Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 30 специальных полномочий для осуществления функций по защите прав и интересов детей.
Однако в практике имеют место случаи, когда между интересами родителей и детей возникают противоречия. Несовершеннолетнему ребенку в таком случае необходимо сообщить об имеющемся противоречии в орган опеки и попечительства, а они, в свою очередь, обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов ребенка.
Родители должны содержать своих несовершеннолетних детей.
Большинством родителей это требование закона чаще всего выполняется.
Они добровольно предоставляют средства на содержание своих детей и обеспечивают их всем необходимым для жизни. Если же родители не выполняют добровольно эту обязанность, то они принуждаются к ежемесячной выплате алиментов на основании решения суда.
Обязанность по содержанию детей выполняют оба родителя. И если ребенок проживает с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Когда дети находятся с отцом, такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц – бабушки, дедушки, тети, дяди. В таких случаях лица, воспитывающие детей, имеют право взыскать алименты с обоих родителей.
Алименты взыскиваются с родителей на несовершеннолетних детей судом ежемесячно в размере:
− на одного ребенка – одной четверти;
− на двух детей – одной трети;
− на трех и более детей – половины заработка и иного дохода родителей.
Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы – денежного вознаграждения, дополнительного вознаграждения с основного места работы, и за работу по совместительству, в соответствии с постановлением правительства
Российской Федерации от 18 июля 1996 года.

31 31
Статья 83 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. В таком случае размер алиментов определяется исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств. Судьи должны исходить из учета материального и семейного положения лиц, которые будут платить алименты, при установлении твердой денежной суммы алиментов. Поэтому размер алиментов должен назначаться в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров заработной платы, и подлежит увеличению пропорционально повышению установленного законом минимального размеров заработной платы.
Средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке, в соответствии с действующим законодательством, до достижения детьми совершеннолетия. Если несовершеннолетний до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме, на которого взыскиваются алименты, выплата средств на его содержание, в соответствии с Семейным кодексом, прекращается.
Лекция 1.3. Основные проблемы семейного воспитания
Проблемы и трудности семейного воспитания условно можно разделить на социокультурные, психологические и педагогические.
Рассмотрим социокультурные проблемы семейного воспитания. К ним можно отнести проблему формирования нравственной основы личности в семье, которая в наши дни стала чрезвычайно актуальной.
Алла Ивановна Шемшурина утверждает, что начинать формирование добрых чувств у ребенка лучше всего в дошкольном возрасте. Этот возраст рассматривается в качестве сенситивного периода для развития нравственных качеств, когда мы можем проследить механизм их


32 32 становления. В этот период ребенок еще не задумывается над тем, что он делает. В младшем школьном возрасте ребенок уже дает некоторую оценку своим поступкам.
Михаил Иванович Демков считал, что основу нравственного воспитания закладывает семья, а дальнейшее ее развитие осуществляется в рамках школы. В своей работе ученый уделял внимание не только дошкольному, но и младшему школьному возрасту. Он утверждал, что воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы дети систематически получали нравственные представления.
В работах А.И. Шемшуриной очень подробно говорится о способах формирования нравственности у детей дошкольного возраста. Она предлагает обратиться к фольклорным источникам: к песням, сказкам, притчам и т. д.
Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения. Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором живут дети. Нравственное пространство включает отношения и общение:
− в коллективе, на улице, с товарищами;
− в семье – самом важном пространстве для ребенка;
− отношение к себе, к природе, к внешнему миру, к общественным требованиям.
Особое значение в формировании нравственности ребенка имеет сказка, а также игры детей.
Дошкольный возраст, как говорят педагоги и психологи, это классический возраст игры. В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придается дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые нравственные представления. Именно в дошкольном возрасте, особенно в 5–

33 33 7 лет, игра принимает форму сюжетно-ролевой игры. Все сюжеты детских игр исследователи делят на три большие группы:
Игры с сюжетами на бытовые темы. Например, игра «дочки-матери».
В данной игре формируется такая нравственная сторона как забота, любовь, сопереживание к куклам, что затем это все проецируется на реальный окружающий мир.
В игре ребенок легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребенка трудно заставить сидеть за столом, не мешая другим. Он отвлекается, задает вопросы и т. п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и в течение более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правила не «навязаны» ребенку – они являются его собственными правилами, вытекающими из роли, которую он взял на себя.
Кроме ролевых игр можно выделить игры в куклы, которые являются очень ценными для изучения ребенка, проникновения в его внутренний мир, выяснений нравственности его интересов. Часто отношение детей к кукле определяются ее внешним видом – прической, нарядным платьем. Игры с куклами требуют от детей заботы, порядка в кукольном уголке, что так же является немаловажным в формировании их нравственности.
Умению адаптироваться в социально-бытовом пространстве, повышению информированности о нем, навыкам коллективного взаимодействия может поспособствовать игра, как «Новая кукла». В процессе данной игры дети учатся правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к новеньким.
По правилам игры необходимо:
− называть только тот предмет, к которому подошла кукла;
− отвечать тому, к кому обратилась кукла;
− если она обратилась ко всем детям, то отвечают все хором.


