Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Сущность оперативно-розыскной деятельности. Историческая справка.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задаче пресечения соответствуют любые меры, основанные на данных, полученных оперативным путем, при использовании которых прекращается начатое преступление. К пресечению преступлений следует отнести и меры по разобщению, разложению ОПФ.[24] 

Согласно ст. 90 УК РФ предупреждение - это одна из принудительных мер воспитательного воздействия, которая может быть назначена несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой и средней тяжести. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ[25].

Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно-розыскных и (или) иных мер, основанных на оперативных данных, при помощи которых возможны недопущение совершения противоправных действий, изменение преступного поведения субъекта, недопущение общественно опасных последствий или их минимизация. 
В зависимости от стадии развития преступной деятельности, на которой были получены оперативные данные, при помощи оперативно-розыскных средств и методов возможно и иногда необходимо провести предупреждение конкретного замышляемого или подготавливаемого преступления. Это могут быть мероприятия, направленные на склонение объекта к отказу от совершения преступления, от продолжения начатых действий, либо задержание его за совершение иного преступления, например, объект совершил приготовление к убийству, приобрел для этих целей огнестрельное оружие, но до начала действий, направленных на причинение смерти, был задержан за незаконное ношение, хранение оружия. В любом случае, будет ли доказан факт приготовления к убийству или пет, конкретное преступление (убийство) можно считать предупрежденным хотя бы потому, что не наступили его общественно опасные последствия. 
В качестве средства индивидуального предупреждения преступлений ОРД может выступать и применительно к лицам, уже совершившим преступления, когда имеет место оконченное преступление, но их криминальная деятельность носит серийный характер либо совершенное преступление является продолжаемым. В этом случае при выявлении и задержании лица можно говорить и об оперативно-розыскном предупреждении, недопущении совершения им новых преступлений, минимизации общественно опасных последствий совершенного деяния. 
ОРД предусматривает и сбор данных, необходимых для принятия решений:


-о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

-о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

-о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

-об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

- по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;

-о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ст. 7 ФЗ об ОРД).

Это способствует устранению возможности совершения преступлений со стороны лиц, которым отказано в доступе к определенным сведениям или допуске к определенным видам деятельности[26].
Предупреждение преступлений в ОРД может носить и общий характер. В частности, это подтверждает тот факт, что по оперативным данным раскрывается значительная часть преступлений, лица, их совершившие, привлекаются к ответственности, что является мерой воздействия на лиц, которые не совершают преступления из страха уголовной ответственности. 
По обобщенным оперативно-розыскным данным могут выявляться причины и условия, способствующие совершению преступлений. На этой основе вносят в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об их устранении[27], что также является мерой предупреждения преступлений.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность направлена на выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, т.е. представители оперативно-розыскной деятельности ограничивают свою задачу и ее решение наличием признаков преступного деяния и изобличением виновных в его совершении. Они обязаны сотрудничать в том или ином объеме с органами и службами, которые решают аналогичные или близкие задачи, в частности, с органами государственной исполнительной власти в лице полиции содержит близкое анализируемой норме положение: "обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений,.. выявление и раскрытие преступлений, защита собственности") или с судебными приставами (на основании ст. ст. 12 и 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в изм. Внесенными ФЗ №497 от 31.12.2014).

В качестве самостоятельной и специфичной задачи ОРД законодателем выделена задача осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.


Задача розыска имеет различия по процессуальному положению и может характеризовать этап ОРД, следующий за раскрытием преступления, либо являться его составной частью. Розыск без вести пропавших характеризует в некоторой мере задачу выявления преступления, когда без установления жертвы, ее идентификации невозможно установить факт и признаки преступления или его отсутствие либо доказать виновность или снять подозрение с лица, подозреваемого в исчезновении (убийстве) разыскиваемого. 
Задача розыска характеризует и взаимосвязь ОРД с задачами уголовного процесса по обеспечению быстрого, полного и объективного расследования, неотвратимости наказания независимо оттого, принято ли решение по делу или оно находится в стадии расследования. 
Задача розыска отличается от задачи выявления и установления ими, совершивших преступление, прежде всего тем, что для осуществления розыска лицо необходимо не только выявить, но и установить хотя бы оперативным путем его причастность к совершению преступления, т.е. розыск осуществляется уже по известным фактам преступной деятельности и в отношении конкретных лиц. Займа же их выявления и установления заключается в том, чтобы определить, конкретизировать (идентифицировать) лицо, подготавливающее, совершающее или совершившее преступление. 
Решение задачи розыска предполагает осуществление специальной розыскной работы, которая только с осуществлением ОРД не отождествляется: ОРД является ее составной частью. 

В соответствии с УПК (п. 38 ст. 5) розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознании но поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. 
Производство розыскных действий, осуществляемых по поручению и указанию следователя, в контексте ст. 157 УПК следует рассматривать как синоним выявления и обнаружения, осуществления ОРД в целом, а не термин, тождественный розыскной работе, решению задачи по розыску лиц.

