Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект(Сущность и понятие рынка труда).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования молодежного рынка труда
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Характерные особенности молодежи как социальной группы
1.3 Молодежный рынок труда Российской Федерации, его сущность и специфика
2.1 Анализ параметров спроса и предложения на рынке труда
2.2 Прогнозирование потребностей в специалистах в Ульяновской области
Глава 3. Предложения и рекомендации по решению проблем молодежного рынка труда России
4. Ценность профессионального образования для молодежи определяется престижностью профессии, а не ее востребованностью на рынке труда.
5. В связи с низкой оплатой труда и условиями труда, не отвечающими современным требованиям, рабочие места по массовым профессиям стали непривлекательны для молодежи.
6. Качество рабочей силы, предлагаемой учебными заведениями, не соответствует запросам работодателей, а внутрифирменное обучение практически не используется.
Чтобы избежать рассогласования необходимо использовать механизм прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг, для чего следует использовать научно разработанную унифицированную методику анализа рынка труда, позволяющую осуществлять прогнозные расчеты и формировать государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.
Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах усиливает проблему недостаточного уровня инновационного развития. Вопросы кадрового обеспечения молодыми специалистами региона сдерживают реализацию потенциала роста и диверсификации экономики, препятствуют модернизации производства.
Реализация задач в сфере развития инновационной деятельности Ульяновской области позволит осуществить перевод региональной экономики к 2021 году на инновационный путь развития, характеризующийся показателями из таблицы 2.4.
Таблица 2.4 - Основные планируемые показатели инновационного развития Ульяновской области
№ п/п |
наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1 |
объем отгруженных инновационных товаров, работ, без НДС и акцизов, млрд. руб. |
3,8 |
4,2 |
4,6 |
5,1 |
5,6 |
2 |
поступления от экспорта технологий в зарубежные страны, млн. руб. |
478,6 |
488,2 |
497,9 |
507,9 |
518,1 |
3 |
число внедренных инвестиционных проектов в сфере инноваций, единиц |
7 |
10 |
12 |
15 |
16 |
4 |
число патентов на изобретения, выданных Роспатентом, национальным заявителям, единиц |
567 |
589 |
610 |
633 |
648 |
5 |
число организаций, использующих передовые производственные технологии, единиц |
971 |
975 |
979 |
982 |
985 |
6 |
общий объем вложений в действующие инновационные компании, млн. руб. |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
Объемы инновационных работ к 2021 году должны увеличиться на 1,8 млрд. руб., поступления от экспорта возрастут на 39,5 млн. руб., а общий объем вложений в инновационные компании увеличится втрое по сравнению с 2017 годом.
Проблема сбалансированности рынка труда молодежи может быть решена также за счет возобновления ранее действовавшей системы подготовки специалистов и рабочих: профориентационная работа в школе - ВУЗ - предприятие. Еще одним условием сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг может выступить развитие интегрированной системы обучения смежным профессиям с использованием схемы студент - учебное заведение - работодатель.
2.2 Прогнозирование потребностей в специалистах в Ульяновской области
В январе 2015 года по решению Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда в Ульяновской области, созданного в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Ульяновской областиот 24 августа 2014 года № 730 "О создании Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в Ульяновской области" (далее - областной Координационный совет) уполномоченным органом от администрации Ульяновской областипо прогнозированию потребности организаций в квалифицированных кадрах назначен департамент труда и занятости населения Ульяновской области (далее - департамент).
Первое обследование организаций Ульяновской области по вопросу дополнительной потребности в квалифицированных кадрах на период до 2020 года было проведено в феврале-марте 2015 года.
В августе 2016 года было принято распоряжение главы администрации (губернатора) Ульяновской областиот 16.08.2016 № 703 "О системе среднесрочного прогнозирования дополнительной потребности организаций Ульяновской областив квалифицированных кадрах и разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновская область", которое закрепило ежегодное формирование прогноза дополнительной потребности организаций Ульяновской областив квалифицированных кадрах на 5 летний прогнозный период (далее - прогноз потребности). Департаментом была доработана методика прогнозирования потребности и утверждена приказом департамента от 30.10.2016 № 325.
В соответствии с указанным распоряжением проведена работа по формированию прогноза потребности, которая основывалась на проведенном во всех муниципальных образованиях области опросе руководителей и представителей кадровых служб организаций по двум блокам:
1) прогнозируемая потребность на замену выбывающим работникам организаций по причинам естественной убыли (уход на пенсию, инвалидность, и др.), убыли в связи с переходом на учебу с отрывом от производства, призывом в Вооруженные силы;
2) прогнозируемая потребность на вновь создаваемые рабочие места, в том числе в рамках инвестиционных проектов.
