Файл: ПРЯМЫЕ НАЛОГИ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ(ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ. ДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Основным доходным источником государства являются налоги. Они обеспечивают финансирование его деятельности.

Налоги оказывают влияние на совокупный спрос и предложение, цены и занятость, темпы экономического роста. Изменяя условия налогообложения, налоговые ставки, устанавливая, изменяя или отменяя льготы и штрафы, а также отменяя и вводя новые налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, способствует решению актуальных для общества социальных и экономических задач.

Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных пособий. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказываются на состоянии государства и общества в целом.

В современном государстве применяется сложная система налогов, включающая до 40−50 их различных видов. Причиной такого большого количества являются их различные источники: зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал, и объекты: доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт налогообложения. Для упрощения изучения налогов они классифицируются по различным критериям. Самая ранняя классификация разделила налоги на прямые и косвенные. Особый интерес представляет группа прямых налогов, которые взимаются с дохода или имущества налогоплательщика.

Практически во всех развитых странах в налоговых доходах бюджетов основную часть составляют прямые налоги. То же можно сказать и России. Но, в отличие от других развитых стран, в прямом налогообложении нашей страны много нерешенных вопросов и проблем. В связи с этим, требуется детальное изучение механизма их функционирования и направлений их совершенствования, в этом и заключается актуальность данной работы.

Объектом исследования данной курсовой работы являются прямые налоги.

Предмет исследования – особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.

Целью исследования является изучение прямых налогов, их роли в налоговой системе Российской Федерации, а также изучении проблем связанных с взиманием прямых налогов и пути их решения.


Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать общую характеристику прямых налогов, раскрыть их сущность и значение;
  • рассмотреть эволюцию прямого налогообложения в России;
  • рассмотреть роль прямые налогов в Российской Федерации;
  • проанализировать состояние прямых налогов в Российской Федерации, выявить проблемы прямого налогообложения и наметить мероприятия по решению этих проблем.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений с таблицами.

В первой главе рассмотрены сущность, понятие и виды прямых налогов, эволюция представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные, их историческое развитие в России. Во второй главе рассмотрена роль прямых налогов в доходах бюджета нашей страны. Третья глава описывает все недостатки существующей сегодня налоговой системы и методы и пути оптимизации системы прямых налогов в РФ.

В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

При написании курсовой работы были использованы:

  • Нормативно-правовые акты: Налоговый Кодекс РФ;
  • официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федерального Казначейства РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства Финансов Амурской области;
  • учебная литература по налоговому праву и финансам;
  • статьи российских ученых по проблемам прямого налогообложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ. ДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ

Налоги играют важную роль в формировании доходной части бюджета государства. С помощью налогового регулирования государство способствует развитию экономики, повышению объемов производства, воздействует на структуру производства, а также содействует перераспределению доходов между различными слоями населения.

Определение понятия «налог» зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, но и от уровня развития государства, состояния его экономики и социально-политических отношений. Так, теория наслаждения определяет налог как цену, уплаченную гражданином за полученные от общества наслаждения. Теория страхования, рассматривает налог как страховой платеж, который уплачивается подданным государства на случай наступления какого-либо риска. Согласно классической теории, налоги – это один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Теория общественных потребностей говорит о том, что государство должно выполнять экономические функции, покрытием которых призваны служить налоги. Сторонники кейнсианской теории считали, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики. По их мнению, большие сбережения мешают экономическому росту, так как они не вкладываются в производство и представляют пассивный источник дохода, поэтому излишние сбережения следует изымать с помощью налогов [32. c. 173-175].


Согласно Налоговому Кодексу РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1 ст. 8].

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации. Она позволяет устанавливать различия и сходства налогов, собирать их в небольшое число групп, что облегчает их изучение и практическое использование.

Тот или иной способ классификации основан на ряде критериев. Множественность способов классификации способствует тому, что один и тот же налог, относимый к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что позволяет всесторонне его изучить, более четко уяснить его содержание и суть [15. c. 42].

Классификация играет большую роль и в различных международных сопоставлениях, так как налоговые системы разных стран достаточно существенно различаются.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания. Она делит налоги на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Косвенные – это те, которые включаются в цену товаров, работ, услуг и уплачиваются конечным потребителем [30. c. 43].

