Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект(Сущность и понятие рынка труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статистика оперирует обезличенными потоками человеческих ресурсов и не выделяет факторы, влияющие на эффективность трудоустройства: социально-демографические, психологические, образовательные, профессиональны и трудовые. В связи с этим, предложим модель трудоустройства молодежи, основанную на базе макроэкономического подхода с применением двух входных переменных: прогнозе потребности экономики в молодых специалистах и прогнозе объема их выпуска в разрезе укрупненных групп специальностей. В предложенной модели выходной переменной является прогноз коэффициента эффективности трудоустройства, который при умножении на прогноз выпуска позволяет рассчитать ожидаемое число трудоустроившихся молодых специалистов.

При проведении оценки практических возможностей трудоустройства молодежи широко распространен микроэкономический статистический подход, где рассматриваются 3 основных показателя: фонд резюме, фонд вакансий и трудоустройство. От контакта фондов зависит эффективность трудоустройства молодежи.

Технологии по обеспечению занятости молодежи, реализующиеся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, можно условно разделить на семь групп:

1) контроль обеспечения государственных гарантий в области занятости молодежи;

2) регистрация молодых граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация молодежи с 16-летнего возраста в качестве безработных;

3) оказание государственных услуг (организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, психологическая поддержка, осуществление социальных выплат, организация временного трудоустройства, содействие самозанятости, организация профориентации и др.);

4) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости молодежи;

5) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости молодежи;

6) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости, в том числе молодежи;

7) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости молодежи в субъекте Российской Федерации, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства.

Анализируя имеющиеся позиции в отношении методов повышения эффективности трудоустройства, можно сгруппировать и выделить следующие модели, способствующие решению проблемы занятости молодежи:


  • студенческое проектное бюро, основной задачей которого является содействие заключению договоров с предприятиями по работе молодых специалистов до их официального выпуска;
  • базовая кафедра, позволяющая осуществлять адресную подготовку специалистов под заказ работодателей;
  • интегрированный центр подготовки квалифицированных кадров, подготавливающий специалистов для предприятий региона, обеспечивающий проведение преддипломных практик с учетом последующего закрепления на проектируемом рабочем месте;
  • молодежные кадровые агентства, основными направлениями которых выступают: предоставление информационных, аналитических и организационных услуг маркетинговой службы по поддержке молодежи на региональном рынке труда;
  • бизнес-подготовка специалистов, выступающая как система непрерывной бизнес-подготовки молодежи в течение всего периода обучения в образовательных учреждениях, позволяющая иметь навыки открытия собственного дела и обладать необходимыми теоретическими знаниями в области развития малого и среднего предпринимательства;
  • информационная модель, существующая за счет функционирования в образовательных учреждениях консультационно-справочных пунктов, в том числе совместно или при участии органов службы занятости.

В областной целевой программе содействия занятости населения Ульяновской области выделены следующие основные направления по обеспечению занятости молодежи:

1. Оказание помощи молодежи в их самоопределении путем проведения профессиональной диагностики и профконсультаций при помощи мобильных центров занятости в целях недопущения роста молодежной безработицы;

2. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

3. Организация временного трудоустройства совершеннолетних граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

4. Организация и проведение акции для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в рамках временного трудоустройства в свободное от учебы время с выплатой материальной поддержки.

Вышеперечисленные мероприятия по оказанию государственных услуг, развитию системы профессиональной подготовки, повышению эффективности деятельности труда и органов занятости в комплексе направлены на улучшение основных показателей рынка труда. Экономический эффект мы можем увидеть в таблице 2.6, по расчету на 2017-2021 года.


Таблица 2.6 - Основные показатели развития рынка труда Ульяновской области

№ п/п

наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

1

численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, чел.

109000

110000

110000

110000

110000

2

уровень безработицы по методологии МОТ, %

5,6

5,5

5,5

5,5

5,4

3

уровень регистрируемой безработицы, %

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

4

коэффициент напряженности на рынке труда, единиц

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5

численность зарегистрированных безработных граждан в среднегодовом исчислении, чел.

21800

21600

21500

21400

21300

В течение периода планируется ежегодно трудоустраивать при содействии органов службы занятости не менее 110 тысяч человек, а также привлекать к участию в профориентационных мероприятиях не менее 230 тысяч граждан.

