Файл: Метод директ-костинга как основа принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от оперативности учета затрат существуют система учета фактических затрат и система «стандарт-кост»[6].

Система учета по фактической себестоимости предусматривает оценку затрат организации по фактическим показателям (количеству и цене), является традиционной и распространенной на отечественных предприятиях.

Система «стандарт-кост» — это система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем оставления до начала производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат и анализа выявленных отклонений от стандартов («стандарт» — количество материальных и трудовых затрат, необходимых для производства единицы продукции, «кост» — денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции). В этой системе в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. Это обусловливает такое отличие данной системы учета от нормативного метода учета затрат, в котором нормативные затраты определяются на основе прошлого опыта, в то время как стандартные затраты основаны на прогнозе будущего.

В международной практике ни одна из перечисленных систем не применяется в чистом виде, имеет место интеграция различных управленческих систем, обычно сочетание систем «стандарт-кост» и «директ-костинг».

На выбор системы бухгалтерского управленческого учета влияют такие группы факторов, как экономические, юридические, организационные, технико-экономические, компетентность руководителя, потребность руководителя в той или иной управленческой информации и т.п. Выбор системы управленческого учета зависит также от отраслевой принадлежности и размера предприятия, применяемой технологии производства, ассортимента продукции и т.п.

1.2. Применение системы Direct Costing в управленческом учете

Мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета - системы учета директ-костинг, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода[7]. Формирование этой концепции учета берет свое начало в работах экономистов начиная с 18-го века, когда появились предложения по различным подходам к классификации затрат на продукцию. Дальнейшее развитие система получила в 19м веке, когда появляются понятия «суммы покрытия» и следовательно – необходимость их учета. Уже в начале 20 века выявляется зависимость затрат от объемов производства, и на основе этой зависимости разрабатывается методика разделения затрат на постоянные и переменные.


Наименование «директ-костинг», или «директ-кост», введенное в 1936 г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат»[8]. Однако такое определение не отражает в полной мере сущности системы, ведь основной характеристикой директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.

Данный способ основан на группировке затрат в зависимости от объема производства, что предусматривает разделение затрат на переменные и постоянные (производственные и периодические). Директ-костинг предусматривает расчет только переменных (производственных) затрат, т.е. цена продукции состоит из средних переменных затрат по ее производству и маржинального дохода (сумма покрытия, валовая прибыль, брутто-прибыль). После списания постоянных затрат в уменьшение валовой прибыли получает прибыль от реализации (нетто-прибыль).

Маржинальный доход показывает общий уровень рентабельности всего производства и отдельных групп продуктов. Чем выше разница между продажной ценой и суммой переменных затрат, тем выше сумма его покрытия и уровень рентабельности. Ограничение себестоимости продукции лишь переменными затратами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль из-за уменьшения статей затрат.

Величина производственных затрат является переменной по отношению к объему реализации услуг, они легко поддаются нормированию, т.к. являются прямыми. Периодические затраты зависят от организации производственно коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры фирмы и др., и подразделяются на административные и коммерческие[9].

Калькулирование в системе директ-костинг позволяет выявить продукцию с большей рентабельностью, т.к. разница между продажной ценой и суммой производственных затрат здесь представлена наиболее наглядно и хорошо видно влияние суммы постоянных расходов на прибыль. При этом уменьшая величину прибыли от реализации на часть постоянных расходов по сравнению с традиционным способом группировки и списания расходов на реализацию услуг, получаем уменьшение налога на прибыль.

В целом система учета затрат «директ-костинг» предусматривает следующее[10]:


1) разделение всех затрат за отчетный период на постоянные и переменные;

2) разделение общепроизводственных затрат на переменные и постоянные;

3) учет и планирование себестоимости происходит только в части переменных затрат, остальные виды затрат (постоянные затраты) списываются периодически на финансовые результаты за отчетный период;

4) запасы остатков готовой продукции на складах и незавершенное производство оцениваются по переменным расходам;

5) при учете сокращенной себестоимости постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы в расчетах не участвуют, они полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды продукции.

Данная система не может быть единственной на предприятии, так как в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета внешняя отчетность и расчет налогов должны вестись по полной себестоимости. Но система «директ-костинг» может с большой эффективностью применяться во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и принятия оперативных управленческих решений.

Отражение операций на счетах бухгалтерского учета в условиях системы «директ-костинг» происходит следующим образом. Прямые производственные затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства») с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Переменная часть общепроизводственных расходов также включается в затраты основного производства: Д 20 «Основное производство» — К 25 «Общепроизводственные расходы» (субсчет 1 «Общепроизводственные переменные расходы»). Постоянная часть общепроизводственных расходов вместе с коммерческими и общехозяйственными расходами списывается на уменьшение выручки: Д 44 (Расходы на продажу) и Д 26. В конце отчетного периода списываются на результаты продажи (Д 90), уменьшая доход отчетного периода.

