Файл: Метод директ-костинга как основа принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ. Управленческий учет – это система планирования расходных и доходных показателей; привлечения финансовых средств; распределения поступивших средств в соответствии с планом; учета фактически осуществленных расходов и соотнесения их с плановыми показателями; формирования внутренней и внешней отчетности о полученных и израсходованных средствах; контрольных мероприятий за всеми этими процессами.

Важной задачей управленческого учета является сбор, обобщение и передача информации, необходимой и полезной при принятии менеджерами своевременных и качественных управленческих решений. Одно из множества определений менеджмента как раз и формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности. Разработка эффективных управленческих решений — основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Ведение управленческого учета на предприятии предполагает формирование определенных подсистем, связанных с формированием затрат предприятия с целью их отслеживания, анализа и принятия на его основе соответствующих решений. Одной из таких систем является система «директ-костинг», разработанная американскими и немецкими экономистами в течении более чем 200 лет. Эта система предполагает в состав себестоимости продукции вводить только переменные расходы, погашая постоянные за счет финансовых результатов деятельности предприятия. Такой подход позволяет более быстро реагировать на изменения в окружающей рыночной среде, спроса покупателей и т.п. Разработанный инструментарий позволяет с помощью данного метода учета затрат проводить их анализ по различным направлениям.

Поэтому весьма актуальной является тема данной работы, объединяющая в себе вопросы управленческого учета по системе «директ-костинг» и принятие на основе его информации соответствующих управленческих решений по развитию деятельности организации. Разработка и внедрение такой системы управленческого учета на предприятии имеет высокое практическое значение.


Как уже отмечалось, вопросы, связанные с развитием и внедрением данной системы, возникали в экономической науке уже в 18 веке в работах Т.Е. Клипштейна, в 19 веке они получили развитие в трудах О. Шмаленбаха, в 20 веке –Г. Гесса, Дж. Кларка. Окончательно она была сформирована Дж. Гаррисоном в 1936 году. В 30-е годы ХХ века исследования в области системы директ-костинг также проводили Вальтер Раутенштраух, Джон Х. Уильямс, Чарльз М. Кноппель, К Румель и др.

Вопросам практического применения системы «директ-костинг» в практике российских предприятий внимание уделялось такими экономистами как В.Э. Керимов, С.Н. Рассказова-Николаева, Н.Д. Адамов, И.К. Еремин и др. При этом одни работы определяют «директ-костинг» как систему учета затрат, другие – как метод калькулирования, но в целом все сходятся на ценности ее применения в управленческом учете.

Целью данной работы является изучение роли системы «директ-костинг» в управленческом учете. Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие и содержание системы «директ-костинг» в управленческом учете на предприятии.
  2. Проанализировать сложившуюся систему управленческого учета в туристической компании.
  3. Предложить эффективную систему анализа управленческой информации с помощью системы «директ-костинг» на предприятии.

Объектом исследования в данной случае будет система управленческого учета на предприятии (туристическая компания RIALTO, г. Москва), предметом - процесс принятия управленческих решений на основе информации системы «директ-костинг».

Предполагается, что в результате выполнения работы будет получена система показателей и форм на базе системы «директ-костинг», заполнение которых поможет руководству более наглядно представлять информацию управленческого учета и применять ее в процессе принятия управленческих решений.

Работа содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы в 22 наименования, 10 приложений на 11 листах, 1 таблицы, 1 рисунок, 4 формулы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ DIRECT COSTING НА ПРЕДПРИЯТИИ


1.1. Основы организации системы управленческого учета на предприятии

Управленческий учет — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимом аналитическом разрезе, которая необходима для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах[1] . Целями управленческого учета являются обеспечение управленческого персонала предприятия информацией для принятия объективных и оперативных управленческих решений, а также выработка основных рекомендаций на перспективу по результатам анализа совершившихся фактов хозяйственной деятельности.

