Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Сущность оперативно-розыскной деятельности. Историческая справка.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности связано с использованием соответствующих сил, средств и методов. К силам оперативно-розыскной деятельности относятся оперативные аппараты, должностные лица оперативных аппаратов, которые непосредственно организуют и осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также граждане, привлекаемые к проведению оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе.

1.2. Средства и методы оперативно-розыскной деятельности

Средства оперативно-розыскной деятельности представлены различными оперативными техническими средствами (оперативной техникой) и оперативными учетами, используемыми при раскрытии и предупреждении преступлений. К средствам оперативно-розыскной деятельности принято относить также служебно- розыскных собак.

Методы оперативно-розыскной деятельности – это те выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности специальные приемы выявления и изучения лиц, занимающихся преступной деятельностью или причастных к совершению преступлений, а также выявления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и предупреждения преступлений[10].

С принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, т. к. в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями. Метод разведывательного опроса, например, оказался тождественным оперативно-розыскному мероприятию в виде опроса, метод скрытого наблюдения – тождественным наблюдению и т. д. Тем не менее отдельные методы оперативно-розыскной деятельности полностью сохранили свою самостоятельность и продолжают использоваться наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, включая их в свое содержание. К таким методам в полной мере можно отнести метод личного сыска, при котором оперативный работник лично устанавливает оперативно значимые обстоятельства путем непосредственного осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и раскрытия преступлений[11], а также агентурный метод, предполагающий получение оперативнорозыскной информации и решение задач оперативно-розыскной деятельности путем использования возможностей отдельных лиц на конфиденциальной основе.


В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об ОРД» целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Названная цель оперативно-розыскной деятельности определяется ст. 2 Конституции Российской Федерации об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина. Как известно, государство представляет собой аппарат управления делами общества и «защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций». Для этого в структуру государства включаются, в частности, правоохранительные органы, представляющие собой «специальные учреждения по охране прав и свобод»[12]. Как уже отмечалось, использование правоохранительными органами негласных возможностей в борьбе с преступными посягательствами на личность, безопасность государства и общества в целом значительно повышает эффективность правоохранительной деятельности.

Негласные возможности позволяют своевременно выявлять преступные намерения отдельных лиц и преступных группировок, предотвращать замышляемые и подготавливаемые преступления, раскрывать замаскированные преступления и преступления, совершенные в условиях неочевидности.

Высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления. В связи с этим она имеет самостоятельное значение в борьбе с преступностью. Оперативно-розыскная деятельность также защищает личность от необоснованной компрометации в глазах общественности, которая часто сопровождает официальные гласные проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать следующие выводы по данной главе:

-Сущность оперативно-розыскной деятельности определяется деятельностью, регламентированной законом специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


-Негласность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий представляет собой важнейшее условие их результативности, основанное на получении полной и объективной информации об обстоятельствах, которые могут негативно сказаться на охраняемых общественных интересах. Негласность снижает уровень противодействия со стороны враждебных обществу элементов, включая иностранные разведки. Высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности.

- Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью правоохранительной деятельности государства и носит юридический характер, поскольку включает в себя все требования (признаки) правоохранительной деятельности. Однако не все правоохранительные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности,ими наделяются только такие государственные органы, для которых борьба с преступностью и правонарушениями составляет основное содержание их деятельности. Перечень таких государственных органов ,так же как и содержание оперативно-розыскной деятельности устанавливается федеральным законом «Об ОРД».

- Непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности связано с использованием соответствующих сил, средств и методов.

- С принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, т. к. в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями. Тем не менее отдельные методы оперативно-розыскной деятельности полностью сохранили свою самостоятельность и продолжают использоваться наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, включая их в свое содержание.

- Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления. В связи с этим она имеет самостоятельное значение в борьбе с преступностью. Оперативно-розыскная деятельность также защищает личность от необоснованной компрометации в глазах общественности, которая часто сопровождает официальные гласные проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях.


Глава 2.Задачи оперативно-розыскной деятельности.

2.1. Основные задачи оперативно-розыскной деятельности.

Задачи оперативно-розыскной деятельности сформулированы в ст. 2 ФЗ «Об ОРД»[13]:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

– установление имущества, подлежащего конфискации.

В комментируемой статье сформулирована совокупность задач оперативно - розыскной деятельности. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными[14].

Обозначенные в ст. 2 ФЗ об ОРД задачи являются общими для осуществления ОРД в целом, в то же время не все из поставленных
задач составляют задачи ОРД каждого конкретного субъекта этой деятельности. Так, оперативные подразделения СВР и органа внешней разведки Минобороны РФ проводят OPM только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других OPO (ст. 13 ФЗ об ОРД). 

2.2.Анализ задач оперативно-розыскной деятельности, их реализация.

Комментарий к статье 2 Часть 1 ст. 2 комментируемого Закона устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность, проводимая уполномоченными на то органами, направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

В соответствии с иерархией ценностей (личность, общество, государство) ФЗ об ОРД отразил и определенную логическую последовательность решаемых ОРД задач — это прежде всего работа по преступлениям, их выявление и раскрытие, установление лиц, их совершивших, затем осуществление розыскной работы и, в заключение, добывание информации о событиях и действиях.[15] Такая последовательность в постановке задач связана и с тем, что необходимость осуществления ОРД по конкретным преступлениям очевидна. Это вытекает прежде всего из законодательного определения ОРД, ориентированной на защиту личности, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств и продиктовано уже реально существующей общественной опасностью, исходящей от подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений и от лиц, их совершивших. Что касается добывания информации, необходимость в ней продиктована еще не реальной, а лишь возможной угрозой для безопасности[16]


Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, - важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно - розыскной деятельности предопределяют, что оперативно - розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств. Правильное применение оперативно - розыскных сил и средств позволяет своевременно:

- выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться не известными для органов внутренних дел, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;
- устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры
[17].

Рассматриваемая задача сформулирована в определенной логической последовательности действий. На первое место поставлено выявление преступлений, что предопределяет осуществление этой деятельности в форме сбора информации о криминальных деяниях, которые носят латентный характер, о действиях преступников, которые глубоко замаскированы и внешне могут не носить характера криминальных. В частности, в основной массе оперативным путем выявляются экономические преступления, коррупционные деяния, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, основная масса деяний, относимых к организованной преступной деятельности. 
Выявление преступления является одним из оснований возбуждения уголовного дела. В ходе проведения OPM создаются условия и предпосылки для официальной регистрации деяния в качестве преступления и принятия процессуального решения о возбуждении дела и проведения по нему расследования. 
Согласно нормативным актам МВД России, регулирующим взаимодействие подразделений органов предварительного следствия по расследованию организованной преступной деятельности и оперативных подразделений криминальной милиции, перед реализацией оперативных материалов путем возбуждения уголовного дела оперативно-розыскное подразделение направляет руководителю органа предварительного следствия соответствующие материалы с приложением обзорной справки-меморандума, в которой отражаются: факты противоправной деятельности объекта (объектов) документирования; имеющиеся фактические данные по каждому установленному эпизоду противоправной деятельности с указанием источника их получения с соблюдением требований конспирации и мер по защите государственной и иной охраняемой законом тайны, возможные пути и формы их использования в ходе предварительного следствия;
установочные и характеризующие данные на объект (объекты) документирования, включая имущественное положение разрабатываемых (проверяемых) лиц[18]