В рамках обследования потребность в рабочих, специалистах и служащих определялась на основе анализа рабочих мест, существующих или планируемых работодателями к введению в прогнозный период, и необходимой квалификации работника для выполнения обязанностей на данном рабочем месте.
Реальный уровень профессионального образования и квалификация конкретного работника, занятого на данном рабочем месте, не являлись значимыми для целей обследования.
Принимались во внимание следующие характеристики рабочего места:
- территориальная принадлежность организации, в которой обследуется дополнительная потребность в кадрах (муниципальное образование Ульяновская область);
- отраслевая принадлежность организации, в которой обследуется дополнительная потребность в кадрах (в соответствии с ОКВЭД, утвержденного постановлением государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. №454-ст);
- наименование профессии или должности, соответствующих данному рабочему месту (в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года № 364 (с дополнениями и изменениями));
- код профессии по ОКЗ (Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93);
- необходимый уровень профессионального образования.
Итоги прогноза потребности в кадрах приняты на расширенном заседании Координационного совета по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в Ульяновской области (протокол от 21 марта 2016 года № 1), и согласованы в установленном порядке с 13 министерствами и департаментами области, курирующими работу организаций по основным видам экономической деятельности.
Сформированный прогноз потребности в кадрах в профессиональном, территориальном и отраслевом разрезах направлен департаментом труда и занятости населения Ульяновской областив департамент образования и науки Ульяновской областидля использования в работе по формированию регионального заказа учреждениям профессионального образования Ульяновской областина подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.
Всего в обследовании приняли участие более 11,6 тыс. хозяйствующих субъектов, из них 1,7 тыс. крупных и средних организаций, 9,9 тыс. малых организаций, осуществляющих наем работников.
Прогноз потребности в квалифицированных кадрах по Ульяновской области в 2017-2018 годах составил 301,1 тыс. человек, кроме того, потребуется 46,7 тыс. неквалифицированных рабочих (рис. 2.1).
Рис. 2.1 - Структура прогноза потребности в кадрах на 2017-2018 годы в целом по Ульяновской области по уровням профессионального образования
В следующей таблице представим прогноз потребности в специалистах по отраслям на 2017-2018 годы в целом по Ульяновской области [52].
Таблица 2.5 - Состав и структура численности работников прогноза потребности по Ульяновской области
вид экономической деятельности |
прогноз потребности, тыс. чел. |
в % к итогу |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
38,5 |
12,8 |
обрабатывающие производства |
36,6 |
12,2 |
образование |
35,2 |
11,7 |
строительство |
33,2 |
11,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
32,2 |
10,7 |
транспорт и связь |
24,8 |
8,2 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
24,1 |
8,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
15,4 |
5,1 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
14,9 |
5,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
14,1 |
4,7 |
гостиницы и рестораны |
13,5 |
4,5 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
10,6 |
3,5 |
финансовая деятельность |
5,5 |
1,8 |
добыча полезных ископаемых |
2,1 |
0,7 |
рыболовство, рыбоводство |
0,3 |
0,1 |
итого: |
301,1 |
100,0 |
Как видно из таблицы, наибольшую потребность в кадрах будут испытывать отрасли здравоохранения и образования, обрабатывающего производства, строительства и торговли. Наименьшая потребность в квалифицированных специалистах в отраслях рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, финансовой деятельности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
2.3 Анализ механизма государственного управления повышением эффективности трудоустройства молодежи Ульяновской области
Как известно, трудоустройство молодых специалистов является своеобразным итогом и одновременно показателем эффективности работы системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров по конкретной специальности. Целью трудоустройства является процесс обеспечения работой молодежи, и для осуществления этого необходимо, во-первых, наличие работы, что равнозначно существованию потребностей на рынке труда, и, во-вторых, присутствие самих молодых специалистов на рынке труда, как продукта рынка образовательных услуг.
Объектом является процесс трудоустройства молодежи, субъектом в данном случае выступают показатели эффективности трудоустройства без учета специальности и показатель трудоустройства выпускников по специальности.
На рынке труда условно выделяются секторы, которые будучи связанными, тем не менее, отражают отдельные стороны взаимоотношений работника и работодателя. Трудоустроенный персонал фактически является стационарной частью рынка труда. По мере развития экономики эта часть меняется в объеме и структуре. Уволенные работники и освободившиеся рабочие места перетекают в состав рынка активного трудоустройства, а вновь принятые на работу сотрудники перемещаются в сектор трудоустроенного персонала. К сектору принудительного трудоустройства можно отнести работу по распределению после выпуска специалистов.
Основными сегментами рынка образовательных услуг являются выпускники системы профессионального образования, участники внутрифирменной подготовки и выпускники институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов государственной службы занятости населения.