Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект(Сущность и понятие рынка труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Молодежный рынок труда Российской Федерации, его сущность и специфика

Современная экономическая ситуация в России делает задачу освоения социально-экономического и культурного производства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Сегодня можно констатировать, что молодежь, обладая высоким потенциалом экономической активности и ориентированностью на инновационное развитие, одновременно имеет суженный спектр своей реализации.

Острота данной проблемной ситуации обуславливает необходимость всестороннего изучения положения молодежи на региональных рынках труда. Общество на каждом этапе развития вырабатывает к ней определенные требования и предоставляет различные возможности для реализации молодежью своих жизненных стратегий.

Проблемы рынка труда молодежи являются составной частью социально-трудовой сферы, объединяющей обширную область экономической теории и практики регулирования трудовых процессов демографии, социологии труда, вопросов предпринимательства и т.п. в современной экономике [18, с.147].

В условиях предпринимаемых реформ, формирования рыночных отношений молодежь как важнейшая социально-демографическая группа общества оказалась в трудовой ситуации. Значительная часть ее объективно не готова к деятельности в условиях рынка. Многие молодые люди не имеют ни специальности, на квалификации, а тем более опыта успешной конкуренции на рынке труда. Темпы роста молодежной безработицы существенно выше, чем среди всего трудоспособного населения. Меры по улучшению положения юношей и девушек на рынке труда, принимаемые на государственном уровне, не всегда учитывают всю специфику рынка труда молодежи, его место в социально-трудовых отношениях, его роль для настоящего и будущего социально-трудовой сферы России.

Формирование рынка труда в стране происходит, прежде всего, в виде региональных рынков труда, что предопределяет зависимость этого процесса от степени развития рыночных отношений в том или ином субъекте России. Исследование особенностей регионального рынка труда молодежи востребовано не только наукой, но, прежде всего практикой, необходимостью научного обеспечения принятия управленческих решений с целью повышения эффективности, функционирования специфического сегмента рынка труда.

Рынок труда молодежи представляет собой определенную систему социально-экономических отношений по согласованию интересов работодателей и наемных работников нового поколения в связи с потребностью соединить способность к труду последних со средствами производства первых, достижения потребления рабочей силы молодежи в процессе производства ею материальных благ и услуг, создания потребительских стоимостей. В результате этого не только потребляется рабочая сила подростков, юношей и девушек, и создаются новые потребительские стоимости, но и изменятся качество совокупной рабочей силы, что способствует преодолению существующего конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми трудовыми отношениями.


Рынок труда раскрывается как динамичная система, в которой взаимодействуют, с одной стороны, работодатели (собственники производства, предприниматели), а с другой - работополучатели (наемные работники), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда, а также положение о том, что переход к рыночной экономике вызвал изменение качества труда. Поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Для значительной части населения открылись возможности проявить свои, предпринимательские способности.

Для динамичного развития общественного производства или для периода его радикального реформирования характерно появление в массовом масштабе принципиально новых рабочих мест, заполнение которых сдерживается отсутствием соответствующей профессионально подготовленной рабочей силы. В связи с этим непосредственное отношение к качественным характеристикам рабочей силы имеет такая неотъемлемая часть социально-трудовой сферы как системы общего и профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, рынок учебных услуг. Этот рынок в наибольшей степени сопряжен с рынком труда молодежи.

Таким образом, рынок труда молодежи - это, прежде всего и главным образом рынок рабочей силы юношей и девушек. Однако его функционирование нельзя рассматривать вне рынка рабочих мест и рынка учебных услуг. Эти последние обладают некоторой автономностью по отношению к рынку рабочей силы, но являются неотъемлемым звеном рынка труда вообще и рыночной экономики в целом.

Тесная зависимость рынка труда молодежи от состояния рынка учебных услуг и рынка качественно новых рабочих мест представляет собой одну из особенностей содержания рынка труда молодежи. Подход к молодежи как к новому поколению людей, вступающих в социально-трудовую сферу, предопределяет включение в содержание понятия «занятость молодежи» ее общую и профессиональную учебу. В известном смысле учеба, в том числе и учеба на рабочем месте, повышение профессиональных знаний, переподготовка выступают в качестве основы деятельности молодого человека.

Рынок труда молодежи, как и рынок труда в целом, - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько в современном толковании сфера социального партнерства, компромиссов и договоренностей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы по поводу условий труда, режим занятости, цены труда и т.п. [24, с.73]. Государство призвано организовывать цивилизованный диалог субъектов рынка труда. Но ему еще предстоит в полной мере освоить эту функцию.


Соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда молодежи оказывает решающее воздействие на цену способности к труду, а также на уровень занятости в целом. Обществу и, следовательно, органам власти приходится выбирать между альтернативой: высокая занятость (низкая безработица) - при невысокой средней зарплате или уменьшение уровня занятости (высокая безработица) - при более высокой средней зарплате.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из основных направлений деятельности центра занятости населения.

Приоритетными отраслями экономики для занятых молодых людей в возрасте до 20 лет являются: оптовая и розничная торговля, общественное питание, управление и промышленность.