34 34
Дети гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу. Игра начинается с того, что дети садятся на стульчики, в группе слышен стук. Педагог, говорит, что к детям кто-то пришел в гости. В группу пришла новая кукла. Педагог обращается к ней с вопросом «Как зовут тебя, малышка?». Выясняется, что куклу зовут Валя. Она хочет остаться в группе жить. Детям предлагается показать кукле группу. Дети называют кукле предметы. Следует вместе с детьми подходить к предметам и, имитируя вопросы куклы, спрашивать у детей: «А это что у вас?». Так кукла постепенно знакомится со всеми игрушками в группе и с предметами, которые есть в группе, и выясняет, для чего они нужны. В итоге, кукла хвалит детей за порядок в группе, благодарит за внимание к ней.
Хорошо зарекомендовали себя игры-диалоги, которые направлены на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками, содействуют расширению представлений об окружающем мире и человеке, развивают самосознание детей. Игровые материалы есть у таких авторов, как Алябьева
Елена Алексеевна в работе «Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками», Дурова Наталья Валентиновна «Очень важный разговор»,
Шорыгина Татьяна Андреевна «Общительные сказки».
Когда дети хорошо усвоили, как строится диалог, целесообразно переходить к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание и максимально приближены к жизни. Например, игра-диалог
«Разговор по телефону». Практика работы показывает, что дети охотно играют с использованием телефона по готовым сценариям, вносят новое содержание в беседу, импровизируют, выступают инициаторами игр. Игра
«Разговор с другом по телефону» предназначена для обучения диалогическому общению детей друг с другом и взрослым. Педагог начинает беседу с вопросов: «У кого дома есть телефон? Вы часто звоните по телефону? Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните друг другу? Сегодня мы будем учиться вежливо, разговаривать с

35 35 другом или подругой по телефону. Хотите научиться? Тогда начинаем нашу телефонную игру. Да, но мы забыли сказать, о чем можно поговорить по телефону с другом?» Взрослый может дать подсказку – о выходе в кино, на прогулку в парк, о том, чтобы пригласить друга в гости, договориться о встрече и так далее.
Следующим этапом может быть включение телефонных разговоров в содержание сюжетно-ролевых игр в целях обогащения ролевого общения.
Этому способствуют сами дети, охотно принимая предложение взрослого партнера как игру.
Антон Семенович Макаренко говорил о том, что главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а дальше происходит только оттачивание человека. Все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями. Особую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей, так как они являются первыми и главными воспитателями ребенка. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет – это влияние какого-либо лица, основанное на жизненном опыте, знаниях, нравственных достоинствах. Быть авторитетным родителем – означает притяжение ребенка силой обаяния своей личности, руководство и помощь там, где необходимо.
Чаще всего авторитетом в семье является глава семейства – это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.
В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного


36 36 возраста и необходимо отметить ряд рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ.
Наиболее значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей следует обозначить пункты:
1. Важно прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства. Культура – это сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы.
Мы должны говорить ребенку и объяснять ему значение Красоты для людей, ее ценность и необходимость. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах.
2. Приобщение детей к ведению хозяйства, т. е. воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.
3. В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой.
Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательные и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести музыку и традиции русского народа.
4. Не следует допускать у ребенка ощущения собственной несостоятельности. После порицания обязательно предлагайте образец правильного поведения.
5. Следует отводить время для ежедневных совместных игр и занятий.
Детей радуют общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.
6. Порицая, необходимо адресовать замечания действиям, поступкам ребенка, но ни в коем случае не его личности.

