Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект(Сущность и понятие рынка труда).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования молодежного рынка труда
1.1 Сущность и понятие рынка труда
1.2 Характерные особенности молодежи как социальной группы
1.3 Молодежный рынок труда Российской Федерации, его сущность и специфика
2.1 Анализ параметров спроса и предложения на рынке труда
2.2 Прогнозирование потребностей в специалистах в Ульяновской области
Глава 3. Предложения и рекомендации по решению проблем молодежного рынка труда России
1.3 Молодежный рынок труда Российской Федерации, его сущность и специфика
Современная экономическая ситуация в России делает задачу освоения социально-экономического и культурного производства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Сегодня можно констатировать, что молодежь, обладая высоким потенциалом экономической активности и ориентированностью на инновационное развитие, одновременно имеет суженный спектр своей реализации.
Острота данной проблемной ситуации обуславливает необходимость всестороннего изучения положения молодежи на региональных рынках труда. Общество на каждом этапе развития вырабатывает к ней определенные требования и предоставляет различные возможности для реализации молодежью своих жизненных стратегий.
Проблемы рынка труда молодежи являются составной частью социально-трудовой сферы, объединяющей обширную область экономической теории и практики регулирования трудовых процессов демографии, социологии труда, вопросов предпринимательства и т.п. в современной экономике [18, с.147].
В условиях предпринимаемых реформ, формирования рыночных отношений молодежь как важнейшая социально-демографическая группа общества оказалась в трудовой ситуации. Значительная часть ее объективно не готова к деятельности в условиях рынка. Многие молодые люди не имеют ни специальности, на квалификации, а тем более опыта успешной конкуренции на рынке труда. Темпы роста молодежной безработицы существенно выше, чем среди всего трудоспособного населения. Меры по улучшению положения юношей и девушек на рынке труда, принимаемые на государственном уровне, не всегда учитывают всю специфику рынка труда молодежи, его место в социально-трудовых отношениях, его роль для настоящего и будущего социально-трудовой сферы России.
Формирование рынка труда в стране происходит, прежде всего, в виде региональных рынков труда, что предопределяет зависимость этого процесса от степени развития рыночных отношений в том или ином субъекте России. Исследование особенностей регионального рынка труда молодежи востребовано не только наукой, но, прежде всего практикой, необходимостью научного обеспечения принятия управленческих решений с целью повышения эффективности, функционирования специфического сегмента рынка труда.
Рынок труда молодежи представляет собой определенную систему социально-экономических отношений по согласованию интересов работодателей и наемных работников нового поколения в связи с потребностью соединить способность к труду последних со средствами производства первых, достижения потребления рабочей силы молодежи в процессе производства ею материальных благ и услуг, создания потребительских стоимостей. В результате этого не только потребляется рабочая сила подростков, юношей и девушек, и создаются новые потребительские стоимости, но и изменятся качество совокупной рабочей силы, что способствует преодолению существующего конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми трудовыми отношениями.
Рынок труда раскрывается как динамичная система, в которой взаимодействуют, с одной стороны, работодатели (собственники производства, предприниматели), а с другой - работополучатели (наемные работники), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда, а также положение о том, что переход к рыночной экономике вызвал изменение качества труда. Поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Для значительной части населения открылись возможности проявить свои, предпринимательские способности.
Для динамичного развития общественного производства или для периода его радикального реформирования характерно появление в массовом масштабе принципиально новых рабочих мест, заполнение которых сдерживается отсутствием соответствующей профессионально подготовленной рабочей силы. В связи с этим непосредственное отношение к качественным характеристикам рабочей силы имеет такая неотъемлемая часть социально-трудовой сферы как системы общего и профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, рынок учебных услуг. Этот рынок в наибольшей степени сопряжен с рынком труда молодежи.
Таким образом, рынок труда молодежи - это, прежде всего и главным образом рынок рабочей силы юношей и девушек. Однако его функционирование нельзя рассматривать вне рынка рабочих мест и рынка учебных услуг. Эти последние обладают некоторой автономностью по отношению к рынку рабочей силы, но являются неотъемлемым звеном рынка труда вообще и рыночной экономики в целом.
Тесная зависимость рынка труда молодежи от состояния рынка учебных услуг и рынка качественно новых рабочих мест представляет собой одну из особенностей содержания рынка труда молодежи. Подход к молодежи как к новому поколению людей, вступающих в социально-трудовую сферу, предопределяет включение в содержание понятия «занятость молодежи» ее общую и профессиональную учебу. В известном смысле учеба, в том числе и учеба на рабочем месте, повышение профессиональных знаний, переподготовка выступают в качестве основы деятельности молодого человека.
Рынок труда молодежи, как и рынок труда в целом, - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько в современном толковании сфера социального партнерства, компромиссов и договоренностей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы по поводу условий труда, режим занятости, цены труда и т.п. [24, с.73]. Государство призвано организовывать цивилизованный диалог субъектов рынка труда. Но ему еще предстоит в полной мере освоить эту функцию.
Соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда молодежи оказывает решающее воздействие на цену способности к труду, а также на уровень занятости в целом. Обществу и, следовательно, органам власти приходится выбирать между альтернативой: высокая занятость (низкая безработица) - при невысокой средней зарплате или уменьшение уровня занятости (высокая безработица) - при более высокой средней зарплате.
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из основных направлений деятельности центра занятости населения.
