Файл: Выбор стиля руководства в организации(Лидерство и его роль в системе менеджмента).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая характеристика лидерства и руководства
1.1 Лидерство и его роль в системе менеджмента
2 Характеристика стилей руководства
3.1 Характеристика предприятия Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» г. Великие Луки
3.2 Анализ стиля управления руководителя МУП «Тепловые сети» г. Великие Луки
В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.[18]
В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
Рассмотрим качества, наиболее часто встречающиеся у руководителей[19]:
1.Физиологические качества: приятные внешность (лицо, фигура, рост, голос), высокая работоспособность, хорошее здоровье, энергичность.
2.Психологические качества: амбициозность, властность, агрессивность, независимость, уравновешенность, самоутверждение, смелость творчества, упорство, мужество.
3.Интеллектуальные качества: высокий уровень интеллекта, интуитивность, энциклопедические знания, оригинальность и быстрота мышления, проницательность, широта кругозора, образованность, чувство юмора.
4.Личностные деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность (рисунок 4).
Умение работать с информацией
Высокий интеллектуальный уровень
Активность, мобильность
Доброжелательность, позитив
Энтузиазм, креатив
Проницательность, интуиция
Лидерство
Нацеленность на результат
Коммуникабельность
Рис. 4. Личность руководителя[20]
Чтобы стать лидером, необходимо, прежде всего, личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск[21]. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.
Претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель.[22] Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет.[23]
Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно. Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает, - это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач руководителя - умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера, настроениях.
Что же касается лидерства, то оно связано, прежде всего, с умением достойно справляться с переменами. В современное время лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.
В итоге, если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, - это не приведет к успеху. Все чаще перед компаниями встает задача выдержать натиск великих перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в этих новых условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве.
Любое предприятие или организация может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная. Соответственно двум этим организационным структурам присущи типы отношений людей: формальных и неформальных.
Отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологические, эмоциональные.[24]
Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.
Лидерство в организации характеризуется доминированием одного из трех компонентов взаимодействия — делового, эмоционального и информационного.[25]
Деловое лидерство характерно для организаций, решающих производственные задачи; в его основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С деловым лидером хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий — притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.[26] Эмоциональный лидер — это человек, к которому каждый в группе может обратиться за сочувствием.
Информационное лидерство определяется тем, что его субъект многое знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Для лидерства идеальным считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Выделяют следующие теории лидерства:
- лидерских черт (или «великого человека»);
- лидерских стилей (управления человеком);
- ситуационные теории лидерства;
- психоаналитические;
- личностно ситуационные;
- атрибутивные;
- теории обмена, трансактного анализа;
- транформационного лидерства и т.д.[27]
Согласно концепции власти и теории группового подхода к деятельности лидера выделяются следующие основные функции, отличающие его от формального руководителя:
- формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения;
- установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.[28]
Видение перспектив организации значит для рыночного успеха ничуть не меньше, чем стратегия. Руководители коммерческих организаций используют для развития корпораций разные виды воображения: маркетинговое, производственное и прочие. Источник этого воображения - особые способности, которые мы обозначаем словом «талант».[29] Одаренные лидеры остро чувствуют любые пробелы в деятельности фирмы - наличие неудовлетворенных потребностей покупателей, возможность усовершенствования производственных операций или применения новых технологий для разработки нового продукта - и стремятся их устранить.[30]
Таким образом, отличие понятия лидера от менеджера достаточно велико. Лидерство не подменяет собой менеджера (руководство), а дополняет его. Наибольший эффект управления достигается в ситуации, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно менеджер, и лидер, следовательно, эффективно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой.
1.2 Элементы лидерства
В структуру лидерства входит пять основных элементов, взаимодействие которых составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образуют реальный процесс лидерства:
1)лидер - с определенными личностными чертами, способностями и возможностями;
2)последователи - со своими качествами и возможностями для реализации цели;
3)задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;
4)ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;
5)группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия.[31]
Лидерство - это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.[32]
Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера[33]. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.
1) Лидер – это человек, который ведет за собой людей. Лидером является тот, кто может навести порядок в окружении. Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают человека в лидера[34]. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к лидеру.
2) Лидер без последователей – это не лидер. Лидерство пронизывает все уровни иерархии, и на каждой ступени у лидера должны быть искренние, всегда готовые действовать последователи.
Часто вместо формирования группы последователей, отличающихся высокой приверженностью, лидеры концентрируются на развитии и использовании таких собственных качеств, как дар убеждения, способность вызвать интерес, подтолкнуть к действиям. Такие лидеры могут опираться на собственную власть, но после их ухода дело легко может развалиться. Искренние, настоящие последователи – это люди, вовлеченные душой и телом в работу[35]. В отличие от простых подчиненных, эти люди сами принимают решения, вкладывать усилия в какое-либо дело или нет. Но будучи уже вовлеченными, они демонстрируют высокую приверженность делу, что может серьезно повлиять на успех любого начинания.[36]
3) Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. При изменении задач меняются и требования к лидеру, например, произойдет смена лидера отдельными членами группы и представится возможность оказать на нее влияние. Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся до творческих, нестандартных[37]. В практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформулировать задачи, которые приходится выполнять. Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером.
4) Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют:
- трудовые процессы;
- внешняя среда;
- члены коллектива.
5) Важнейшим условием лидерства является восприятие лидера группой (социумом).
Лидер может восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные характеристики, общие с членами группы, поэтому воспринимается как «один из нас», а не как «пришелец».[38]
Лидер может восприниматься как «подобный большинству из нас». Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы. Концепция лидера как «великого человека» предполагает, что он может навязывать свои желания группе, прибегая к власти, свойственной его положению (статусу). Однако есть другая концепция, согласно которой, группа всегда сильнее лидера, и поэтому он вынужден следовать нормам, принятым в ней.
Лидер может восприниматься как «лучший из нас». Чтобы стать лидером, недостаточно принять основные нормы и ценности группы. Нужно быть не только как все, а лучшим из всех, поскольку, лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца»[39]. Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом в области задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.
У членов группы существует установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям. В основном лидером будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности членов группы, как потребность на кого-то положиться, передать ответственность за действия и т. д.[40] Таким образом, личность выбираемого лидера частично зависит от личностных свойств последователей.