Реализация мероприятий в области поддержки малого и среднего предпринимательства окажет существенное воздействие на общее социально-экономическое развитие Ульяновская область, обеспечив прирост:

1) количества субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 2,5 тысячи единиц;

2) численности занятых в малом и среднем предпринимательстве не менее чем на 7,5 тысячи человек;

3) объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий не менее чем на 2,5 млрд. рублей.

Экономический эффект от реализации областной целевой программы содействия занятости населения Ульяновской области выражается в следующем:

  • по первому направлению планируется задействовать не менее 5 тыс. чел. ежегодно. Источником финансирования установлен областной бюджет в форме субвенций из федерального бюджета;
  • по второму направлению планируется трудоустроить не менее 40 тыс. чел. ежегодно. Предусмотрены средства регионевого бюджета;
  • по третьему направлению предусматривается трудоустройство не менее 700 чел. ежегодно за счет средств регионевого бюджета;
  • по четвертому направлению планируется привлечь не менее 10 тыс. чел. ежегодно за счет средств из регионевого бюджета в форме субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, основная работа по решению проблем занятости молодежи возложена на региональные и местные органы власти. Эффективность их деятельности зависит не только от финансирования мероприятий по занятости молодежи, эффективной работы центров занятости, но и от стремления молодежи к труду, к участию в реализации программ.

Глава 3. Предложения и рекомендации по решению проблем молодежного рынка труда России

Система профориентации - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения молодежи в интересах личности и общества.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда и условий, повышающих его производительность.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

Актуальность создания эффективной целостной системы профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи обусловлена, прежде всего, общими задачами государственной молодежной политики, нацеленной на обеспечение права молодежи на образование и труд, в том числе за счет предоставления стартовых возможностей для трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, развития интеллектуального и духовного потенциала российской молодежи, ориентация на правильно сделанный профессиональный выбор.

На данном этапе экономического развития в силу сложившегося и усиливающегося несоответствия спроса и предложения огромную роль занимает профессиональная ориентация. В связи с этим, для создания условий для самореализации молодого человека и обеспечения его занятости, все большее внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения молодежи, с тем, чтобы не допустить массовый выход на рынок труда молодых специалистов, обладающих бесперспективными профессиями, и являющихся, по сути, потенциальными кандидатами в "ряды" безработных.


По этому поводу К. Кязимов писал, что в таких условиях одним из основных механизмов, способствующих смягчению и предупреждению молодежной безработицы, является организация и функционирование на региональном рынке труда единой системы профессиональной ориентации и профессионального обучения граждан, направленной на обеспечение конкурентоспособности и активности граждан на рынке труда путем содействия в последующем выборе оптимального для них вида занятости, с учетом индивидуальных интересов, потребностей и возможностей каждого человека. И многое при этом зависит от способности государства предоставить квалифицированную помощь молодежи, впервые попадающей на рынок труда, при принятии решения о выборе или смене профессии.

Специалисты выделяют четыре подсистемы профориентации:

1) профессиональное просвещение и информирование, включающие в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;

2) профессиональная консультация, позволяющая оказать помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;

3) профессиональный отбор, устанавливающий психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;

4) профессиональная адаптация, способствующая приспособлению молодежи к производству, условиям труда.

При этом следует заметить, что методы и направления профессиональной ориентации различны для определенных категорий граждан, которым предоставляются профориентационные услуги.

Обобщая вышеизложенное можно предложить в качестве основных составляющих повышения информированности выпускников учреждений следующие программы:

  • адаптированная к рынку труда система информирования и консультирования выпускников школ по выбору профессии и профессиональной карьеры;
  • информирование выпускников учреждений профессионального образования об услугах, предоставляемых органами государственной службы занятости населения, а также о состоянии и конъюнктуре рынка труда;
  • организация специализированных ярмарок рабочих мест;
  • организация встреч молодых специалистов с работодателями, работниками службы занятости, представителями органов исполнительной власти;
  • открытие кабинетов профориентации;
  • обеспечение свободного доступа к электронным ресурсам, в том числе вакансиям, заявленным работодателем;
  • повышение роли СМИ в освещении вопросов профориентационной тематики;
  • содействие учебным заведениям в обучении молодежи эффективным методам поиска работы на рынке труда;
  • реализация специальных программ в отношении молодых специалистов с целью их адаптации на рынке труда;
  • проведение семинаров, круглых столов по вопросам профориентации и использованием механизмов гражданского общества;
  • разработка и тиражирование информационно-справочной литературы и методических пособий об особенностях функционирования регионального рынка труда.