Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Сущность оперативно-розыскной деятельности. Историческая справка.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следователь, а в случае необходимости руководитель органа предварительного следствия осуществляет первоначальную оценку предоставленных материалов по следующим критериям:

-наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, относящегося к компетенции органа предварительного следствия;

- выявлены ли лица, причастные к совершению преступлений, какова роль каждого из них в содеянном, их имущественное положение;

-в достаточном ли объеме выявлены и документально закреплены эпизоды преступной деятельности лиц, являющихся объектами документирования;

-проверены ли данные, которые предполагается использовать при возбуждении уголовного дела и производстве предварительного следствия, нет ли между ними противоречий, свидетельствующих об обстоятельствах, исключающих возбуждение уголовного дела и (или) привлечение разрабатываемых лиц к уголовной ответственности; какие материалы, полученные в результате ОРД, возможно, использовать в ходе расследования по уголовному делу[19]

Руководитель органа предварительного следствия информирует руководителя оперативно-розыскного подразделения, представившего эти материалы, о выводах по результатам изучения оперативных материалов[20]

После получения информации от органа предварительного следствия  о наличии оснований для возбуждения уголовного дела сотрудник оперативно-розыскного подразделения, который проводил документирование преступной деятельности, подготавливает и передает в орган предварительного следствия рапорт об обнаружении преступления и необходимые материалы ОРД с соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, ведомственных нормативных правовых актов.

После представления этих материалов следователь совместно с сотрудником OPO составляют совместный план их реализации, который утверждается руководителем органа предварительного следствия и руководителем оперативно-розыскного подразделения. 
В плане определяются тактика реализации оперативных материалов и наиболее благоприятное для этого время, необходимые OPM и предполагаемые к выполнению после возбуждения уголовного дела первоначальные следственные действия, последовательность и сроки их реализации, исполнители, меры по задержанию подозреваемых, расчет сил и средств, меры по ресурсному обеспечению, организация системы связи и взаимного информирования. 


К выявлению преступлений следует относить и выявление новых фактов и эпизодов преступной деятельности подозреваемых, обвиняемых, что может осуществляться и по уже возбужденному уголовному делу, в том числе при наличии подозреваемого, обвиняемого, а также по разрешенному делу, когда объект оперативного изучения уже осужден и отбывает наказание.

Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно - розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно - процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, совершивших преступления.

В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно - розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией уголовно - процессуальную деятельность; практически это проявляется в том, что оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получая фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, добывая информацию, передают ее следователю для дальнейшего использования в ходе расследования[21].

В ходе оперативно - розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех видов доказательств.

Задача установления лиц, совершивших преступление, взаимосвязана с раскрытием преступления либо с его пресечением. Это также зависит от того, стало ли известно лицо до момента совершения (окончания) им общественно опасных действий либо в момент или после выполнения части криминальных действий. 
Преступление нельзя считать раскрытым, если не выявлено и не установлено лицо, его совершившее, невозможно пресечь действия абстрактного субъекта преступления; вряд ли следует считать решенной задачу предупреждения абстрактных преступлений, замышляемых или подготавливаемых неопределенными лицами (за исключением общего предупреждения). 
Необходимо отметить, что такое детальное терминологическое разграничение задач может носить весьма условный характер, но иметь
принципиально важное практическое значение, в частности ориентировать правоприменителя (субъектов ОРД) не только на достижение конечного результата в виде раскрытия преступления, но и на решение промежуточных задач, которые могут быть более важными и значимыми, чем сам конечный результат. Это прежде всего относится к преступлениям, общественно опасные последствия которых носят необратимый характер. 


В сущность понятия "выявление" входит процесс установления признаков преступления методами и средствами оперативно-розыскной деятельности[22]. Иными словами, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается обнаружение признаков криминала и осуществляется сбор информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также о лицах - исполнителях вскрытого противоправного деяния.

В понятие "пресечение" входят меры оперативно-розыскной деятельности, направленные на своевременное реагирование, документирование и ликвидацию преступных проявлений с последующим приобщением данных оперативно-поискового дела к материалам уголовного дела. Оперативно-поисковое дело заводится по решению руководителя оперативного органа.

В термин "раскрытие преступления" законодателем заложено следующее:
1) обнаружение и задержание лица, готовящегося к совершению преступления либо совершившего или совершающего его. В последнем случае часто употребляется профессиональное словосочетание "взять с поличным", т.е. застать на месте совершения преступления, раскрыть преступление "по горячим следам";

2) орган дознания, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, задержав лицо, виновное в противоправном деянии, и передав его следователю, может считать, что преступление, исходя из основных его функциональных обязанностей, раскрыто.

Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно - розыскных мер. В число этих мер входят:

- обеспечение оперативно - тактической готовности органов внутренних дел к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях;

-организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений;

-осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах.

Раскрытие преступлений представляет собой длящийся процесс от выявления самого факта совершенного преступления либо действий по уже известному (зарегистрированному) преступлению, но совершенному в условиях неочевидности, когда предстоит установить лицо, его совершившее, и до момента судебного решения по делу. 
В этом случае ОРД выступает как в качестве инструмента выявления криминального деяния, так и в качестве средства обеспечения деятельности органов дознания, следствия, прокурора и суда в решении задач установления события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказания. Это связано с тем, что преступление не раскрывается при помощи только оперативно-розыскных средств и методов. Здесь прослеживается органическая связь ОРД с уголовным процессом, включающим выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК), что служит ориентиром ОРД на решение задач уголовного судопроизводства.


Собранные оперативно-розыскным путем фактические данные сами по себе, без их процессуального получения и подтверждения доказательствами не являются, именно поэтому ФЗ об ОРД (ст. 11) декларирует возможность использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. 
ОРД выступает вспомогательным средством, обеспечивающим раскрытие преступлений, и потому, что для признания преступления раскрытым законодательством определена соответствующая юридическая процедура, гарантирующая установление истины по делу, исключающая привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц, т.е. уголовный процесс. Преступление нельзя считать раскрытым до того момента, пока виновность обвиняемого не доказана в предусмотренном законом порядке и не установлена вступившим в законную силу приговором суда. На это прямо ориентирует Конституция РФ (ст. 49). Соответственно, решение задачи ОРД по раскрытию преступления актуально как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе оперативно-розыскного обеспечения предварительного следствия. 

Раскрытие преступления нельзя отождествлять с его обнаружением (выявлением), установлением лица, его совершившего. Как представляется, законодатель, формулируя задачу раскрытия преступлений, исходит из широкого понимания этой задачи и не отождествляет ее решение с моментом, с которого преступление можно считать раскрытым, например, с момента установления лица, его совершившего, предъявления ему обвинения, составления обвинительного заключения, вынесения приговора либо, наоборот, освобождения его от уголовной ответственности и наказания. 
Только постановка (толкование) задачи раскрытия преступления в широком ее понимании способствует плодотворному взаимодействию ОРО, органов дознания и предварительного следствия, концентрации (объединения) их усилий при выявлении и изобличении виновных лиц. 
Задача раскрытия преступления ориентирует OPO и на решение задач уголовного процесса, состоящих в быстром и полном раскрытии преступлений. 
Нормативные основы раскрытия преступлений в системе МВД России заложены в Инструкции об организации взаимодействия подразделений
и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной приказом "Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности ОВД РФ при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел" МВД России от 29 апреля 2015 г № 495). 


В частности, Инструкция возлагает на начальника криминальной полиции организацию работы по раскрытию преступлений путем: осуществления оперативной разработки обоснованно подозреваемых в совершении преступлений лиц, в том числе содержащихся в ИВС, и своевременного направления заданий на них в СИЗО и УИС; регулярного направления в экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП) дактокарт для проверки конкретных лиц; немедленного проведения (при наличии оснований) обысков, активного использования в раскрытии преступлений оперативно-справочных, экспертно-криминалистических и других учетов, а также источников оперативной информации. 
Инструкция определяет порядок взаимодействия следователей с оперативными аппаратами при реализации оперативных материалов и рассмотрении материалов доследственной проверки. 
Порядок взаимодействия различных субъектов ОРД в раскрытии преступлений определен Межведомственной инструкцией по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ №9,МВД России №40,ФСБ России №34,ФТС России №86 от 18.01.2012г.

Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно - розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно - процессуальных мер пресечения. Перечисленные способы позволяют сделать вывод, что само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно - розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления[23].

Пресечение преступлений подразумевает применение таких оперативно-розыскных мер, при помощи которых прекращается начатая преступная деятельность лица или группы лиц на стадии неоконченного преступления (покушения) либо оконченного, но непосредственно после его совершения. Как правило, это задержание с поличным, передача (реализация) собранных оперативных материалов в следствие с последующим возбуждением уголовного дела и принятием мер уголовно-процессуального принуждения (избрания меры пресечения). В данном случае не имеет значения, какие (оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные или иные) меры были приняты.