% от совокупной задолженности перед бюджетом по налогам.
Как указывалось ранее одним из федеральных налогов формирующих налоговые доходы бюджета является налог на добавленную стоимость. Оценим динамику налога на добавленную стоимость поступившего в бюджет РФ за 2008-2016 гг.
Таблица 4
Анализ динамики налога а добавленную стоимость в бюджете РФ за 2008-2016 гг
Год |
Всего доходов бюджета |
НДС, всего |
2008 |
4484081503 |
953602712 |
2009 |
5152682432 |
1273456436 |
2010 |
6101995163 |
1093092625 |
2011 |
4715649810 |
1328811103 |
2012 |
5878789632 |
1421543073 |
2013 |
7422840857 |
1846536042 |
2014 |
8657109189 |
1996631999 |
2015 |
8602369323 |
1868209202 |
2016 |
9695060227 |
2181419960 |
Как показывают расчеты, доходы бюджета РФ стабильно увеличиваются, о чем уже было сказано ранее. В то же время поступления от налога на добавленную стоимости так же в целом увеличиваются, что заслуживает положительной оценки, поскольку может указывать на повышение эффективности налогового администрирования в данной области.
1.2. Основные элементы НДС
В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениями главы 21 НК РФ. Исходя из положений НК РФ, определяющего обязательные условия установления налога, законодательное закрепление налог на добавленную стоимость включает, прежде всего, установление его налогоплательщиков, а также элементов налогообложения.
Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость (рис. 4) [45, с. 61-62].
Рисунок 4. Плательщики НДС
Как видим, ст. 143 НК РФ подразделяет всех налогоплательщиков НДС на две крупные категории:
- категорию лиц, уплачивающих НДС с операций на территории Российской Федерации;