По данным Госкомстата на 2015 год, численность экономически активного населения в России 75528,9 тыс. человек, при этом численность в Ульяновской области2619,5, а численность безработных по данным на 2017 год составила 160 тыс. человек. Уровень безработицы в Ульяновской областисоставляет 6,1 %.

В июле, следуя сезонному тренду, общая безработица в России пошла на убыль, следует из свежего доклада Росстата. За месяц число безработных уменьшилось на 2% (на 76 000 человек) до уровня 5,3% экономически активного населения (4,013 млн человек). Для сравнения: в США - 7,4% (11,514 млн), а в Евросоюзе - 10,9% (26,424 млн).

Самый высокий уровень безработицы в России наблюдался среди недавних выпускников школ - городской молодежи в возрасте 15-19 лет (29,2%) и молодежи сельской (25,6%). Почти вдвое меньше - среди молодых людей в возрасте 20-24 лет (12,5% и 15% соответственно). Самый низкий уровень - среди сорокалетних: 2,5% среди городского населения и 5,5% - среди сельского.

Специалисты Росстата отмечают, что в среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июле составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 14,1%, среди сельского - 16,8%. Безработица среди молодежи 15-24 лет превышает уровень среди людей среднего возраста (30-49 лет) в 3,7 раза, в том числе среди городского населения - в 4,2 раза, сельского населения - в 2,6 раза.

К середине июля 40,8% безработных находились в поиске работы не более трех месяцев. Один год и более ищут работу 27,1% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы 33%, среди городских - 24,1%. По статистике, 32,5% всех безработных не имеют опыта трудовой деятельности. За год их стало меньше на 4000 человек (на 0,3%) и составило 1,3 млн человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь до 20 лет, 51,5% - от 20 до 24 лет, 15,0% - от 25 до 29 лет.


В июле доля безработных, уволенных по сокращению штата и в связи с ликвидацией организации (или собственного дела), составила 16,4%, а доля уволившихся по собственному желанию - 25,1% (в июле 2016 г. - 16,6% и 23,7% соответственно).

Структура российской безработицы изменилась и по образовательному уровню, но безработные остаются самыми образованными среди безработных капиталистических стран. Образовательная асимметрия в тендерной структуре безработных свидетельствует о том, что среди российских безработных высокого образовательного статуса преобладают женщины, тогда как мужчины - основная малоквалифицированная часть безработного населения. Структура представлена в таблице 1.1 по данным на 01.01. 2017 год.

Таблица 1.1 - Образовательная структура российских безработных, %

образование

всего

мужчины

женщины

высшее профессиональное

15,0

13,0

17,9

неполное высшее

4,2

3,9

4,5

среднее профессиональное

22,7

18,3

27,9

начальное профессиональное

20,2

23,6

16,5

полное общее

30,8

31,5

30,0

основное общее

10,5

12,9

7,8

не имеют основного общего

0,6

0,7

0,5

Российскую безработицу отличает сочетание явной (официально регистрируемой), и неявных (скрытых, латентных) форм с преобладанием последних. Различие между общим уровнем безработицы и официально регистрируемым усиливается и приводит к тому, что 10% экономически активного населения, будучи вынужденно незанятыми, остаются за пределами государственного регулирования занятости и, соответственно, не имеют никакой поддержки от государства. Это происходит на фоне роста хронической и застойной составляющих безработицы.

В условиях экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения.

В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.


В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике. Слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств.

Говоря о положении молодежи на современном этапе развития необходимо отметить, что безработица среди молодых граждан приводит не только к экономическим лишениям самих молодых людей, но и к снижению научно-технического и профессионального потенциала предприятий, ограничению возможности их экономического роста. При этом по определению известного американского социолога Грейсона, крайне негативные социальные и экономические последствия имеет безработица среди выпускников учреждений профессионального образования, обусловленная недостаточной ориентацией системы образования на потребности рынка труда [14, с 44].

Вместе с тем, как показывает практика, работодатели зачастую "не жалуют" молодежь именно по причинам отсутствия опыта работы, низкой квалификации, а порой и вообще из-за отсутствия профессионального образования и какой-либо специальности. С учетом указанного аспекта на фоне современных процессов в экономической и политической жизни Ульяновская область, укрепления достигнутых позиций в хозяйственной и социальной сфере, первостепенной задачей общества является обеспечение эффективной занятости молодежи, при которой создаются условия для эффективного приложения своего труда, получения соответствующего вознаграждения и социальных льгот. Крайне важно, чтобы численность занятых и их профессиональная структура отвечали реальным потребностям экономики.

Так, проблемы трудоустройства молодежи можно обобщить и сформулировать следующим образом:

1. Отказ от государственной системы распределения выпускников привел к многократному повышению рациональности профессиональной подготовки каждого молодого специалиста, потому только специалист, доказавший работодателю свою состоятельность, может рассчитывать на прием на работу.

2. Создавая дополнительные социальные льготы в сфере занятости, государство резко снижает конкурентоспособность на рынке труда тех, кому эти льготы предоставляются. В результате, предусмотренные трудовым законодательством ограничения в значительной степени способствуют маргинализации молодежи на рынке труда [33, с. 195].