Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Сущность оперативно-розыскной деятельности. Историческая справка.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В действующей редакции Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" перечень задач ОРД расширен. В их число вошло обеспечение государственной, военной, экологической, экономической безопасности Российской Федерации.

Особое место отводится экологическим преступлениям, объединяющим деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный характер, поэтому ОРД призвана сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды. Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.

Решение задачи государственной и военной безопасности не входит в компетенцию органов внутренних дел и поэтому в данном комментарии не рассматривается.

К числу задач, не связанных с уголовным процессом, относится добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. 
Представляется, что суть рассматриваемой задачи не сводится к добыванию информации о событиях или действиях, которые квалифицируются в качестве преступления, например как экологические преступления, преступления против общественной безопасности, преступления в сфере экономики, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, хотя они в целом (как и вся преступность) представляют собой угрозу безопасности РФ, так как добывание такой информации вписывается в задачу выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших[29]
Реализация данной задачи возможна при обращении к нормативным актам, определяющим обеспечение безопасности в указанной сфере, и прежде всего нормам Закона РФ «О безопасности», ФЗ «О внешней разведке», положениям Государственной стратегии экономической безопасности РФ , Концепции национальной безопасности РФ, Доктрине информационной безопасности России.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (см. ст. 4 Закона РФ «О безопасности»). К числу таких органов отнесены и органы, осуществляющие ОРД, которые наделены правом использования в своей деятельности специальных сил и средств, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»).
Осуществление ОРД применительно к рассматриваемой задаче носит превентивный характер. Здесь в определенной мере реализуется и задача предупреждения преступлений, причем такое предупреждение носит стратегический, глобальный характер. 


По данной главе необходимы сделать следующие выводы:

- Задачи оперативно-розыскной деятельности сформулированы в ст. 2 ФЗ «Об ОРД». Они взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.

-Необходимо отметить, что такое детальное терминологическое разграничение задач может носить весьма условный характер, но иметь
принципиально важное практическое значение, в частности ориентировать правоприменителя (субъектов ОРД) не только на достижение конечного результата в виде раскрытия преступления, но и на решение промежуточных задач, которые могут быть более важными и значимыми, чем сам конечный результат. Это прежде всего относится к преступлениям, общественно опасные последствия которых носят необратимый характер. 

-Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, - важнейшая часть общих задач ОРД.

-В качестве самостоятельной и специфичной задачи ОРД законодателем выделена задача осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

- Задача розыска имеет различия по процессуальному положению и может характеризовать этап ОРД, следующий за раскрытием преступления, либо являться его составной частью. Отличие этой задачи от задачи выявления и установления ими, совершивших преступление, что для осуществления розыска лицо необходимо не только выявить, но и установить хотя бы оперативным путем его причастность к совершению преступления.

-Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно - розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно - организационное обеспечение практически на всех уровнях системы МВД России.

- Особое место отводится экологическим преступлениям, объединяющим деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный характер, поэтому ОРД призвана сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды. Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.


-В действующей редакции Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" перечень задач ОРД расширен. В их число вошло обеспечение государственной, военной, экологической, экономической безопасности Российской Федерации.

Выявленные недостатки и предложения :

-В целях усовершенствования содержания нормы, заложенной в ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона, считаем уместным рекомендовать законодателю изложить данную норму в следующем виде: "осуществление розыска известных и неизвестных лиц, скрывшихся (скрывающихся) от органов дознания, следствия и суда, а также от правоохранительных органов иных государств, на основании действующих правительственных межгосударственных соглашений и международных актов; осужденных, бежавших из учреждений исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации". Далее, в развитие положений данной нормы и редакционного улучшения понимания задач ОРД отдельной частью целесообразно выделить: "осуществление розыска без вести пропавших, признанных потерпевшими по возбужденным уголовным делам, и установление личности по трупу неизвестных граждан по возбужденным уголовным делам, а также установление неизвестной личности, которая ввиду возраста и/или травмы не может дать о себе установочных сведений и в отношении которой совершено преступление".