Существует и другой вариант определения прямых и косвенных налогов. Прямые налоги - это подоходно-поимущественные налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые объектом обложения и уплачиваемые производителем или собственником. Косвенные – налоги на потребление, взимаются в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем [21. c. 62].

Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов.

Ключевым критерием, определяющим разницу между прямым и косвенным налогообложением, является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, а последними облагаются трансакции вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Само понятие «косвенный» говорит о том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара [10. c. 48].


Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, поэтому денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством, то есть юридический и фактический налогоплательщиком в данном случае выступает одно лицо. Основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. При косвенном налогообложении облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога является потребитель, а юридический налогоплательщик выступает посредником между бюджетом и носителем налога [36. c. 20-22].

Прямое обложение по сравнению с косвенным более прогрессивно, так как учитывает доходы налогоплательщика, его семейное положение, при этом возможно адресное применение льгот; изъятие налога производится на стадии или в момент получения дохода [33. c. 96-97].

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и фактические налогоплательщики здесь различны.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщика в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности.

Кроме того, фискальная роль косвенных налогов более значимо реализуется в переходный период от командной к рыночной экономике. В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно невысокий в условиях отсутствия рыночного опыта и соответствующих норм рыночного поведения, поступления от косвенных налогов завязаны прежде всего на потребление, объем которого существенен в силу доминирования потребления над сбережением [11. c. 38-39].

Научная обоснованность данной классификации крайне важна для выработки практических рекомендаций построения налоговых систем. Эта система может быть ориентирована либо на доминирование в ней прямого обложения доходов и имущества, либо на косвенное обложение потребления [12. c. 141].

В среде ученых и практиков постоянно ведутся дискуссии о приоритете прямого либо косвенного налогообложения. У. Петти был сторонником косвенного налогообложения. А. Тюрго возражал против косвенных налогов. Он считал, что они нарушают свободу, правильный ход потребления, увеличивают издержки государства и дают преимущества иностранцам на внутреннем рынке [9. c. 13-14]. К. Маркс, отдавал предпочтение прямым налогам. Он рекомендовал полную отмену косвенных налогов, так как они повышают цены на товары. Торговцы прибавляют к ценам не только сумму косвенного налога, но и процент и прибыль на капитал, авансированный на их уплату. Кроме того, косвенные налоги скрывают от каждого лица сумму, которую он платит государству. Прямые же налоги не замаскированы, взимаются открыто и не вводят в заблуждение налогоплательщика [14. c. 213]. С.Ю. Витте считал, что прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежной способностью граждан. Он утверждал, что финансовая система любой страны должна базироваться на оптимальном состоянии прямых и косвенных налогов [9. c. 13].


В настоящее время налоговые системы развитых стран основываются преимущественно на прямом налогообложении, считая его стимулирующим фактором развития бизнеса.

Однако следует учитывать, что выбор соотношения между прямым и косвенным налогообложением вытекает из того, что на реализацию фискальной функции направлены в основном косвенные налоги, а стимулирующую (регулирующую) функцию выполняют прямые налоги [4. c. 215].

Кроме объективных факторов (доход, уровень потребления) в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей [37. c. 76].

Таким образом, сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Российская налоговая система, функционирующая с 1992 г., представляет собой взаимодействие двух равнозначных групп налогов: прямых, где объектом обложения являются доходы и имущество налогоплательщика, и косвенных, которые заложены в цену реализации товаров (работ, услуг), оплачиваются покупателем, но перечисляются в бюджетный фонд продавцом-налогоплательщиком [39. c. 1214].

Несмотря на изменчивость воззрений на природу налогов, их сущность остается неизменной и состоит в необходимости изъятия части дохода в пользу государства для формирования его бюджета.

Данная классификация является наиболее известной и исторически традиционной. Она представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. Но именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.

1.2. ВИДЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

Прямые налоги делятся на реальные и личные. В основе данного деления лежит степень учета имущественного и финансового положения налогоплательщика.

Реальные налоги не учитывают финансовое положение субъекта и уровень доходности объекта обложения. Налогом облагаются деятельность или товары как вещи. Основанием для налогообложения служит сам факт наличия имущества. Для реальных налогов большую роль играют внешние признаки: размер земельного участка или строения, число работников или количество станков. Реальное обложение не имеет необлагаемого минимума, поэтому несоразмерно тяжело для малоимущих. К реальным прямым налогам можно отнести земельный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, транспортный налог, налог на ценные бумаги.