Файл: ПРЯМЫЕ НАЛОГИ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ(ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ. ДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ НА ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оброчная подать с крестьян была преобразована в выкупные платежи, был введен квартирный налог, сумма которого зависела от наемной цены квартиры. В городах взимался налог с недвижимого имущества. Его величина зависела от чистого дохода, получаемого от этого имущества [23. c. 46].

В 1989 г. Николай 2 утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Он просуществовал вплоть до революции 1917 г. Были введены три торговых и промышленных разряда, по которым взимался основной промысловый налог. Он состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярморочную торговлю. Они взимались при ежегодной выборке промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России.

Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия (является ли оно гильдейским или акционерным обществом).

Принадлежащие купцам предприятия и заведения вносили дополнительный налог в виде раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли. Сумма раскладочного сбора определялась 1 раз в 3 года законодательно и ежегодно раскладывалась в губерниях по предприятиям. Сбор с прибыли составлял 3,33% с той части прибыли, которая в 30 раз превышала размер основного промыслового налога.

Акционерные общества платили дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался по ставке 0,15%. С капитала менее 100 рублей он не взимался. Процентный налог с прибыли устанавливался пропорционально чистой прибыли, которая рассчитывалась в процентах к основному капиталу [16. c. 21-22].

Накануне Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. Сумма налогов на торговлю и промыслы быстро росла за счет расширения сферы налогообложения. Среди прямых налогов главное место занимал промысловый налог. Сбор налогов планировался по трем направлениям: прямые налоги – 264,5 млн. руб., косвенные налоги – около 710 млн. руб. и пошлина – более 230 млн. руб [23. c. 46].

Основной особенностью организации сбора прямых налогов в России до 1903 г. была круговая порука, означавшая способ обеспечения своевременного и полного сбора налогов путем возложения ответственности за их уплату на крестьянскую общину в целом. Распространенная при отмене крепостного права на все сельское хозяйство, она была отменена законодательными актами 1903 и 1906 гг. по инициативе премьер-министра П.А. Столыпина [25. c. 25-26].


Таким образом, во второй половине XIX в. – начале XX в. прямые налоги претерпели существенную трансформацию. Наиболее продуктивным в фискальном отношении прямым налогом стал налог на предпринимательскую деятельность. Однако это изменение структуры прямых налогов не означает, что удалось добиться рациональной налоговой системы, характеризующейся справедливостью и пропорциональностью обложения. Усиление косвенного обложения в конечном счете отрицательно сказывалось на уровне жизни российского потребителя [6. c. 33].

Развитие экономики и налоговой системы было прервано Первой мировой войной. После революции 1917 года положение дел еще более ухудшилось. В январе 1917 г. был издан «Указ о введении в России подоходного налога». Налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов перекладывается на плечи бывшего высшего сословия. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат [29. c. 108].

Экономическая политика Советской России первоначально была направлена на установление прогрессивного подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости и установление высоких налогов на предметы роскоши [16. c. 138].

Налаживание финансовой системы началось после провозглашения новой экономической политики. Налоговая система хоть имела свою специфику, все же базировалась на налоговой системе царской России. Из прямых налогов действовали: сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, единый натуральный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств, военный налог, налог с наследства и дарений и другие.

Сельскохозяйственный налог рассчитывался в зависимости от количества земли и голов скота на одного едока.

Первым прямым налогом с несельскохозяйственного населения, введенным в июне 1921 г., был промысловый налог. Им облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Сумма патентного сбора зависела от местонахождения и разряда предприятия. Уравнительный сбор, по сути, представлял налог с оборота, его сумма зависела от суммы хозяйственного оборота. Он позволял относительно равномерно облагать все товары, улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов. К частным предприятиям применялись наиболее высокие ставки, государственным и кооперативным организациям предоставлялись льготы.


В 1922 году вводится подоходно-поимущественный налог. Субъектами были как физические, так и юридические лица. Объектом обложения выступал совокупный доход. Поимущественное обложение представляло собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение затрагивало не только предметы обихода, роскоши, но и производственное оборудование частных акционерных предприятий, запасы сырья, товаров. Государственные предприятия освобождались от поимущественного обложения. Они платили подоходный налог в размере 8%. Физические лица уплачивали данный налог в случае, если их годовой доход превышал 300 руб., либо если они имели имущество стоимостью свыше 300 руб. Использование необлагаемого минимума при исчислении подоходного налога позволяло освободить от налога лиц с небольшими доходами и заработками. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате этого слияние капиталов влекло значительное увеличение налогообложения, что препятствовало рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне [21. c. 30].

