Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
126 126 каждое действие или высказывание насчитывается 1 балл, затем баллы суммируются и заносятся в таблицу.
Большое количество баллов, зафиксированных в таблице, говорит о желании (активные действия) или нежелании (пассивные действия) ребенка взаимодействовать с тем или иным членом семьи.
На этом этапе воспитатель, анализируя детские высказывания, сможет выяснить особенности отношений ребенка с предполагаемым членом семьи.
На следующем этапе, после того как ребенок закончил играть, воспитатель вместе с ребенком убирает материалы и беседует с ним, используя вопросы:
− «Кем ты станешь, когда вырастешь?»;
− «Хочешь ли ты быть похожим на маму (папу)?»;
− «Почему?»;
− «Какая (ой) у тебя мама (папа)?»
− «Каким (какой) будешь ты?».
Речь ребенка фиксируется, отмечается характер высказываний
(нейтральный, негативный, позитивный) по отношению к персонажу, их количество (за каждое высказывание по одному баллу). Благодаря этой методике воспитатель может изучить восприимчивость ребенка к педагогическим воздействиям взрослых в семье, его откликаемость на данные воздействия. Методика также позволяет выявить адекватность стратегии общения родителей с ребенком, их педагогических позиций и его личностной позиции, то есть насколько их педагогические устремления совпадают с потребностями ребенка соответствовать идеалам и желаниям взрослых.
Выявление детей с ослабленной психикой – актуальная задача. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишние подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые,
127 127 медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т. п. Необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психологического заболевания. Уже в первые годы дети с неадаптивными элементами поведения обращают на себя внимание расторможенностью или, реже, тормозимостью, недружелюбием и агрессивностью, отсутствием чувства вины и стыда, немотивированным негативизмом, а также устойчивостью таких проявлений и некритичностью их восприятия родителями.
Учитывая, что патологический и акцентуированный характер в конечном счете складывается под влиянием воспитания, необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и социальном развитии. Главная задача – обходя провоцирующие факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспитания усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого человека.
Для педагога основным методом в данном случае является изучение социальной ситуации развития ребенка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих по разным поводам социального взаимодействия с различными представителями социума:
− решение игровой или учебной задачи;
− конфликтная ситуация;
− распределение обязанностей;
− игровое взаимодействие;
− и т. д.
Не менее важно использовать все данные, которые предоставляет опрос родителей и самого ребенка, оценивая стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и типологическим особенностям ребенка, а также адекватность самого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности.
Целесообразно включить в содержание опроса следующие темы:
128 128
− раннее развитие, включая соматическое и психологическое здоровье ребенка, наиболее тяжелые события, перенесенные ребенком, и реакции на них;
− реакция на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней
(поступление в детский сад, изменение состава семьи и т. п.);
− отношения с различными социальными группами (сверстниками, близкими взрослыми, чужими взрослыми);
− отношение к игровой деятельности (общий знак отношения, любимые и нелюбимые дела, игрушки, значимость достижений и неудач).
Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям ребенка – контактности или замкнутости, эмоциональным проявлениям, включая мимику, жесты, преобладающий фон настроения и его изменения при затрагивании различных тем.
Можно использовать и различные стандартные анкеты и опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных расстройств у детей и подростков. Изучение семей воспитанников позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Изучение семьи воспитанников включает:
− беседы с родителями, детьми, анкетирование;
− использование методов психолого-педагогической диагностики изучения семьи;
− изучение личного дела воспитанников;
− посещение семьи.
Профессионал всегда стремится установить тесный контакт с семьями воспитанников, вовлечь их в совместную деятельность. При общении с семьями должен соблюдать определенные правила, а именно:
− к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
129 129
− общение с родителями воспитанников должно быть не во вред им, а во благо;
− изучение семей воспитанников должно быть тактичным и объективным;
− изучение семьи должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Воспитатель должен постараться иметь следующую информацию о семье воспитанника, составить «карту семьи»:
1. Общие сведения о родителях или людях, их заменяющих.
2. Жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность.
3. Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе.
4. Уровень педагогической культуры родителей.
5. Авторитетность семьи в глазах ребенка.
6. Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка.
7. Семейные традиции, обычаи и ритуалы.
8. Положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное).
9. Воспитательные возможности семьи.
Необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребенка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.
В связи с этим в литературе семьи делятся на 5 типов. Целесообразно
130 130 знать указанные типы семей и учитывать их особенности в работе с родителями.
1.
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2.
Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3.
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4.
Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5.
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Правильно проведенная диагностика детей и родителей позволяет своевременно определить нарушения, и принять меры по их коррекции.
