Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
98 98 достаточную обратную связь, помогающую корректировать действия.
Если ребенок в процессе взаимодействия высказывает неверные суждения, вы должны его поправить, избегая критических высказываний.
Например, ребенок взял красный кубик и говорит: «Зеленый».
Родитель поправляет ребенка, избегая при этом его критики: «Ты взял красный кубик».
Технология «Описание» предполагает описание родителями хорошего поведения ребенка в момент совершения им тех или иных действий.
Поскольку описание деятельности является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать описания плохого поведения. Ниже приведем примеры, каким образом родители должны шаг за шагом, в деталях описывать действия ребенка. Комментируя отдельные этапы выполнения ребенком тех или иных действий, родители должны подойти к описанию действий ребенка в целом. Очевидно, что выражение
«Сейчас ты положил красный кубик на зеленый» будет иметь более конкретный характер, чем выражение «Сейчас ты играешь с кубиками».
Первое выражение более точно отражает характер действий ребенка и тот уровень умений, которые он демонстрирует. Примеры описаний: «Ты кладешь игрушки на стол», «Это красный кубик», «Ты рисуешь круг». Такие выражения родителей свидетельствует о том, что они следят за действиями ребенка, понимают, какой уровень умений характерен для него. Описание действий способствует обогащению словарного запаса, способности к вербальной экспрессии, способствует концентрации внимания.
Технология «Отражение» представляет собой повторение того, что ребенок только что произнес. Приведем примеры диалогов с использованием техники «отражение»:
1. Ребенок говорит: «Я порисую». Родитель отражает: «Ты хочешь порисовать на доске».
2. Ребенок: «Красный». Родитель: «Ты взял красный кубик».
99 99 3. Ребенок: «Упало...». Родитель: «Да, башня упала».
Техника «Имитация хорошего поведения ребенка» способствует повышению его самооценки. Она заставляет ребенка имитировать действия родителей и тем самым повышает степень его активности в усвоении различных навыков в процессе взаимодействия и в других обстоятельствах.
Приведем примеры диалогов с использованием данной техники:
1.
Ребенок начинает строить из кубиков башню. Родитель: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню» (начинает строить башню такого же или меньшего размера).
2.
Ребенок достает красный кубик: «Синий». Мать: «Ты взял красный кубик (описание). Я, наверное, тоже возьму красный» (имитация).
Техника «Похвала» имеет большое значение в плане самооценки ребенка, его мотивации к действиям, демонстрации родителями любви и принятия. Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий. Авторы данной технологии взаимодействия детей и родителей говорят о большей пользе похвалы с обозначением конкретных действий. Приведем некоторые примеры различных типов похвалы:
1. Ребенок: «Красный». Мать: «Верно, это красный кубик!
(отражение). Сегодня ты здорово узнаешь все цвета!» (похвала с обозначением конкретного действия).
2. «Ты – хороший мальчик, посадил дядю в машину» (похвала с обозначением конкретных действий).
3. «Хороший получился домик!» (похвала с обозначением конкретных действий).
4. «Хорошая работа!» (похвала без обозначения конкретных действий).
5. «Здорово!» (похвала без обозначения конкретных действий).
6. «Ты – хорошая девочка» (похвала без обозначения конкретных действий).
Техника «Игнорирование плохого поведения в ходе общения с ним»
100 100 необходима, поскольку дети с отставанием в развитии часто неспособны распознавать нюансы вербальной и невербальной экспрессии окружающих, родители должны стремиться к особой выразительности, демонстрируя полное отсутствие интереса к действиям ребенка. Часто положительная или отрицательная оценка плохих поступков ребенка приводит к их закреплению.
Так, например, если ребенок начинает хныкать, родителям следует отвернуться и начать играть с куклами или другими игрушками, комментируя свои действия. Игнорирование позволяет блокировать попытки ребенка привлечь внимание плохим поведением. Приведем примеры использования техники «Игнорирование».
Ребенок, безуспешно пытаясь вставить фрагмент «головоломки» не туда, куда следует, начинает плакать, и родитель отворачивается от ребенка и говорит: «Я попробую построить домик» (родитель продолжает комментировать свои действия). Ребенок хныча, возвращается к столу.
Родитель сразу же поворачивается к ребенку: «Хорошо, что ты вернулся.
Мне нравится играть вместе с тобой» (похвала с обозначением конкретных действий).
В рамках применения технологии обучения родителей, воспитывающих ребенка с ограничениями здоровья, приемам семейной игровой терапии, предъявляются определенные требования к игрушкам, используемым в процессе регуляции поведения:
1. Целесообразно использовать наборы кубиков с буквенными обозначениями, конструкторы. Эти игрушки дают ребенку возможность проявить инициативу, а взрослым – подстроиться под него, учитывая уровень его возможностей.
2. Могут использоваться предметы и игрушки, способствующие психомоторному развитию, такие как: мелки с грифельной доской, бумага, бусинки и нить, простые головоломки.
3. Для детей, уровень развития которых соответствует 12–24 месяцам,
101 101 наиболее подходящими игрушками будут кубики, магнитные конструкторы, специальные наборы, предполагающие тактильную, акустическую и зрительную стимуляцию.