-Комментируя ч. 2 ст. 2 в той редакции, которую определяет ей законодатель, нельзя не отметить, что в словосочетании "розыск лиц" в практике расследования по возбужденным уголовным делам имеется в виду подозреваемое или обвиняемое лицо, которое в дальнейшем будет признано виновным в совершении преступления по приговору суда. Данное обстоятельство определило и историческую практику ведения учета лиц, совершивших преступления, а также концентрации локальных данных по делам оперативного учета. Кроме того, мы рекомендуем заводить для эффективной оперативно-розыскной деятельности учет лиц, склонных к совершению преступления, что позволит своевременно обеспечить раскрытие латентных преступлений уже на стадии подготовки. При этом рекомендованный учет должен быть закреплен нормативным актом как обязательный, а не только как инициативный или локальный, находящийся у оперативного сотрудника территориального подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

- Законодатель в ч. 2 комментируемой статьи в перечне разыскиваемых лиц называет без вести пропавших. Однако, как мы уже отмечали, по данной категории требуется дифференцированный подход. Это связано с тем, что главная цель Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" - борьба с преступностью, а не со всеми негативными социальными явлениями вообще. Поэтому основной розыск без вести пропавших граждан, если не установлены признаки криминала, должен осуществляться другим самостоятельным органом исполнительной власти (что и имеет место в реальной практике расследования) и соответственно регламентироваться иным самостоятельным законом, в данном случае - правовым актом федерального уровня "О розыске и идентификации человека". Более того, пока не принято решение по обозначенной проблеме, во всех случаях безвестного исчезновения человека, если нет твердой уверенности в отсутствии криминала, должно возбуждаться уголовное дело по ст. 105 или ст. 126 УК РФ с оперативно-розыскным обеспечением в режиме оперативно-поискового дела. При этом оперативно-розыскные мероприятия по розыску без вести пропавших должны осуществляться не только среди живых лиц, в том числе задержанных, осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, среди лиц, находящихся в лечебных учреждениях, но и среди неопознанных трупов, обнаруженных после исчезновения человека. Специалисты считают, что подготовка проекта указанного нормативного акта для членов группы во многом связана с уяснением ряда принципиальных моментов, касающихся перспектив развития розыскной работы, ее организации. Главным при этом является вопрос о необходимости создания самостоятельной розыскной службы.


- К сожалению, в обеспечении розыска и/или установлении как известных, так и неизвестных лиц, прежде всего преступников, существующие оперативные подразделения различных министерств и комитетов не используют имеющийся арсенал средств и методов розыска и отождествления человека. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128 "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" государственная дактилоскопия как средство идентификационной защиты граждан поможет установить не только скрывшегося известного преступника, проживающего под другим именем, но и без вести пропавшего гражданина, когда он не может сообщить о себе установочных данных в силу возраста или травмы, а также позволит найти пропавшего среди неопознанных трупов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании данного исследования необходимо сделать следующие выводы и предложения:

-Сущность оперативно-розыскной деятельности определяется деятельностью, регламентированной законом специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

-Негласность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий представляет собой важнейшее условие их результативности, основанное на получении полной и объективной информации об обстоятельствах, которые могут негативно сказаться на охраняемых общественных интересах. Негласность снижает уровень противодействия со стороны враждебных обществу элементов, включая иностранные разведки. Высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности.

- Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью правоохранительной деятельности государства и носит юридический характер, поскольку включает в себя все требования (признаки) правоохранительной деятельности. Однако не все правоохранительные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности,ими наделяются только такие государственные органы, для которых борьба с преступностью и правонарушениями составляет основное содержание их деятельности. Перечень таких государственных органов ,так же как и содержание оперативно-розыскной деятельности устанавливается федеральным законом «Об ОРД».


- Непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности связано с использованием соответствующих сил, средств и методов.

- С принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, т. к. в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями. Тем не менее отдельные методы оперативно-розыскной деятельности полностью сохранили свою самостоятельность и продолжают использоваться наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, включая их в свое содержание.

- Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления. В связи с этим она имеет самостоятельное значение в борьбе с преступностью. Оперативно-розыскная деятельность также защищает личность от необоснованной компрометации в глазах общественности, которая часто сопровождает официальные гласные проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях.

- Задачи оперативно-розыскной деятельности сформулированы в ст. 2 ФЗ «Об ОРД». Они взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.

-Необходимо отметить, что такое детальное терминологическое разграничение задач может носить весьма условный характер, но иметь
принципиально важное практическое значение, в частности ориентировать правоприменителя (субъектов ОРД) не только на достижение конечного результата в виде раскрытия преступления, но и на решение промежуточных задач, которые могут быть более важными и значимыми, чем сам конечный результат. Это прежде всего относится к преступлениям, общественно опасные последствия которых носят необратимый характер. 

-Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, - важнейшая часть общих задач ОРД.

-В качестве самостоятельной и специфичной задачи ОРД законодателем выделена задача осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

- Задача розыска имеет различия по процессуальному положению и может характеризовать этап ОРД, следующий за раскрытием преступления, либо являться его составной частью. Отличие этой задачи от задачи выявления и установления ими, совершивших преступление, что для осуществления розыска лицо необходимо не только выявить, но и установить хотя бы оперативным путем его причастность к совершению преступления.