Важной является и психолого-педагогическая диагностика на выявление
131 131 возможностей ребенка, определение его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей. Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности и беседа с ребенком, требует от педагога высокого уровня профессионализма.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лекция 2.5. Теоретические основы семейного
консультирования
В психологии семейное консультирование определяется как вид психологической помощи, где в роли клиента находится не один человек, а вся семья. Семейное консультирование основано на следующем представлении о семье – взаимодействие и взаимовлияние членов семьи друг на друга приводит к тому, что все они вносят свой вклад в формирование семейной проблемы. В семье нет виноватых и невиновных – в построении гармоничных отношений принимают участие все члены семьи. Точно также и при возникновении конфликтов есть определенная доля вины каждого члена семьи. Семейный подход позволяет влиять на жизнь всех членов семьи, перестраивая ее таким образом, что проблема перестает быть нужной.
В психологии семьи и семейного воспитания выделяются задачи консультирования:
− консультирование по вопросам выбора брачного партнера и заключения брака;
− психологическое консультирование супружеских отношений, которое включает диагностику, коррекцию и профилактику;
− консультирование и помощь семье при разводах;
– психологическое консультирование детско-родительских отношений: диагностика, профилактика и коррекция;
132 132
− консультирование по вопросам усыновления и воспитания приемных детей;
− психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;
− психологическое сопровождение становления родительства;
− психологическое консультирование по вопросам супружеской измены;
− консультирование в случаях насилия в семье.
Обозначим принципы и правила семейного консультирования:
1. Добровольность обращения клиента. При проведении первичного приема консультанту важно установить, кто был инициатором обращения в консультацию, как отнеслись к этому остальные члены семьи и какова мера их готовности присоединиться к общей работе. В случае индивидуальной работы с клиентом и невозможности либо нецелесообразности привлечения семьи в целом, следует оговорить с клиентом ограничения индивидуальной формы консультирования.
Никто не может быть принужден к психологическому диагностическому обследованию или подвергнут психологическому воздействию без добровольного согласия.
Отсутствие самостоятельного запроса приводит к тому, что клиент в меньшей степени мотивирован на работу по самоизменению, что уменьшает вероятность серьезного терапевтического эффекта. Однако существует ряд факторов, которые могут частично компенсировать дефицит мотивации.
Психодиагностическое обследование в процессе психологического консультирования соответствует мотивации самопознания, достаточно значимой для многих. В случаях со взрослыми предложение «протестироваться» в основном встречается с интересом, при условии, что у клиента отсутствует негативное отношение к тестированию из-за предшествующего отрицательного опыта. В случаях с детьми – предложение «поиграть» часто
133 133 встречается с интересом. Если клиент находится на консультации не по своей инициативе, имеет смысл перед началом обследования спросить, что он хотел бы узнать о себе, какую информацию получить. Таким образом, запускается работа по самоанализу и самопознанию, увеличивая эффективность процесса консультирования.
2. Конфиденциальность полученной от клиента информации. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.
Однако могут быть исключения. Психолог в некоторых случаях – угрозы жизни и здоровью кого-либо, имеет право разглашать информацию, полученную от клиента.
3. Личная ответственность клиента – право на выбор и реализацию принятого решения проблемы, готовность клиента к саморазвитию, рефлексии своих семейных отношений, действий и их причин, изучению своей личности.
4. Профессиональная компетентность и ответственность консультанта, так как от них зависит благополучие семьи и ее будущее развитие.
5. Реконструкция истории семьи. Данный принцип значим, поскольку осуществляется переработка опыта, полученного в родительской семье, в том числе и травматического. Консультант получает представления о семейной истории и ее влиянии на текущую жизнь.
6. Совместная выработка решений. Решения и рекомендации нельзя давать клиенту в готовом виде – это основной принцип психологического консультирования. Консультант и клиент говорят на разных языках – языке «научной психологии» и языке «житейской психологии». Готовые рекомендации могут быть неадекватно поняты клиентом и столь же неверно реализованы. Могут сработать различные защитные механизмы – сопротивление, вытеснение, и изменить смысл,
134 134 полученных клиентом рекомендаций.
Готовые рекомендации освобождают клиента от необходимости принятия решения и открывают возможность перекладывания бремени ответственности на консультанта. Соответственно снижаются возможности личностного роста клиента. Готовое решение и план его реализации задают позицию
«сверху» в отношениях консультанта и клиента, формируют зависимость от консультанта.
7. Привлечение широкого социального окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем.
8. Единство диагностики и коррекции. Выполнение любого из диагностических заданий – проективных тестов, опросников, диагностического интервью, приводит к возрастанию осознания клиентом семейных проблем, условий, их порождающих. Диагностика предоставляет важную информацию для проверки предположений консультанта о причинах возникновения трудностей семейной жизни и впоследствии проектирования процесса коррекции.
9. Структурирование позиций в процессе консультирования выполняет функцию организации совместной деятельности по анализу проблемы и поиску ее решения. Выбор позиций определяется личностными особенностями, мотивационной направленностью клиента и реализуемой консультантом теоретической моделью консультирования
– психоанализ, поведенческая, гуманистическая психология, гештальт- психология. От выбора позиции зависит мера директивности консультанта. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «консультант сверху», «клиент сверху».
Вариант «клиент сверху» выражает ориентацию клиента диктовать свои требования и пожелания в отношении воздействия и влияния на третьих лиц. Клиент приходит с готовым решением проблемы, а