Файл: Метод директ-костинга как основа принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельной группой потребителей выделяются клиенты, которые претендуют на индивидуальные дорогостоящие программы. Для них специально подбирается программа с учетом всех пожеланий, с индивидуальным гидом, трансфером, выбранными отелями для проживания, запланированными экскурсионными программами, выбранным типом питания и другими особенностями, присущими именно для тех туристов, которые заказывают данную программу для своего отдыха. С каждым годом подобных людей становится все больше и больше, чему можно только порадоваться, так как именно эти программы являются наиболее прибыльными, а также интересными и для самих сотрудников, которые занимаются их разработкой.

Еще одной группой потребителей, можно выделить домохозяек. Это те люди, которые уделяют большое время изучению выбранного направления своего отдыха, очень притязательны, они не зарабатывают деньги, но и сложно с ними расстаются. К этому нужно быть готовым при работе с подобным видом клиента.

Таким образом, основными группами потребителей являются люди среднего и выше среднего достатка, которые могут позволить себе отдых как минимум один раз в год.

Основными направлениями отправки туристов в поездки являются:

По России: курорты Краснодарского края (в основном пансионаты г. Большой Сочи), Кавказских минеральных вод, организация детских и взрослых групповых туров по России, Казань, Байкал. Доля российских туров в годовой выручке составила 44,4 %. Из них продажа путевок в пансионаты и гостиницы г. Сочи – 23,4 %, Кавказских минеральных вод – 8,3 %, детские группы - 10 % к общей выручке. Средняя стоимость 1 туро/дня по России составила 2573 руб. (менее 100 долларов)

По Европе: Франция (индивидуальные и групповые туры), Чехия, Испания, Италия, автобусные туры по Европе, Азия и Африка представлены возможностью путешествовать в Турцию, Египет, ОАЭ, Израиль, Китай. По заграничным турам лидерами продаж являются Турция – 10,7 %, Египет – 7,1%, Скандинавия– 6,7%, Франция – 5,3 %. Общая доля заграничных туров выручке – 55,6 %. Средняя стоимость 1 зарубежного туро/дня составила 3534 руб.

Для общего анализа финансовых потоков и затрат компании можно применить матрицу БКГ, т.е. следует делать следующее:

1. Выделить стратегические зоны хозяйствования. Удобнее всего их выделять по тематически-географическому принципу. Всего направлений в фирме в прошедшем году было более 23. Их можно сгруппировать следующим образом:

А) летний отдых в России (Сочи, КМВ, Домбай),

Б) зарубежный летний отдых (Турция, Египет, ОАЭ),


В) групповой туризм по России,

Г) групповой туризм по Европе,

Д) индивидуальные туры в Европу,

Е) индивидуальные туры в Азию/Африку.

2. При портфельном анализе с помощью матрицы БКГ главной целью ее использования является помощь менеджеру в определении требований к потокам финансовых ресурсов между СЗХ в портфеле фирмы. Графические результаты анализа представлены в приложении 8.

Согласно данной модели, компания имеет туры - «звезды», приносящие большие денежные доходы вследствие того, что у них большая доля рынка, но эти товары также и потребляют много денежных средств из-за больших темпов роста рынка. По мере того, как рынок «успокаивается», необходимость в деньгах уменьшается, но большая доля рынка обеспечивает поступление денежных доходов, а такие туры называют «дойными коровами», чья лишняя выручка может пойти на финансирование разработок наиболее вероятных «диких кошек» (т. е. новых туров, пользующихся значительным спросом), которые могут стать очередными турами – «звездами». Туры – «собаки» (т. е. туры с малой долей рынка, которые требуют серьезных финансовых затрат в случае увеличения их продаж), по всей видимости, придется исключить из портфеля заказов.

Наложив на построенную матрицу БКГ денежные потоки от СХЗ, определим, что денежные средства в 2017 году поступали только от летнего отдыха, а группы по России и индивидуальные туры в Африку/Азию требовали дополнительных вложений.

В данном случае мы имеем сбалансированный портфель, не содержащий «собак», и имеющий достаточно ресурсов от «дойных коров» для развития предприятия. Таким образом, положительный денежный поток в турфирму идет только от летнего отдыха за рубежом и в России. Остальные СЗХ требуют вложений со стороны фирмы.

Основные рекомендации по БКГ:

  1. Избыток средств от летнего отдыха в России (А) должен использоваться для развития выбранных познавательных российских групповых туров (В). Средства от зарубежного летнего отдыха (Б) следует направить на выращивания развивающихся "звезд" (Г и Д). Долговременные цели состоят в укреплении позиции "звезд" и превращении привлекательных "диких кошек" в "звезды", что сделает портфель компании более притягательным.
  2. Если компания испытывает недостаток в "дойных коровах", "звездах" или "диких кошках", то должны быть предприняты уступки и "раздевание" для сбалансирования портфеля. Портфель должен содержать "звезды" и "диких кошек" в количествах, достаточных для обеспечения здорового роста компании, и "дойных коров" - для обеспечения инвестициями "звезд" и "диких кошек".

Главным достоинством матрицы БКГ, как уже говорилось, является фокусирование внимания на требованиях к потоку финансовых средств для различных типов СЗХ и указания на использование этих потоков для оптимизации портфеля корпорации. Однако для конкретного анализа как финансовых потоков, так и их использования, следует обратиться к системе управленческого учета в компании, именно на его основе можно будет принимать необходимые решения по ценам, развитию туров и т.д.

