Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект(Сущность и понятие рынка труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве определения целенаправленности проводимой профориентационной работы известный российский экономист Л.А. Костин предлагает рассматривать следующие позиции:

1. проведение единой политики в области профориентации молодежи с учетом региональных особенностей;

2. создание и развитие целенаправленной и систематической работы по профориентации и информированию населения о состоянии рынка труда;

3. оказание высококачественных услуг по профориентации, обеспечение доступности этих услуг для всех категорий населения;

4. повышение конкурентоспособности, профессиональной мобильности и предупреждение молодежной безработицы [35, с. 113].

Задачей профессиональной ориентации в отношении учащихся выпускных классов общеобразовательных школ является оказание помощи молодым людям в принятии ими осознанного и обоснованного решения о выборе профессии, востребованной в конкретные периоды времени на рынке труда соответствующей территории. Указанная помощь заключается в расширении знаний о профессиях, возможностях их получения, выявлении профессиональных склонностей, самопознании личности, адаптации на современном рынке труда. Причем формирование профессиональных намерений старшеклассников - продолжительный и в известной степени регулируемый процесс, зависящий от уровня постановки профориентации школьников.

Для решения проблем кадрового обеспечения региона, подготовки специалистов к работе на создаваемых высокотехнологичных рабочих местах в период 2017 - 2021 годов планируется проведение мероприятий по снижению молодежной безработицы в регионе, что предполагает:

1) реализацию специальных программ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и осуществление социальной поддержки безработных граждан, для чего планируется оказывать данной категории граждан государственные услуги в области содействия занятости и осуществлять социальные выплаты безработным гражданам;

2) совершенствование системы социального партнерства на рынке труда, поиск новых направлений их взаимодействия;

3) реализацию мер информационной поддержки государственной политики занятости населения;

4) повышение эффективности деятельности органов труда и занятости населения Ульяновская область;

5) развитие и повышение качества системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и профессиональной ориентации населения Ульяновской областив целях обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и удовлетворения спроса организаций Ульяновской областина рабочую силу;


6) создание адаптивной системы образования в соответствии с результатами формируемого ежегодного прогноза дополнительной потребности организаций Ульяновской областив квалифицированных кадрах на среднесрочный период и формирование на его основе регионального заказа учреждениям профессионального образования Ульяновской областина подготовку кадров;

7) ежегодную разработку прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновская область;

8) оказание государственных услуг по выдаче заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Для обеспечения соответствия структуры профессионального образования потребностям регионального рынка труда органами образования предусматривается дальнейшая корректировка направлений и уровней профессиональной подготовки квалифицированной рабочей силы. Учитывая приоритетные направления развития отраслей экономики региона, планируется расширение профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса, сервиса и потребительской сферы; агропромышленного комплекса; градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Для согласованности с рынком труда эти бюджетные места следует распределить между вузами, исходя из данных, представленных в перечне профессий и должностей рынка труда региона. Перечень наиболее востребованных профессий и должностей в заявленном спросе на рабочую силу в Ульяновской области представлен в приложении 1.

Представим в таблице 3.1 распределение бюджетных мест по направлениям на 2016 год в Ульяновской области [51]. В последнем столбце для удобства расчетов проведем распределение востребованных профессий рынка труда, без учета профессий, не требующих специального образования.

Как мы видим из таблицы, при соотнесении рынка образовательных услуг и рынка труда востребованы больше вакансии рабочих, чем специалистов. Несоответствие спроса и предложения наблюдается на направлениях экологии (1,99%), политологии (4,44%), рекламе (1,99%), филологии (2,49%), культурологии (0,42%), жилищного хозяйства (6,76%), гуманитарных наук (0,80%), художественной культуры (3,72%), транспорта (3,00%).

Таблица 3.1 - Распределение бюджетных мест в образовательных учреждениях по Ульяновской области

направление/факультет

количество заявленных бюджетных мест

% к итогу

соответствующие пункты востребованных профессий

математика и компьютерные науки

118

4,99

20

химия, биология, физика

35

1,48

-

строительство

123

5, 20

25,29,30,31,32,34,37,40

география

36

1,52

39

экология

47

1,99

-

политология, история

105

4,44

-

реклама

47

1,99

-

филология

59

2,49

-

культурология

10

0,42

-

технический

189

7,99

4,12,13,18, 19,26

жилищное хозяйство

160

6,76

-

гуманитарные науки

19

0,80

-

социология

73

3,09

15

педагогика

342

14,16

3,9

медицина

297

12,56

1,2,6

художественная культура

88

3,72

-

транспорт

71

3,00

-

питание

67

2,83

24,27,28

экономика

333

14,08

5,8,10,11

государственное управление

58

2,45

17

сельское хозяйство

21

0,89

33

туризм

50

2,11

23

финансы

17

0,72

36


Много выпускается специалистов в сферах экономики, юриспруденции и программировании, выпускники попадают в условия жесткой конкуренции и зачастую начинают карьеру не по специальности. За счет сокращения процента выделенных бюджетных мест по перечисленным направлениям можно восполнить нехватку кадров в сферах здравоохранения, технической, строительства и общественного питания. Меньшее количество выпускаемых специалистов и большее количество рабочих и мастеров позволит уменьшить уровень молодежной безработицы Ульяновской области.