Система управленческого учета призвана обеспечить на предприятии наличие объективной качественной информации о себестоимости каждого вида продукции, выпускаемой предприятием; отклонениях от запланированных результатов и выявление причин отклонений; выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации; обеспечивать контроль наличия и движения имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов; использовать достаточно гибкую систему ценообразования с учетом информации о таких же видах продукции, выпускаемых другими производителями; производить конкурентоспособную продукцию, цена которой может быть уменьшена за счет снижения определенных видов издержек; принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, позволяющие значительно увеличить прибыль предприятия за счет снижения доли издержек и т.д.

Организация управленческого учета является самостоятельным решением руководства предприятия: как классифицировать затраты и увязывать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических и нормативных затрат. Форма организации управленческого учета определяется формой собственности, экономическими, юридическими, технико-экономическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентностью руководителей и их потребностью в той или иной управленческой информации.

Основной предпосылкой организации управленческого учета на предприятии является возможность, в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, принятия самостоятельных решений по вопросам методологии, технологии и организации учета.


Согласно указанному Положению организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета[2]:

самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования;

определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета; технологию обработки учетной информации;

разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.

Данный нормативный акт служит основой для организации управленческого учета на предприятии.

Основным фактором создания системы управленческого учета является ее экономическая эффективность, значительное превышение доходов от ее эксплуатации над расходами, связанными с их созданием и внедрением.

Система управленческого учета должна быть комплексной информационной системой, которая снабжает объективными, необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей информацией. Так, например, менеджеров по продажам — информацией о себестоимости; менеджеров отдела закупок сырья и комплектующих — о расходах материалов и комплектующих, генерального директора организации — об отгрузке, движении денежных средств и т.п[3].

Основными элементами системы управленческого учета являются подсистемы учета затрат, анализа затрат и результатов принятия управленческих решений.

Основные цели создания подсистем следующие:

подсистемы учета затрат — учет затрат по видам, местам возникновения, носителям (калькулирование), результатов за период, по носителям;

подсистемы анализа затрат и результатов — установление отклонений от плановых по основным составляющим затрат, выявление факторов, влияющих на них, анализ причин отклонений;

подсистемы принятия управленческих решений — выработка мероприятий по устранению возникших отклонений, повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Существуют следующие виды систем управленческого учета[4]:

В зависимости от формы связи управленческой и финансовой бухгалтерии различают автономную и интегрированную системы управленческого учета.

Автономная система управленческого учета предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, что создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой. Связь между ними осуществляется с помощью парных контрольных счетов одного и того же наименования, которые называются отраженными или зеркальными счетами, или счетами-экранами. Для учета издержек выбраны свободные коды счетов (счета-экраны): 32, 33, 34 и 35. Информация о выручке от реализации продукции отражается как в финансовом, так и в управленческом учете.


При интегрированной системе учета счета-экраны не применяются, используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Выделяются специальные разделы, обобщающие счета управленческого учета. Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету.

В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость различают систему учета по полной себестоимости и систему учета по неполной (ограниченной) себестоимости («директ-костинг»)[5].

Система учета по полной себестоимости предназначена для оценки и анализа всех издержек организации, связанных с производством и реализацией продукции. Эта система является традиционной для российских предприятий. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26 и т.д.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода. При этом затраты подразделяются на прямые, т.е. непосредственно связанные с производством конкретного вида продукции, оказанием услуг (относятся в дебет счетов 20 и 23), и накладные (косвенные), т.е. связанные с процессами организации, обслуживания и управления (относятся в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26). Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 или 23 с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально выбранной базе распределения. Счета 25 и 26 закрываются.

Система учета «директ-костинг» предназначена для планирования и анализа переменных затрат, остальные виды затрат списываются на финансовые результаты за отчетный период. Эта система позволяет снизить трудоемкость, упростить учет. Все затраты за отчетный период распределяются на прямые производственные, связанные с производственным процессом (собираются по дебету счетов 20 и 23), и косвенные производственные (собираются по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов), а также периодические, связанные с продолжительностью отчетного периода (собираются на счете 26). В конце отчетного периода периодические затраты списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции (дебет счета 90 «Продажи» — кредит счета 26 «Общественные расходы»).