2.2. Проблемы постановки системы управленческого учета в туристской компании RIALTO

Порядок формирования бухгалтерской отчетности регламентирован Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 22.07.03 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». К ней относится:

Бухгалтерский баланс (форма №1);

Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

Отчет об изменении капитала (форма №3);

Отчет о движении денежных средств (форма №4);

Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).

Управленческая отчетность в компании RIALTO создается только по приказу руководителя, ее составление является завершающим этапом учетного процесса, поэтому состоит из обобщающих итоговых показателей деятельности офисов и отдельных менеджеров, которые получают в конце отчетного периода путем соответствующей обработки данных текущего учета. Эти отчеты содержат количественные и реже качественные показатели, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Учет затрат и калькулирование себестоимости тура в компании ведется позаказным способом, причем заказом является заявка клиента (туриста) на определенное количество туристов. Себестоимость всего заказа определяется путем суммирования всех затрат на тур, для определения стоимости поездки одного туриста общие затраты на группу делятся на количество туристов в группе.

При формировании стоимости турпродукта объектом калькуляции служит стоимость обслуживания туриста (группы туристов) Калькуляция – это документ, в котором рассчитывается и которым оформляется продажная цена турпродукта при затратном методе ценообразования. В зависимости от целей калькулирования в компании составляют[13].:


  1. Плановую калькуляцию – составляется на плановый период на основе действующих на начало периода норм и смет.
  2. Фактическую калькуляцию – отражает совокупность всех понесенных затрат на производство и реализацию продукции.
  3. Сметную калькуляцию – рассчитывается при проектировании новых видов продукции при отсутствии норм расхода.

Форма калькуляции представлена в приложении 4. В себестоимость туристского продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей. При этом прямые затраты учитываются по статьям заказа, косвенные – пропорционально выбранной базе (обычно ФОТ). При этом продажная стоимость туристской путевки может определяться или исходя из заданного процента рентабельности, или исходя из рыночной цены, сложившейся на данный вид путевки. Для туристских организаций перечень статей утвержден приказом ГК РФ пол физ. культуре и туризму от 08.06.98 г. № 210. В них входят: затраты на приобретение прав на услуги туристам; затраты по освоению новых туров; затраты по подбору кадров; представительские расходы; затраты, возникающие по невостребованной туристами части услуг.

Синтетический учет затрат происходит на счетах: 20, 23, 25, 26, 28 (Брак в производстве), 29 (Обслуживающие производства), 44 (Расходы на продажу), 91 (Прочие доходы и расходы), 97 (Расходы будущих периодов). Аналитический учет ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат.

Следует еще отметить, что турфирмы, занимающиеся одновременно и туроператорской, и турагентской деятельностью, прибыль от которых облагается по разным ставкам, обязаны, во-первых, обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, во-вторых, распределять общехозяйственные расходы пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки и, в-третьих, исчислять налог на прибыль по прибыли от каждого вида деятельности, по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по организации (пункт 2.10 Инструкции Госналогслужбы России №37)[14]. Последнее означает, что убыток от одного вида деятельности не перекрывает прибыль от другого вида деятельности.

Ведению управленческого учета в компании уделяется не достаточно внимания, составление управленческой отчетности не является самоцелью, а формируется только лишь по указанию или просьбе руководства и напрямую зависит и отражает специфику деятельности данной организации. Данные, содержащиеся в управленческой отчетности, являются коммерческой тайной, и лица, получающие доступ к информации внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны ее хранить.


В общем виде, содержание и формы управленческой отчетности определяются объемом полномочий, передаваемых конкретным подразделением, которые отражают необходимую информацию. Цель составления управленческой отчетности обуславливает ее периодичность, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных варьируются в зависимости от особенностей, присущих конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному менеджеру.

Отчетности, предоставляемые в компании RIALTO можно охарактеризовать как:

во-первых, по содержанию управленческой отчетности: предоставляются комплексные отчеты (содержат информацию о выполнении планов по реализации туров за месяц по менеджера, направлениям) либо аналитические отчеты (составляются только по запросам руководства организации и раскрывают причины и следствия отдельных фактов хозяйственной жизни);

во-вторых, по уровням управления, в основном составляются сводные отчеты по офисам, которые предназначены для разработки общей стратегии компании и осуществления общего контроля деятельности организации;

в-третьих, по видам (формам) в основном отчетность имеет табличный вид.

Так как руководитель не всегда имеет достаточно времени, чтобы изучать детализированные бухгалтерские отчеты и искать проблемные области, то преимущество таких отчетов состоит в том, что наряду с суммарными величинами здесь указываются направления, по которым результаты отличаются от ожидаемых в ту или иную сторону. Таким образом, такая отчетность играет роль сигнальной системы, обеспечивающей аппарат управления информацией о ходе производственного процесса и динамике затрат. На ее основе как раз и принимаются управленческие решения, связанные с формированием туров по имеющимся и новым направлениям, оптимизацией затрат на их формирование и т.п.

При условии наличия высшего профильного образования у всех сотрудников компании, представляется возможным разработать такие формы управленческой отчетности, которые помогали бы руководству в принятии управленческих решений, и формирование которых было бы под силу отвечающим за них менеджерам.