Приоритетными отраслями экономики для занятых молодых людей в возрасте до 20 лет являются: оптовая и розничная торговля, общественное питание, управление и промышленность.
По данным Госкомстата на 2015 год, численность экономически активного населения в России 75528,9 тыс. человек, при этом численность в Ульяновской области2619,5, а численность безработных по данным на 2017 год составила 160 тыс. человек. Уровень безработицы в Ульяновской областисоставляет 6,1 %.
В июле, следуя сезонному тренду, общая безработица в России пошла на убыль, следует из свежего доклада Росстата. За месяц число безработных уменьшилось на 2% (на 76 000 человек) до уровня 5,3% экономически активного населения (4,013 млн человек). Для сравнения: в США - 7,4% (11,514 млн), а в Евросоюзе - 10,9% (26,424 млн).
Самый высокий уровень безработицы в России наблюдался среди недавних выпускников школ - городской молодежи в возрасте 15-19 лет (29,2%) и молодежи сельской (25,6%). Почти вдвое меньше - среди молодых людей в возрасте 20-24 лет (12,5% и 15% соответственно). Самый низкий уровень - среди сорокалетних: 2,5% среди городского населения и 5,5% - среди сельского.
Специалисты Росстата отмечают, что в среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июле составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 14,1%, среди сельского - 16,8%. Безработица среди молодежи 15-24 лет превышает уровень среди людей среднего возраста (30-49 лет) в 3,7 раза, в том числе среди городского населения - в 4,2 раза, сельского населения - в 2,6 раза.
К середине июля 40,8% безработных находились в поиске работы не более трех месяцев. Один год и более ищут работу 27,1% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы 33%, среди городских - 24,1%. По статистике, 32,5% всех безработных не имеют опыта трудовой деятельности. За год их стало меньше на 4000 человек (на 0,3%) и составило 1,3 млн человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь до 20 лет, 51,5% - от 20 до 24 лет, 15,0% - от 25 до 29 лет.
В июле доля безработных, уволенных по сокращению штата и в связи с ликвидацией организации (или собственного дела), составила 16,4%, а доля уволившихся по собственному желанию - 25,1% (в июле 2016 г. - 16,6% и 23,7% соответственно).
Структура российской безработицы изменилась и по образовательному уровню, но безработные остаются самыми образованными среди безработных капиталистических стран. Образовательная асимметрия в тендерной структуре безработных свидетельствует о том, что среди российских безработных высокого образовательного статуса преобладают женщины, тогда как мужчины - основная малоквалифицированная часть безработного населения. Структура представлена в таблице 1.1 по данным на 01.01. 2017 год.
Таблица 1.1 - Образовательная структура российских безработных, %
образование |
всего |
мужчины |
женщины |
высшее профессиональное |
15,0 |
13,0 |
17,9 |
неполное высшее |
4,2 |
3,9 |
4,5 |
среднее профессиональное |
22,7 |
18,3 |
27,9 |
начальное профессиональное |
20,2 |
23,6 |
16,5 |
полное общее |
30,8 |
31,5 |
30,0 |
основное общее |
10,5 |
12,9 |
7,8 |
не имеют основного общего |
0,6 |
0,7 |
0,5 |
Российскую безработицу отличает сочетание явной (официально регистрируемой), и неявных (скрытых, латентных) форм с преобладанием последних. Различие между общим уровнем безработицы и официально регистрируемым усиливается и приводит к тому, что 10% экономически активного населения, будучи вынужденно незанятыми, остаются за пределами государственного регулирования занятости и, соответственно, не имеют никакой поддержки от государства. Это происходит на фоне роста хронической и застойной составляющих безработицы.
В условиях экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения.
В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.
В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике. Слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств.
Говоря о положении молодежи на современном этапе развития необходимо отметить, что безработица среди молодых граждан приводит не только к экономическим лишениям самих молодых людей, но и к снижению научно-технического и профессионального потенциала предприятий, ограничению возможности их экономического роста. При этом по определению известного американского социолога Грейсона, крайне негативные социальные и экономические последствия имеет безработица среди выпускников учреждений профессионального образования, обусловленная недостаточной ориентацией системы образования на потребности рынка труда [14, с 44].
Вместе с тем, как показывает практика, работодатели зачастую "не жалуют" молодежь именно по причинам отсутствия опыта работы, низкой квалификации, а порой и вообще из-за отсутствия профессионального образования и какой-либо специальности. С учетом указанного аспекта на фоне современных процессов в экономической и политической жизни Ульяновская область, укрепления достигнутых позиций в хозяйственной и социальной сфере, первостепенной задачей общества является обеспечение эффективной занятости молодежи, при которой создаются условия для эффективного приложения своего труда, получения соответствующего вознаграждения и социальных льгот. Крайне важно, чтобы численность занятых и их профессиональная структура отвечали реальным потребностям экономики.
Так, проблемы трудоустройства молодежи можно обобщить и сформулировать следующим образом:
1. Отказ от государственной системы распределения выпускников привел к многократному повышению рациональности профессиональной подготовки каждого молодого специалиста, потому только специалист, доказавший работодателю свою состоятельность, может рассчитывать на прием на работу.
2. Создавая дополнительные социальные льготы в сфере занятости, государство резко снижает конкурентоспособность на рынке труда тех, кому эти льготы предоставляются. В результате, предусмотренные трудовым законодательством ограничения в значительной степени способствуют маргинализации молодежи на рынке труда [33, с. 195].