Файл: ПРЯМЫЕ НАЛОГИ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ(ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ. ДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К началу реформ 1980-х годов более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета [6. c. 34].

Первые ростки налоговой системы появились в конце 1980-х годов, когда начали зарождаться другие формы собственности. Стали образовываться акционерные и совместные предприятия, а также предприятия с участием иностранного капитала. Именно зачаточные признаки рыночных отношений и неуклонная трансформация монопольного положения государственной собственности под воздействием иных форм собственности вызвали необходимость введения налоговой системы.

Одним из условий формирования рыночной экономики является создание оптимальной и соответствующей уровню развития государства налоговой системы. При этом весьма полезно изучить экономическую систему, на базе которой она создается.

Реформирование налогового законодательства в России началось с принятия Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и других нормативных актов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов [25. c. 532].

По каждому виду налога был принят соответствующий законодательный акт, налоговые органы разрабатывали инструкции, которые носили разъяснительный характер. До введения в действие Налогового Кодекса РФ в налоговую систему в разные периоды входило 46 различных видов налогов и сборов. Развитие налоговой системы сопровождалось постоянными изменениями законодательства, нарушались принципы налогообложения. Нередко новые положения распространялись на прошедшие периоды и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций.

Для налоговой системы 1990-х годов были характерны общий высокий уровень налогового бремени, неоправданно большое количество налогов и сборов, неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам, сложность и методическая неотработанность законодательных норм и правил исчисления налогов, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для плательщиков и получателей налогов, нестабильность налоговых норм, неоднозначность и расплывчатость отдельных принципиальных положений законов, низкая налоговая культура всех участников налоговых отношений.

Именно поэтому появилась необходимость создания единой законодательной и нормативной базы налогообложения, которая учитывала бы интересы всех субъектов налоговых отношений и служила платформой для строительства единой, логически цельной и согласованной системы налоговый платежей. Эти задачи ставились перед создателями Налогового кодекса РФ, первая часть которого была принята 31июля 1998 г [13. c. 9].


С 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая позволила решить многие назревшие налоговые проблемы и значительно повысила защищенность добросовестных налогоплательщиков. С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть Налогового Кодекса, регулирующая процесс взимания каждого налога в отдельности. В последующие периоды продолжалось введение налогов во вторую часть кодекса.

Кроме упорядочивания налоговой системы велась работа по снижению налогового бремени налогоплательщиков. Это выражалось в снижении налоговых ставок. Так например, налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35% до 24%. Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц была заменена единой ставкой 13%. Это способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики [23. c. 50-51].

Переход экономики России на принципы рыночного хозяйствования выявили острую необходимость реформирования всей финансовой системы страны и прежде всего – в налоговой сфере. Попытки структурных налоговых изменений заменили ранее существовавшую советскую систему планового распределения прибыли организаций, но не решили основную задачу налоговой системы: учесть интересы всех субъектов экономических отношений.

Налоговая система России прошла сложный путь становления и развития. Экскурс в историю был необходим для понимания проблем, с которыми столкнулась страна в постсоциалистический период и которые до сих пор не решены в полной мере. В западных странах становление налоговых систем шло путем эмпирического отбора тех форм, которые продемонстрировали свои преимущества в процессе их использования. Наша же страна, перейдя к рыночной экономике, пошла путем заимствования мирового опыта, без учета его сопоставления с экономическими, политическими, культурными особенностями России.

2. РОЛЬ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТА РОССИИ

В развитых странах основную часть доходов бюджетов составляют прямые налоги. Рассмотрим какова роль прямого налогообложения в Российской Федерации.

В целом ряде стран важнейшим источником доходов бюджета выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится к Новой Зеландии, Дании, Финляндии, Канаде, Японии. Налогообложение собственности и личных доходов граждан играет существенную роль в Великобритании, США, Канаде, Австрии [2. c. 43].


Подоходное налогообложение обладает большими возможностями влиять на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, вычетов, правильного выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет изменения ставок налога по мере роста доходов граждан.

Налог на прибыль организаций является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Экономическая сущность налога на прибыль заключается в том, что его величина находится в прямой зависимости от результатов хозяйственной деятельности и получаемой прибыли. Таким образом, данный налог играет существенную роль в экономике и финансах государства, осуществляя роль регулятора экономики [16. c. 212].

Основное предназначение налога на прибыль – обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична [7. c. 112].

В 2004 г, когда еще действовала 24% ставка, данный налог принес консолидированному бюджету 16%. С уменьшением ставки до 20% в 2009 году, его доля значительно уменьшилась. Так, в 2009 г. данный налог принес бюджету 9,3%. За последние пять лет его доля в доходах консолидированного бюджета РФ незначительно возросла с 8,5% в 2013 г. до 10,5% в 2017 г. (Приложение 1).

Налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. Налогообложение доходов физических лиц в большинстве развитых стран осуществляется с использованием прогрессивных налоговых ставок, что в наибольшей степени способствует реализации принципа равенства и справедливости налогообложения, в нашей же стране используются пропорциональные ставки, дифференцированные в зависимости от вида дохода.

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе РФ. Он занимает третье место по объёму поступлений в консолидированный бюджет РФ, уступая НДС, НДПИ и налогу на прибыль. В 2017 г. его доля составила 10,4% всех доходов бюджета. За последние пять лет больших разрывов между суммами поступлений в процентном выражении не было. В 2013 г доля НДФЛ составила 10,2%, в 2014 г. – 10,1%, в 2015 г. – 10,4%, в 2016 – 10,7% (Приложение 2). Что касается доли НДФЛ в местных бюджетах, то здесь она довольно велика и, хотя и стоит на первом месте по сравнению с другими налогами, все же ниже, чем в западных странах. Так, например, в бюджете Амурской области в 2017 г. доля налога составила 29,55% от всех поступлений. (Приложение 3).


Налог на имущество организаций является региональным налогом. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ устанавливают налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога [18. c. 214].

При его взимании реализуются обе функции налога: фискальная и экономическая. Первая, благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, вторая – через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество с точки зрения государства очевидно: имущество есть овеществленный доход и скрыть его сложнее [24. c. 223-224].

Так как большая часть имущества, подлежащего налогообложению, в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц, данный налог занимает центральное место по сумме поступлений среди имущественных налогов. Налог на имущество организаций в 2017 г. составил 2,8% всех доходов консолидированного бюджета РФ. (Приложение 2). В региональных же бюджетах его роль значительно выше. В бюджете Амурской области в 2017 г. он занял третье место после НДФЛ и налога на прибыль организаций и составил 12,79% (Приложение 3).

Налог на имущество физических лиц — местный налог, зачисляемый в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения [18. c. 236].

В странах с развитой рыночной экономикой имущественные налоги являются основными источниками формирования доходов местных бюджетов и обладают высокой фискальной значимостью. В России система имущественного налогообложения физических лиц – наиболее слабо отработанная область налоговых отношений и как следствие крайне низкий уровень налоговых поступлений. В настоящее время расходы государства по организации сбора этого налога сопоставимы с размерами налога, поступающими в местные бюджеты [2. c. 50]. Доля его в консолидированном бюджете РФ в 2017 г. составила всего 0,2% всех доходов бюджета (Приложение 2). Доля данного налога невелика и в региональных бюджетах. В 2017 г. он составил всего 0,54% всех доходов бюджета Амурской области (Приложение 3).

Налог на добычу полезных ископаемых призван выполнять не только фискальную функцию. Он преследует цели также экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных природных ресурсов и охрану окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов [16. c. 258].


На современном этапе НДПИ является одним из определяющих источников доходов бюджета РФ и занимает второе место после НДС не первый год. Так, удельный вес НДПИ в налоговых доходах консолидированного бюджета составил 13,3% в 2017 г. (Приложение 2).

Водный налог является федеральным налогом и относится к разряду природно-ресурсных платежей. Он выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Данный налог стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия. Часть собранных средств направляется на осуществление мероприятий по охране и восстановлению водных объектов, поэтому можно сказать, что он имеет и воспроизводственное значение [20. c. 434]. Доля водного налога очень мала и стоит чуть ли не на последнем месте. В 2017 г. всего 0,006% (Приложение 2).

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе РФ. В общем объёме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ он всегда составлял невысокую долю. Вместе с тем данный налог выступает в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы муниципальных органов. Данные налог направлен на стимулирование рационального использования и охрану земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества. Средства, полученные от налогоплательщиков, направляются на формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий [10. c. 296]. В консолидированном бюджете его доля составила 0,6% в 2017г. (Приложение 2).

Транспортный налог – региональный налог, который вводится в действие законами субъектов РФ о налогах и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов РФ [18. c. 225]. В консолидированном бюджете его роль невелика. В 2017 году он составил 0,5% всех поступлений (Приложение 2)

Анализируя поступления прямых и косвенных налогов в бюджет страны, можно сказать, что доля прямых налогов незначительно, но все же больше, чем косвенных. За последние пять лет данная тенденция не менялась, хотя можно наблюдать незначительный рост поступлений от косвенных налогов. В 2013 г. доля прямых налогов составила 32,8% всех доходов консолидированного бюджета против 18,6% косвенных налогов. В 2017 г. 38,3% доходов были получены путем сбора прямых налогов и 21,6% составили косвенные налоги (Приложение 4).