Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект(Сущность и понятие рынка труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Ценность профессионального образования для молодежи определяется престижностью профессии, а не ее востребованностью на рынке труда.

5. В связи с низкой оплатой труда и условиями труда, не отвечающими современным требованиям, рабочие места по массовым профессиям стали непривлекательны для молодежи.

6. Качество рабочей силы, предлагаемой учебными заведениями, не соответствует запросам работодателей, а внутрифирменное обучение практически не используется.

Чтобы избежать рассогласования необходимо использовать механизм прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг, для чего следует использовать научно разработанную унифицированную методику анализа рынка труда, позволяющую осуществлять прогнозные расчеты и формировать государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.

Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах усиливает проблему недостаточного уровня инновационного развития. Вопросы кадрового обеспечения молодыми специалистами региона сдерживают реализацию потенциала роста и диверсификации экономики, препятствуют модернизации производства.

Реализация задач в сфере развития инновационной деятельности Ульяновской области позволит осуществить перевод региональной экономики к 2021 году на инновационный путь развития, характеризующийся показателями из таблицы 2.4.

Таблица 2.4 - Основные планируемые показатели инновационного развития Ульяновской области

№ п/п

наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

1

объем отгруженных инновационных товаров, работ, без НДС и акцизов, млрд. руб.

3,8

4,2

4,6

5,1

5,6

2

поступления от экспорта технологий в зарубежные страны, млн. руб.

478,6

488,2

497,9

507,9

518,1

3

число внедренных инвестиционных проектов в сфере инноваций, единиц

7

10

12

15

16

4

число патентов на изобретения, выданных Роспатентом, национальным заявителям, единиц

567

589

610

633

648

5

число организаций, использующих передовые производственные технологии, единиц

971

975

979

982

985

6

общий объем вложений в действующие инновационные компании, млн. руб.

100

150

200

250

300


Объемы инновационных работ к 2021 году должны увеличиться на 1,8 млрд. руб., поступления от экспорта возрастут на 39,5 млн. руб., а общий объем вложений в инновационные компании увеличится втрое по сравнению с 2017 годом.

Проблема сбалансированности рынка труда молодежи может быть решена также за счет возобновления ранее действовавшей системы подготовки специалистов и рабочих: профориентационная работа в школе - ВУЗ - предприятие. Еще одним условием сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг может выступить развитие интегрированной системы обучения смежным профессиям с использованием схемы студент - учебное заведение - работодатель.

2.2 Прогнозирование потребностей в специалистах в Ульяновской области

В январе 2015 года по решению Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда в Ульяновской области, созданного в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Ульяновской областиот 24 августа 2014 года № 730 "О создании Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в Ульяновской области" (далее - областной Координационный совет) уполномоченным органом от администрации Ульяновской областипо прогнозированию потребности организаций в квалифицированных кадрах назначен департамент труда и занятости населения Ульяновской области (далее - департамент).

Первое обследование организаций Ульяновской области по вопросу дополнительной потребности в квалифицированных кадрах на период до 2020 года было проведено в феврале-марте 2015 года.

В августе 2016 года было принято распоряжение главы администрации (губернатора) Ульяновской областиот 16.08.2016 № 703 "О системе среднесрочного прогнозирования дополнительной потребности организаций Ульяновской областив квалифицированных кадрах и разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновская область", которое закрепило ежегодное формирование прогноза дополнительной потребности организаций Ульяновской областив квалифицированных кадрах на 5 летний прогнозный период (далее - прогноз потребности). Департаментом была доработана методика прогнозирования потребности и утверждена приказом департамента от 30.10.2016 № 325.


В соответствии с указанным распоряжением проведена работа по формированию прогноза потребности, которая основывалась на проведенном во всех муниципальных образованиях области опросе руководителей и представителей кадровых служб организаций по двум блокам:

1) прогнозируемая потребность на замену выбывающим работникам организаций по причинам естественной убыли (уход на пенсию, инвалидность, и др.), убыли в связи с переходом на учебу с отрывом от производства, призывом в Вооруженные силы;

2) прогнозируемая потребность на вновь создаваемые рабочие места, в том числе в рамках инвестиционных проектов.

В рамках обследования потребность в рабочих, специалистах и служащих определялась на основе анализа рабочих мест, существующих или планируемых работодателями к введению в прогнозный период, и необходимой квалификации работника для выполнения обязанностей на данном рабочем месте.

