Файл: ПРЯМЫЕ НАЛОГИ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ(ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ. ДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личные налоги отражают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Они уплачиваются с действительно полученного дохода. В отличие от реальных, личные налоги имеют необлагаемый минимум. В данную группу входят налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц [16. c. 70].

Кроме реальных и личных, в налоговой системе Российской Федерации выделяют ресурсные (рентные) и вмененные. Ресурсные платежи тесно связаны с реальными налогами, их взимание определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. К ним, в первую очередь, относится налог на добычу полезных ископаемых, а также водный налог.

Объектом обложения вмененными налогами выступает доход, определенный государством. Этот доход не зависит от фактической финансовой деятельности налогоплательщика, а определяется потенциальными возможностями. Поэтому данный вид налогов можно отнести к разновидности реальных. К ним относятся единый налог на вмененный доход и налог на игорный бизнес [10. c. 50].

Исторически прямое налогообложение начиналось с реального, которое просуществовало в качестве его основного вида много веков. Но низкая фискальная эффективность реальных налогов привела к тому, что постепенно они заменяются личными налогами – подоходным налогом с физических лиц, поимущественным налогом.

Наибольшее распространение реальные налоги получили в первой половине 19 в., особенно во Франции и в России.

В настоящее время в налоговой практике промышленно развитых странах более распространены личные налоги, но сохраняются отдельные элементы реального обложения в системе местных налогов [35. c. 665].

1.3. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КРИТЕРИЯХ ДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ

Современное представление о делении налогов на прямые и косвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные.

Обычно, разделение налогов на прямые и косвенные осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий был использован Дж. Локком в конце 17 в., который исходил из того, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, ложится бременем на землевладельцев. К прямым налогам он относил налоги, взимавшиеся с земельной собственности. Все остальные налоги он относил к косвенным. А. Смит упорядочил классификацию налогов на прямые и косвенные. Исходя из факторов производства, он дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. К косвенным налогам он относил те, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя [24. c. 12].


А Смит считал, что косвенные налоги уменьшают потребительский спрос населения, что неизбежно влечет за собой сокращение производства. Тем не менее, он отдавал должное их фискальной значимости, считая, что без косвенных налогов государство будет не в состоянии обеспечить требуемых доходов [12. c. 141-142].

Дж. Ст. Милль полагал, что к прямым налогам относятся те, бремя которых должны нести непосредственно налогоплательщики, а к косвенным – которые должны быть переложены налогоплательщиком на других лиц. Данного подхода придерживались А. Вагнер и практически все российские авторы трудов по налогам в XIX в. Уже тогда многие полагали, что критерия перелагаемости для классификации налогов недостаточно. С одной стороны, была отмечена возможность переложения на других лиц и прямых налогов. Так, например, затраты на уплату земельного налога могут быть включены в арендную плату, в стоимость сельскохозяйственной продукции. При наличии благоприятной конъюнктуры налог на прибыль также может быть переложен на потребителя. Налог на имущество также может стать перелагаемым в случае, если собственник сдает дом в аренду и включает расходы по уплате налога в арендную плату. В то же время, в условиях неблагоприятной конъюнктуры переложение бремени на конечных потребителей весьма затруднительно при косвенном налогообложении [31. c. 50-52].

В связи с этим возникает вторая концепция, в основу которой ложится способ налогообложения и взимания. Прямые налоги, построенные на основе постоянных признаков, могут быть заранее определены. Они взимаются по личным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра и в определенные сроки. Косвенные налоги, наоборот, исходят из изменчивых явлений: потребления, сделок, услуг. Однако к данному критерию также отнеслись критически, так как он вносил совершенно несоответствующее содержание старой терминологии.

Критерий, легший в основу третьей концепции – критерий платежеспособности. К прямым налогам относится обложение определенного источника, к косвенным – обложение на основе учета общей платежеспособности лица. Геккель конкретизировал данное положение. Он разделил все налоги на подоходно-поимущественные и налоги на потребление. Он считал, что хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Путем подоходно-поимущественных, прямых, налогов происходит обложение хозяйства плательщика в процессе потребления и накопления. Налогами на потребление, к которым отнесены косвенные налоги, происходит обложение расходного, потребительского хозяйства [15. c. 45-46].


Каждая из этих концепций имеет определенные недостатки и спорные моменты, не позволяющие им претендовать на универсальность в теоретическом обосновании разделения налогов на прямые и косвенные. Доминирующей из них была и остается концепция разделения этих налогов по признаку переложимости, а другие признаки используются в качестве второстепенных. Данная концепция в наибольшей степени раскрывает природу различий в переложимости и адресности данных групп налогов.

Разделение налогов на прямые и косвенные в значительной мере условное, однако, игнорировать его нецелесообразно, поскольку принципиальные различия в прямом и косвенном налогообложении все-таки сохраняются. Эти различия объективны, несмотря на неудачи создания универсальной теории их разграничения [12. c. 144].

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные довольно условно, при этом деление производится на основе критерия переложения налогов.