Впоследствии в порядок взимания подоходно-поимущественного налога были внесены существенные изменения, направленные на усиление дифференциации размеров обложения по источнику и характеру получаемых доходов, расширение круга плательщиков и повышение прогрессивности обложения. Поимущественное обложение в составе подоходного налога было отменено [16. c. 26].

Существовал рентный налог с городских и других земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота. Он состоял из двух частей: основной и дополнительной. Основной взимался в размере средней доходности сельскохозяйственных угодий в данной местности, дополнительный – в зависимости от доходности строений, возведенных на этой земле.

17 марта 1922 г. декретом ВЦИК был введен единый натуральный налог, который заменил продналог на отдельные сельскохозяйственные продукты. Он дифференцировался в зависимости от мощности хозяйств (количество пашни и сенокоса, число едоков, средняя урожайность в районе). Для семей красноармейцев, инвалидов Гражданской войны, хозяйств, пострадавших от белогвардейцев устанавливались льготы. Налоговые поступления в бюджет от этого налога составляли третью часть всех денежных поступлений [21. c. 31].

Прямые налоги, будучи орудием финансовой политики при распределении накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов, становились существенным фактором роста доходов бюджета. В 1922— 1923 гг. прямые налоги составляли около 43 % от всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923- 1924 гг. - 45 %, в 1925- 1926 гг. - 82 % [17. c. 12].


В конце 1920-х гг. был взят курс на полное вытеснение несоциалистических элементов из экономики. Новая экономическая политика свертывалась не только административными мерами, но и экономическими: усиление прогрессии налогообложения вело к исчезновению легально работавших частных предприятий. В связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием НЭПа, индустриализацией и коллективизацией система налогообложения постепенно была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределения денежных средств через бюджет страны [16. c. 140].

В 1930 г. была проведена грандиозная налоговая реформа. Она привела к изменению системы платежей предприятий. Была введена двухканальная система изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество как прямых, так и косвенных налогов и сборов. Было отменено значительно число налогов с физических лиц.

В 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов заменили подоходным налогом с колхозов. Этот прямой налог взимался в виде части их чистого дохода и поступал в государственный бюджет СССР. Средства использовались на финансирование общегосударственных потребностей [21. c. 32].

В годы Великой Отечественной Войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%. В 1941 году была введена 100%-ная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам, которая была отменена с появлением военного налога в 1942 году. За период 1942 – 1945 гг. поступления военного налога в бюджет составляли свыше 72 млрд. руб., что сыграло важную роль в финансировании военных расходов и изъятии денежной массы из обращения [16. c. 29].Был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, для привлечения средств на содержание детских учреждений, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям.

В результате реформы сельскохозяйственного налога в 1953 г. подоходное обложение было заменено погектарным. Теперь налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка [21. c. 33-35].

В сельском хозяйстве, подоходным налогом с колхозов, установленным в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1965 г., облагались чистый доход, часть фондов оплаты труда колхозников, превышавшая необлагаемый минимум.

В 1970 – 1980-х гг. предприятия облагались подоходным налогом с кооперативных и общественных предприятий, который взимался в виде части прибыли. С кооперативных предприятий, организаций и учреждений, а также с физических лиц взимался налог с владельцев строений [25. c. 37-38].


В 1979 г. был введен нормативный метод распределения прибыли, в соответствии с которым, до начала отчетного периода устанавливался норматив, определяющий, какую долю прибыли предприятие должно перечислить в бюджет, какую – в отраслевые централизованные фонды и какую – оставить в собственном распоряжении. Отчисления от прибыли предприятий носило налоговый характер, но отраслевые министерства и финансовые органы имели возможность в любой момент изменить налоговую ставку без участия законодательных органов. Центральные органы стремились сосредоточить в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов. Переливание их через расходую часть бюджета приводило к их перераспределению от хорошо работающих предприятий к слабо работающим. Заинтересованность в получении максимальной прибыли отсутствовала [23. c. 49].

Советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР какие-либо доходы, платили подоходный налог. Плательщики делились на несколько групп в зависимости от источника доходов. Для каждой группы был определен порядок обложения, размеры необлагаемого минимума, льготы и скидки.

В 1981 году был введен земельный налог. Он взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц, которым были выделены земельные участки. В этом же году был введен и налог с владельцев транспортных средств [25. c. 40].

В Советской России на смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования. Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93%. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13% подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 рублей) налоги не взимались вовсе. Повышенные ставки налогов существовали для небольшой категории высокооплачиваемых граждан. Доля прямых налогов в доходах бюджета была крайне мала. В частности, поступления подоходного налога с населения составляли не более 5-6% доходов государственного бюджета страны. При этом основным предназначением указанного налога являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80–90-х годов. Путь к выходу из этого кризиса был один – переход к рыночной экономике [32. c. 170].