При системе «директ-костинг» отчет о доходах характеризуется такими показателями, как[11]:

  • маржинальный доход (разность между выручкой от реализации и переменными затратами на производство продукции);
  • операционная прибыль (разность между маржинальным доходом и постоянными затратами).

Практическое использование системы «директ-костинг» позволяет:

  • оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и ценой на единицу продукции;
  • прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов затрат при изменении деловой активности предприятия;
  • определять нижнюю границу цены продукции;
  • существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль затрат;
  • исключить трудоемкую работу по распределению косвенных затрат;
  • определить критический объем производства и реализации (при котором прибыль равна нулю), а также запас финансовой прочности предприятия (разность между фактической и критической выручкой от реализации продукции);
  • контролировать постоянные затраты.

Недостатки данной системы[12]:

  • себестоимость запасов незаверенной и готовой продукции оказывается заниженной;
  • отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно действующему налоговому законодательству;
  • сложность разделения затрат на переменные и постоянные.

Таким образом, система «директ-костинг» является системой управленческого учета, включающей в себя учет затрат, калькулирование себестоимости продукции и использование полученных данных в управленческих решениях по вопросам планирования деятельности предприятия и ее контроля на основе анализа взаимосвязи объемов производства, себестоимости, прибыли и маржинального дохода. Эта система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОЙ КОМПАНИИ RIALTO, Г. МОСКВА)

2.1. Краткая характеристика деятельности туристской компании RIALTO

Туристская компания RIALTO была создана профессионалами турбизнеса в 2001 году (лицензия на туроператорскую деятельность ТД N 0036262, лицензия на турагентскую деятельность ТД N 0036263) и сегодня успешно работает на рынке туризма в качестве многопрофильного туристского агентства как по массовым направлениям (Турция, Египет, Тунис, Кипр, Болгария, Испания, Италия, Франция…), так и по индивидуальным экзотическим путешествиям (острова Карибского моря, Индийского океана, страны Латинской Америки, Азии, Африки и др.).

Деятельность компании характеризуется многолетним профессиональным опытом и надежностью, из года в год подтверждая высокое звание Золотого дилера категории "А" Сети «ТБГ. Туристические бренды». Сотрудники компании сами ежегодно посещают предлагаемые туристам курорты и готовы грамотно и квалифицированно рассказать о стране и практически всех нюансах отдыха. Основные партнеры компании приведены в приложении 1.


За все время своего существования на рынке компания существенно расширила направления деятельности и теперь может удовлетворить любые пожелания клиента - от оформления стандартного туристского пакета в любую страну мира до проработки маршрутов серьезных экспедиций. Компания индивидуально подходит к каждому клиенту. Для привлечения новых и поощрения постоянных клиентов в компании действует система скидок и подарков, выдаются дисконтные VIP-карты RIALTO и картам ТК "Три Кита", а также разработали новую систему поощрений, ведь мы помним и ценим всех наших клиентов.

Отличительной особенностью турпродукта компании является предоставление максимума информации о поездке до отъезда туриста, работа ведется только с самыми опытными и проверенными партнерами в целях обеспечения надежной гарантии предоставляемого тура; формируется огромный выбор вариантов отдыха: от экономичных предложений (отели 2*) до VIP-туров (индивидуальное обслуживание по всему миру, отели 5*, коттеджи, виллы). При этом обеспечивается комплексное корпоративное обслуживание финансовых и предпринимательских структур любого уровня на специальных условиях и по льготным тарифам;

Офис компании расположен в самом центре Москвы по адресу: 107045, г. Москва, Костянский переулок, д. 13, офис 212, туда удобно добраться как на метро (ст.м. "Чистые Пруды", "Тургеневская", "Сухаревская"), так и на автомобиле, подробная информация о проезде находится на сайте компании http://www.rialto.ru в разделе "Контакты". На сайте также предоставлена возможность бронирования туров и услуг в режиме on-line вне зависимости от времени суток и местонахождения менеджера. В компании предполагается возможность выезда менеджера или курьера к клиенту при необходимости, по домашнему, рабочему адресу, или по договоренности в любом удобном месте и времени. Основные направления деятельности компании представлены в приложении 2.

Турфирма имеет организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

RIALTO обслуживает абсолютно разные группы потребителей, однако, основными являются средний класс, это люди, которые отдыхают, как правило, один раз в год и не могут позволить себе дорогостоящий отдых. Кроме того, одной из групп являются школьники, которым предлагаются программы, также разработанные сотрудниками фирмы, и они пользуются большой популярностью. Основной турпродукт детского направления – отправка групп школьников во время каникул в детские лагеря, в том числе зарубежные - пользуется неизменным успехом уже не первый год.