37 37 7. Важно вместе в кругу семьи устраивать праздники, на которых ребенок может побыть в роли гостеприимного хозяина, чтобы ребенок умел правильно вести себя за столом, проявлять к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым.
8. Культура обучения выражается, первую очередь, в речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержано, не повышая голоса, тогда ваш ребенок будет добрым и вежливым.
9. Культурно-гигиенические навыки также относятся к нравственным качествам личности. Для того чтобы ребенок не сопротивлялся гигиеническим требованиям, например, умыванию, что часто встречается в детской среде, необходимо, чтобы вода была комнатной температуры, рукава были загнуты. Если вода будет холодной и мокрые рукава, то, конечно же, у ребенка сформируется негативное отношение к умыванию.
10. Необходимо приобщать ребенка к религии посредством чтения
«Библейских историй», посещения церкви, вследствие чего у ребенка развивается духовная нравственность.
Таким образом, решению социокультурных проблем способствуют традиции в семье – совместные праздники, культура поведения – уроки вежливости, здоровый образ жизни – физические разминки, режим дня, гигиена.
К психологическим проблемам семейного воспитания относятся трудности брачно-семейной адаптации, в согласовании семейных и внутрисемейных ролей, связанные с отсутствием личностной автономии и самоутверждения в семье, психологическое насилие в семье, неконструктивными родительско-детскими отношениями.
Рассмотрим понятие «брачно-семейная адаптация». Вся жизнь человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Ему постоянно приходится адаптироваться к их интересам, потребностям, намерениям, желаниям. Иными словами, речь идет о социально-психологической


38 38 адаптации, которая представляет собой приспособленность человека к совместной деятельности ради достижения общих целей группы или коллектива. Социально-психологическая адаптация обязательно включает в себя способность к общению, пониманию других, к сотрудничеству и кооперации с ними.
Способность к адаптации не дается человеку от природы. Она воспитывается постепенно, с раннего детства, сначала в семье, затем формируется по мере включения ребенка в другие социальные коллективы.
Развивающиеся в течение жизни особенности личности, приобретенные знания, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки – основа индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам. Недостаточная адаптация психической деятельности личности ведет к различным неадекватным реакциям, способствует развитию комплексов, защитных механизмов и может привести к нервно-психическим заболеваниям. Итак, социально- психологическая адаптация – это, прежде всего, соответствие поведенческих реакций личности целям, ожиданиям, требованиям, функциям группы, приспособление к различным видам межличностных отношений в разных коллективах. Практика психологических и социологических исследований подтверждает наличие большой группы конфликтов на базе разногласий по удовлетворению потребностей супругов. Нет сомнений в том, что неудовлетворенные потребности отрицательно влияют на стабильность брака.
Психология семьи и семейного воспитания формируется на стыке психологии личности, социальной психологии, медицинской психологии, общей социологии и демографии семьи. Ни одна из категорий – «личность»,
«межличностные отношения»,
«сотрудничество»,
«потребности»,
«темперамент», взятая из этих дисциплин, не может выполнить синтезирующих, объединяющих функций. Эти и ряд других категорий,

39 39 которые могут применяться при анализе брачно-семейных отношений, можно объединить единым понятием – «брачно-семейная адаптация и дезадаптация».
Оно выражает результативность всех процессов, происходящих в семейных отношениях. Адаптация и дезадаптация определяют конечное результативное влияние на брачно-семейные отношения характера и темперамента супругов, их взглядов и ценностных ориентации, жизненного опыта и психических травм. Более того, понятие
«адаптированное и дезадаптированное поведение» широко применяется в медицинской психологии и психиатрии. Например, можно изучать поведение, как здоровой, так и больной личности в браке и семье.
Понятие «брачно-семейная адаптация и дезадаптация» позволяет объединить совершенно разные виды семей – проблемные, конфликтные, невротические, асоциальные.
Любые аспекты поведения человека можно рассматривать с точки зрения того, соответствуют ли они общим целям и задачам брачной и семейной жизни, способствуют ли стабильности брачных отношений.
Супружеские конфликты можно рассматривать как нарушение процесса брачно-семейной адаптации. Эта точка зрения дает нам возможность подойти принципиально по-новому к факту увеличения разводов среди молодых семей.
В системе социально-психологической адаптации выделяют брачно- семейную адаптацию и определяют ее как приспособленность человека к жизни в браке и семье. Брачно-семейная адаптация – это процесс постепенного, взаимного приспособления супругов, которое основано на положительных привязанностях и чувствах – дружбе, влюбленности, симпатии, любови. Однако чувства симпатии и влюбленности не дают еще гарантии того, что брачная адаптация в целом завершится успехом.
Семейная адаптация – это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья, она выражается во взаимном