4. Следует избегать игрушек, провоцирующих ребенка к агрессивным действиям (краски, ножницы, глина). Настольные игры, предполагающие следование определенным правилам, могут мешать ребенку проявлять инициативу, и поэтому также не должны использоваться.
5. Хотя книги играют значительную роль в образовании и развитии ребенка, их использование почти не предполагает взаимодействия, а потому данная технология не предусматривает их применения.
6. Основной целью применения этой технологии является развитие коммуникативных навыков детей и родителей, поэтому использовать игрушки, которые могут обозначать других лиц и персонажей (куклы, костюмы), не рекомендуется.
Для эффективного взаимодействия родителей и детей необходима психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному поведению детей, которая имеет несколько составляющих:
− во-первых, внутреннюю личностную свободу самих взрослых и их собственную внутреннюю позицию по отношению к жизни;
− во-вторых, знание психологических особенностей детей;
− в-третьих, владение конкретными психологическими навыками общения, которые позволяют взрослым свободно выражать себя, принимать, понимать детей с самыми разными психологическими особенностями, делать отношения с ними искренними и открытыми.
Важно быть ребенку другом:
− критиковать, не унижая, а поддерживая;
− учить его быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы;
− приглашать его друзей в дом;
− и если ребенок доверяет свои тайны не шантажировать его ими.
102 102
Дадим определение термину «родительская поддержка». Он обозначает процесс помощи ребенку при трудностях и неудачах, который состоит в том, что родитель, сосредотачиваясь на достоинствах ребенка, помогает ребенку поверить в себя, свои способности.
Для того чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
− забыть о прошлых неудачах;
− помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
− позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
− помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Когда родители выражают удовольствие от того, что делает их дитя, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Тогда он получает удовольствие от себя. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лекция 2.3. Педагогическая диагностика детей и родителей
Одними из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ являются – совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями. В целом, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в социальном и личностном развитии ребенка
103 103 первичным компонентом выступает диагностика.
Создание условий для реализации возможностей развития ребенка- дошкольника и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, являются приоритетными направлениями. Наряду с этими направлениями стоит и педагогическая диагностика детей, являющаяся неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности специалистов дошкольной образовательной организации.
Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима. На сегодняшний день доказано, что чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты.
Нередко появляется возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения. Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность, то есть она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество и определяет необходимость ранней диагностики ребенка.
В дошкольных организациях педагогическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также психологическую и медицинскую. Общая система диагностической работы с детьми имеет цель – изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
Психологическая диагностика нацелена на выявление особенностей психического развития детей и осуществляется практическим психологом.
Медицинское обследование проводят врач и медицинская сестра. Их целью является диагностика состояния здоровья и физического развития воспитанников. Цель педагогической диагностики, осуществляемой
104 104 воспитателями, – изучение освоения образовательной программы.
Цели и задачи диагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации, а их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) всегда должна быть диагностика.
Татьяна Давидовна Марцинковская считает, что в качестве предмета диагностики ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.
Проведение диагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.
Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать:
− обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;
− с раннего возраста (2–3 года);
− младшей возрастной группы (3–4 года);
− дошкольников средней возрастной группы (4–5 лет);
− детей старшей возрастной группы (5–6 лет);
− подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6–7лет);
− семьи воспитанников (в отдельных случаях – внутрисемейных отношений, стиля воспитания).
105 105
Схема диагностической работы может выглядеть следующим образом.
В начале учебного года (сентябре – октябре) специалисты ДОО проводят экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого проводят углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа. С детьми, имеющими выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется диагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого- медико-педагогическую консультацию. В апреле проводится повторное диагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.
В основе психолого-педагогического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации об индивидуально- психологических особенностях ребенка:
− эмоционально-волевой сферы;
− общения и поведения;
− познавательной деятельности.
В раннем возрасте (2–3 года) диагностическому обследованию подлежат:
− в познавательной сфере ребенка – сенсорные эталоны, общая моторика;
− в эмоционально-волевой сфере – эмоциональный фон настроения, активность;
− в поведении и общении – игра, контактность, реакция на поощрение и порицание.
106 106
В младшей группе (3–4 года) важно обследовать:
− познавательную сферу:
• воображение;
• мышление;
• речь;
• моторику;
− эмоционально-волевую сферу:
• доминирующее эмоциональное состояние;
• половозрастную идентификацию;
• уровень притязаний;
− поведение и общение ребенка:
• игру;
• коммуникативные навыки в общении с взрослыми.
В средней группе (4–5 лет) диагностика предполагает изучение:
− в познавательной сфере:
• воображения;
• мышления;
• речи;
• памяти;
• моторики.
− в эмоционально-волевой сфере:
• самосознания;
• доминирующего эмоционального состояния;
− в поведении и общении:
• игры;
• развитие коммуникативных навыков в общении с взрослыми.
Диагностика в старшей группе (5–6 лет) предполагает обследование:
− познавательной сферы:
• воображения;