1.4. Эволюция прямого налогообложения в России

Возникновение налогов, становление и развитие налоговой системы тесно связано с генезисом общества и государства. Система прямого налогообложения складывалась и развивалась под воздействием изменений в политическом устройстве государства и важных исторических событий.

В IX в. в период становления Древнерусского государства начинает складываться и финансовая система Руси. Первоначальным источником казны была дань, сначала нерегулярный, а потом систематический прямой налог. Князь Олег (912), как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ [17. c. 4].

Киевское государство росло и дань превратилась в подать, которую население уплачивало государству. Единицей обложения государства являлся «Дым» (определенное количество печей и труб) или плуг (известное количество пашни).

С момента крещения Руси и до конца Средних веков особое место занимает церковная десятина. Князья отчисляли десятую часть доходов в пользу церкви.

На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства были ограничены обороной и расширением границ. Позднее, возникает необходимость в общественных постройках, поддержании внутреннего порядка, содержании аппарата управления. Это повлекло увеличение налогов, собираемых в разных формах: дань, оброк, подать, урок, поборы.


Субъектом налогообложения являлся свободный общинник – смерд. Объектами обложения были средства производства, произведенный продукт, жилище. Источником уплаты налогов являлся прибавочный продукт и часть необходимого продукта крестьянского хозяйства и ремесленного производства [9. c. 25].

В тот период преобладали прямые реальные и личные налоги.

В период раздробленности в податной системе отсутствовало однообразие, каждое княжество устанавливало свои налоги. К тому моменту основным объектом обложения становится земля.

Татаро-монгольское нашествие разрушило финансовую систему Руси. Каждое княжество платило дань Золотой Орде. Взимание прямых налогов в казну государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов являлись торговые сборы.

После освобождения от татро-монгольского ига, когда стало возможным пополнять казну не только за счет косвенных налогов, но и прямых, начинает возрождаться финансовая система Руси.

Становление Московского государства сопровождалось возникновением органов управления. Это требовало поиска постоянных источников как для их содержания, так и для нужд государства в целом.

Налоговая система развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства; все большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер; формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти [19. c. 66].

С образованием Московской Руси всеобщей окладной единицей становится «соха». Размер поземельного налога определялся количеством и качеством земли. Для этого велись писцовые книги, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги повторялись и проверялись [17. c. 6].

В XII в. первое место в бюджете занимали косвенные налоги. В 1680 г. на долю косвенных налогов приходилось 56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных – 24,6% [19. c. 75].

Во второй половине XII в. посошное обложение заменяется подворным. Единицей измерения стал двор. Количество дворов определялось количеством ворот. Данное изменение расширило количество плательщиков, так как теперь в их число включалось население не обладающее ни землей, ни лавками, ни мастерскими.

В эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Это повлекло увеличение налогов, за счет введения новых и увеличения размера уже существующих. Однако эти меры не привели к пополнению государственной казны, поэтому было принято решение заменить огромное количество налогов одним прямым налогом – подушной податью. Взимался он со всех душ мужского пола, включая стариков и детей, кроме привилегированных сословий. Размер подати не зависел от величины доходов и имущества. Он определялся с учетом сумм, необходимых для содержания армии и данных переписи.


Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны [22. c. 9].

В 1724 году доля прямых налогов в доходе бюджета страны составляла 55,5% [29. c. 103].

В 1727 г. Екатерина 1 значительно снизила размер подушной подати и ввела рассрочки по уплате штрафов. Пути совершенсвования системы взимания подушной подати рассматривала специально созданная комиссия о подати [21. c. 15].

С конца XVIII в. подушный налог становится основным видом дохода государства (на него приходилось свыше половины всех доходов).
Сборы подушного налога обеспечивались так называемой круговой
порукой, при которой крестьянская община солидарно отвечала за
платежи всех ее членов и суммы налога, не выплаченные одним крестьянским двором, раскладывались на остальных членов общины [3. c. 95].

Крупные преобразования произошли в период царствования Екатерины II (1729 – 1796). В 1775 г. купеческое сословие полностью освобождается от уплаты подушной подати. Для него вводится новый налог – гильдейская подать. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. В третью гильдию попадали купцы, капитал которых превышал 500 рублей. Все, кто имел меньший капитал, считались мещанами и уплачивали подушную подать. Первоначально налог взимался в размере 1% объявленного капитала.

Подушный налог при Екатерине II сохранился, но был немного изменен. Российские губернии были разделены на классы в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

В это время в России прямые налоги в бюджете уже играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными, потому что это соотношение соответствовало представлениям самой императрицы о справедливости распределения налогового бремени. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб., или 34,4 % всех доходов, а в 1796 г. — 24721 тыс. руб., или 36% доходов. В свою очередь косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43 % — в 1796 г [16. c. 19].

Во второй половине XIX в. происходят серьезные изменения в налоговой системе. Вместо подушной подати с мещан стали взимать налог с городской недвижимости. Стали вводиться новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога.

В конце XIX в. была отменена подушная подать, что создало условия для введения подоходного налогообложения. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85% [22. c. 10].