Для анализа спроса и предложение на рынке труда в настоящее время в Ульяновской области представим статистические данные в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Статистика по вакансиям в различных отраслях на 31.12.2016 года

название отрасли

количество вакансий

количество рабочих мест

бытовое обслуживание населения

213

395

жилищно-коммунальное хозяйство

757

1592

здравоохранение

1224

2277

кредитование, финансы, страхование

76

293

культура

180

284

наука

58

85

образование

1090

2080

промышленность

2105

5106

сельскохозяйственное производство

910

2796

социальное обеспечение

153

207

строительство

1304

6777

торговля и общественное питание

1811

4386

транспорт и связь

504

2215

управление

208

485

другие отрасли

2690

7951

всего

13283

36929

Таким образом, из таблицы 3.2 видно, что существует большая потребность в кадрах в отраслях строительство (6777 ед.), промышленность (5106 ед.), торговля и общественное питание (4386 ед.), сельскохозяйственное производство (2796 ед.). В настоящий период в Ульяновской области высококвалифицированная рабочая сила объективно не может быть полностью востребована, рынок запрашивает в основном низко квалифицированную рабочую силу. Теперь соотнесем рынок труда с заявленным количеством рабочих мест и востребованными профессиями и рынок образовательных услуг с заявленным количеством бюджетных мест по направлениям, проведенные расчеты предоставим в таблице 3.3 по данным на 2016 год.


Для того, чтобы выявить несоответствие рынков, мы воспользуемся формулами:

m = М б. мест \ М раб. мест * 100%, где (3.1)

m - несоответствие бюджетных мест, в %

М б. мест - количество бюджетных мест

М раб. мест - количество рабочих мест

m ср = ∑m \ nm, где (3.2)

m ср - среднее значение %

nm - общее количество m

m ср = 295,34 \ 14 = 21,09

Таблица 3.3 - Расчет несоответствия рынка труда и рынка образовательных услуг

название отрасли

кол-во бюдж. мест

кол-во вакансий

кол-во раб. мест

m

mср - m

бытовое обслуживание населения

50

213

395

12,66

8,43

жилищно-коммунальное хозяйство

493

757

1592

30,97

-9,88

здравоохранение

297

1224

2277

13,04

8,05

кредитование, финансы, страхование

17

76

293

5,80

15,29

культура

71

180

284

25,00

-3,91

наука

105

58

85

123,53

-122,44

образование

564

1090

2080

27,11

-6,02

промышленность

277

2105

5106

5,42

15,67

сельскохозяйственное производство

21

910

2796

0,75

20,34

социальное обеспечение

73

153

207

35,26

-14,17

строительство

123

1304

6777

0, 19

20,9

торговля и общественное питание

67

1811

4386

1,53

19,56

транспорт и связь

47

504

2215

2,12

18,97

управление

58

208

485

11,96

9,13

другие отрасли

102

2690

7951

-

-

всего

2365

13283

36929

-

-

Самое большое несоответствие рынков наблюдается в отраслях промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, торговле и общественного питании и транспорта и связи. При перераспределении бюджетных мест в эти направления мы смогли бы добиться большего соответствия рынков, что позволило бы снизить безработицу среди молодежи региона.


Заключение

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для создания кадрового состава  и развития кадрового потенциала предприятий  тесно взаимосвязаны между собой. Решение проблем занятости молодежи имеет ключевое место в любой развитой  стране.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, так как спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы, дополнительных навыков невелик.

Молодежный рынок труда характеризуется отсутствием нужного профессионального опыта, уровнем образования, что приводит к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами на рынке труда.

Молодые специалисты  это надежда любого развитого государства. Но неэффективная помощь в трудоустройстве молодежи  ведет к оттоку образованной молодежи за рубеж и  подрывает интерес в получении высшего профессионального образования.

Причины трудоустройства молодежи можно разделить на несколько факторов: во- первых, в современных условиях  отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников к требованиям работодателей – отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, отсутствие практических навыков по полученной профессии; во- вторых, это представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Часто абитуриент в выборе профессии не ориентируется в реальной ситуации на рынке труда, в потребностях нужного специалиста; в – третьих, можно отметить падение профессий с техническим уклоном, все больший спрос составляет  профессии с гуманитарным уклоном, что ведет к избытку специалистов гуманитарных наук и нехватке технических специалистов.

Для решения трудоустройства молодого населения необходимо помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы будет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи.

Государству необходимо заботиться о создании социальной стабильности и защищенности разных слоев населения; корректировать политику служб трудоустройства населения, выделять больше финансовой помощи для реализации программ по содействию трудоустройства граждан.