В целях усовершенствования содержания нормы, заложенной в ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона, считаем уместным рекомендовать законодателю изложить данную норму в следующем виде: "осуществление розыска известных и неизвестных лиц, скрывшихся (скрывающихся) от органов дознания, следствия и суда, а также от правоохранительных органов иных государств, на основании действующих правительственных межгосударственных соглашений и международных актов; осужденных, бежавших из учреждений исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации". Далее, в развитие положений данной нормы и редакционного улучшения понимания задач ОРД отдельной частью целесообразно выделить: "осуществление розыска без вести пропавших, признанных потерпевшими по возбужденным уголовным делам, и установление личности по трупу неизвестных граждан по возбужденным уголовным делам, а также установление неизвестной личности, которая ввиду возраста и/или травмы не может дать о себе установочных сведений и в отношении которой совершено преступление".


Комментируя ч. 2 ст. 2 в той редакции, которую определяет ей законодатель, нельзя не отметить, что в словосочетании "розыск лиц" в практике расследования по возбужденным уголовным делам имеется в виду подозреваемое или обвиняемое лицо, которое в дальнейшем будет признано виновным в совершении преступления по приговору суда. Данное обстоятельство определило и историческую практику ведения учета лиц, совершивших преступления, а также концентрации локальных данных по делам оперативного учета. Кроме того, мы рекомендуем заводить для эффективной оперативно-розыскной деятельности учет лиц, склонных к совершению преступления, что позволит своевременно обеспечить раскрытие латентных преступлений уже на стадии подготовки. При этом рекомендованный учет должен быть закреплен нормативным актом как обязательный, а не только как инициативный или локальный, находящийся у оперативного сотрудника территориального подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Законодатель в ч. 2 комментируемой статьи в перечне разыскиваемых лиц называет без вести пропавших. Однако, как мы уже отмечали, по данной категории требуется дифференцированный подход. Это связано с тем, что главная цель Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" - борьба с преступностью, а не со всеми негативными социальными явлениями вообще. Поэтому основной розыск без вести пропавших граждан, если не установлены признаки криминала, должен осуществляться другим самостоятельным органом исполнительной власти (что и имеет место в реальной практике расследования) и соответственно регламентироваться иным самостоятельным законом, в данном случае - правовым актом федерального уровня "О розыске и идентификации человека". Более того, пока не принято решение по обозначенной проблеме, во всех случаях безвестного исчезновения человека, если нет твердой уверенности в отсутствии криминала, должно возбуждаться уголовное дело по ст. 105 или ст. 126 УК РФ с оперативно-розыскным обеспечением в режиме оперативно-поискового дела. При этом оперативно-розыскные мероприятия по розыску без вести пропавших должны осуществляться не только среди живых лиц, в том числе задержанных, осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, среди лиц, находящихся в лечебных учреждениях, но и среди неопознанных трупов, обнаруженных после исчезновения человека. Специалисты считают, что подготовка проекта указанного нормативного акта для членов группы во многом связана с уяснением ряда принципиальных моментов, касающихся перспектив развития розыскной работы, ее организации. Главным при этом является вопрос о необходимости создания самостоятельной розыскной службы.


Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно - розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно - организационное обеспечение практически на всех уровнях системы МВД России[28].

Суть нормы ч. 3 ст. 2 с учетом открытого характера данной публикации и исходя из общих мер правоприменительной деятельности, регламентированной закрытыми нормативными актами, в том, что соответствующие оперативно-розыскные подразделения и службы самостоятельно и/или во взаимодействии друг с другом осуществляют оперативно-розыскную деятельность для достижения поставленной цели и задач, которые направлены на решение общих и частных вопросов обеспечения национальной, военной, социально-антропологической и экологической безопасности Российской Федерации. Поиск преступников, совершивших преступления против государства (военные преступления, экономические, экологические), в основном возлагается на МВД России. Если есть основания полагать, что разыскиваемое лицо скрывается за границей, то его розыск осуществляется на основе международных договоров. При этом экстрадиция возможна только на основе такого договора. Впрочем, даже при отсутствии договора государство, на территории которого скрывается разыскиваемый преступник, может выдать его затребовавшей стране.

К сожалению, в обеспечении розыска и/или установлении как известных, так и неизвестных лиц, прежде всего преступников, существующие оперативные подразделения различных министерств и комитетов не используют имеющийся арсенал средств и методов розыска и отождествления человека. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128 "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" государственная дактилоскопия как средство идентификационной защиты граждан поможет установить не только скрывшегося известного преступника, проживающего под другим именем, но и без вести пропавшего гражданина, когда он не может сообщить о себе установочных данных в силу возраста или травмы, а также позволит найти пропавшего среди неопознанных трупов.