Реальный уровень профессионального образования и квалификация конкретного работника, занятого на данном рабочем месте, не являлись значимыми для целей обследования.

Принимались во внимание следующие характеристики рабочего места:

  • территориальная принадлежность организации, в которой обследуется дополнительная потребность в кадрах (муниципальное образование Ульяновская область);
  • отраслевая принадлежность организации, в которой обследуется дополнительная потребность в кадрах (в соответствии с ОКВЭД, утвержденного постановлением государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. №454-ст);
  • наименование профессии или должности, соответствующих данному рабочему месту (в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года № 364 (с дополнениями и изменениями));
  • код профессии по ОКЗ (Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93);
  • необходимый уровень профессионального образования.

Итоги прогноза потребности в кадрах приняты на расширенном заседании Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в Ульяновской области (протокол от 21 марта 2016 года № 1), и согласованы в установленном порядке с 13 министерствами и департаментами области, курирующими работу организаций по основным видам экономической деятельности.


Сформированный прогноз потребности в кадрах в профессиональном, территориальном и отраслевом разрезах направлен департаментом труда и занятости населения Ульяновской областив департамент образования и науки Ульяновской областидля использования в работе по формированию регионального заказа учреждениям профессионального образования Ульяновской областина подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.

Всего в обследовании приняли участие более 11,6 тыс. хозяйствующих субъектов, из них 1,7 тыс. крупных и средних организаций, 9,9 тыс. малых организаций, осуществляющих наем работников.

Прогноз потребности в квалифицированных кадрах по Ульяновской области в 2017-2018 годах составил 301,1 тыс. человек, кроме того, потребуется 46,7 тыс. неквалифицированных рабочих (рис. 2.1).

Рис. 2.1 - Структура прогноза потребности в кадрах на 2017-2018 годы в целом по Ульяновской области по уровням профессионального образования

В следующей таблице представим прогноз потребности в специалистах по отраслям на 2017-2018 годы в целом по Ульяновской области [52].

Таблица 2.5 - Состав и структура численности работников прогноза потребности по Ульяновской области

вид экономической деятельности

прогноз потребности, тыс. чел.

в % к итогу

здравоохранение и предоставление социальных услуг

38,5

12,8

обрабатывающие производства

36,6

12,2

образование

35,2

11,7

строительство

33,2

11,0

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

32,2

10,7

транспорт и связь

24,8

8,2

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

24,1

8,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

15,4

5,1

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

14,9

5,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

14,1

4,7

гостиницы и рестораны

13,5

4,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

10,6

3,5

финансовая деятельность

5,5

1,8

добыча полезных ископаемых

2,1

0,7

рыболовство, рыбоводство

0,3

0,1

итого:

301,1

100,0


Как видно из таблицы, наибольшую потребность в кадрах будут испытывать отрасли здравоохранения и образования, обрабатывающего производства, строительства и торговли. Наименьшая потребность в квалифицированных специалистах в отраслях рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, финансовой деятельности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.

2.3 Анализ механизма государственного управления повышением эффективности трудоустройства молодежи Ульяновской области

Как известно, трудоустройство молодых специалистов является своеобразным итогом и одновременно показателем эффективности работы системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров по конкретной специальности. Целью трудоустройства является процесс обеспечения работой молодежи, и для осуществления этого необходимо, во-первых, наличие работы, что равнозначно существованию потребностей на рынке труда, и, во-вторых, присутствие самих молодых специалистов на рынке труда, как продукта рынка образовательных услуг.

Объектом является процесс трудоустройства молодежи, субъектом в данном случае выступают показатели эффективности трудоустройства без учета специальности и показатель трудоустройства выпускников по специальности.

На рынке труда условно выделяются секторы, которые будучи связанными, тем не менее, отражают отдельные стороны взаимоотношений работника и работодателя. Трудоустроенный персонал фактически является стационарной частью рынка труда. По мере развития экономики эта часть меняется в объеме и структуре. Уволенные работники и освободившиеся рабочие места перетекают в состав рынка активного трудоустройства, а вновь принятые на работу сотрудники перемещаются в сектор трудоустроенного персонала. К сектору принудительного трудоустройства можно отнести работу по распределению после выпуска специалистов.

Основными сегментами рынка образовательных услуг являются выпускники системы профессионального образования, участники внутрифирменной подготовки и выпускники институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов государственной службы занятости населения.