Файл: Выбор стиля руководства в организации(Лидерство и его роль в системе менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. К ситуационному стилю лидерства относятся полярные варианты. Стили управления ориентируются на производство, корпоративные и межличностные процессы. Выявляется значение для лидера структуры команды и принятой модели взаимодействия. Личные качества и мотивы поведения не рассматриваются. Модель ситуационного лидерства практична, поэтому популярна среди менеджеров.

2.2 Стили руководства

В современной экономике большое влияние на коллектив оказывает руководитель организации или подразделения – своим поведением, деятельностью, особенностями личности.[64] Еще А.С. Макаренко говорил о главном принципе, которым нужно руководствоваться в деловом и официальном общении - как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему.[65]

В личности руководителя можно выделить три стороны, которые непосредственно влияют на социально-психологический климат:

  • стиль руководства;
  • тип установки руководителя по отношению к подчиненным;
  • личный пример в поведении, собственное отношение к деятельности.[66]

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

В большинстве выделяют следующие стили руководства:

Директивный стиль (авторитарный);

Демократический стиль (коллегиальный);

Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Особенности стилей руководства в следующем: в способе принятия решений, в уровне делегирования полномочий, степени контроля, применяемых санкциях[67].

Авторитарный стиль основан на предположении, что все люди по природе ленивы, не любят брать на себя ответственность, и управлять ими можно только при помощи денег, угроз и наказания. Характеризуется высокой централизацией руководства; единоначалием в принятии решений; жестким контролем за деятельностью подчиненных[68]. Сотрудники – исполнители приказов, причем им дается минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчиненных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.


Методы руководства: приказы, распоряжения, замечания, выговоры, угрозы, лишения льгот. В общении с сотрудниками используются четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность; возможна грубость. Интересы дела выше интересов людей.

Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненным. Руководитель обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, стимулирует инициативу, информирует коллектив. Общение доброжелательное и вежливое. Создается благоприятный психологический климат.[69]

Либеральный стиль характеризуется минимальной степенью участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель пускает дело на самотек, действует от случая к случаю или когда оказывают давление «сверху» или «снизу»[70]. Руководитель предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, переложить свои функции и ответственность на других. Никогда не критикует начальство.

При выборе стиля руководства должны учитываться следующие факторы:

  • ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). При дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в рыночных условиях оправдан авторитарный стиль;
  • задача (насколько четко структурирована). При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, наиболее приемлем демократический (коллегиальный) стиль;
  • группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностным характеристикам)[71]. Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задачи, адекватным будет демократический стиль, а в творческих коллективах возможен даже либеральный.

Стиль руководства имеет большое значение для создания благоприятного психологического климата в коллективе. Каждому нравится демократичный начальник, никто не любит диктаторов, грубых и просто невоспитанных руководителей. Но такой руководитель возможен лишь в соответствующем коллективе, где морально-нравственные нормы находятся на высоком уровне[72]. Это порождает определенные, устойчивые и прочные правила поведения членов коллектива, их внутреннее убеждение по отношению к работе и своим коллегам.


Благоприятный климат в коллективе позволяет значительно поднять эффективность труда, создать атмосферу взаимной поддержки и помощи, где сообща вырабатываются пути решения проблем и добиваются их разрешения. Неблагоприятный климат, «плохое» настроение работников резко снижает результативность труда, создают множество проблем для руководителей. Таким образом, морально-психологический климат трудового коллектива при его благоприятном характере способствует созданию такого психологического состояния его членов, при котором люди удовлетворены своей работой, а коллектив постоянно сплачивается[73].

Сплоченность коллектива связана почти со всеми особенностями стиля руководства, но наиболее тесно с двумя из них – отношением руководителя к людям и коллегиальностью в работе.

Каждый член коллектива должен видеть перспективные линии его развития. При определении этих линий нельзя забывать о развитии каждой личности, в частности, о возможности профессионального и общекультурного роста, нравственного совершенствования, обеспечения материальных и духовных интересов.[74] Большое значение имеет установление с первых же дней определенного стиля отношений и требований руководителя к людям. При этом надо помнить указание А.С.Макаренко о мере близости и отдаленности в отношениях между руководителем и подчиненными. Нельзя быть далеким от людей, но нельзя быть и слишком близким. Хорошие работники умеют ценить близкое отношение, а посредственные и плохие используют его, с тем, чтобы нарушать дисциплину и увиливать от труда.[75]

Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Другими словами, стиль руководства - это система постоянно применяемых методов руководства.

Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным руководителем в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.[76] Метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.

Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, адекватно реагирует на критику[77]. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям.


Руководитель с либеральным (попустительским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки.

Анализируя психологический портрет эффективного руководителя, Л. Р. Кричевский приводит критерии оценки эффективности руководителя и разделяет критерии эффективности на два класса: психологические и непсихологические (Приложение А).[78] Учитывая критерии эффективности руководства, Л. Р. Кричевский приходит к выводу, что руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по данным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.[79]

Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно. Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает, - это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач руководителя - умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера, настроениях.

Менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.[80] Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от «балласта», а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.


3 Исследование стиля руководства Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Великие Луки

3.1 Характеристика предприятия Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» г. Великие Луки

Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» г. Великие Луки зарегистрировано решением Малого Совета Великолукского городского совета народных депутатов от 22 апреля 1992 года №24 как муниципальное предприятие «Тепловые сети».[81]

Учредителем предприятия является Администрация города Великие Луки. Собственником имущества предприятия является муниципальное образование – город Великие Луки. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Целью создания и функционирования МУП «Тепловые сети» является извлечение прибыли, предметом деятельности – удовлетворение потребностей населения и организаций в тепловой энергии.

Задачи теплоснабжающего предприятия многогранны, самой главной из них является обеспечение стандартов теплосистемы для комфортных условий проживания. К другим, не менее важным, задачам относятся экономное расходование ресурсов, обеспечение сохранности технологического оборудования, обеспечение промышленной безопасности, сокращение производственных затрат на выработку и поставку тепловой энергии за счет внедрения новейших технологий и оборудования, ликвидации непроизводительных потерь, соблюдения технологической дисциплины, мотивации труда обслуживающего персонала[82].

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

-обеспечение тепловой энергией населения, организаций;

-эксплуатация объектов котлонадзора и подъемных сооружений;

-ремонт (реконструкция) объектов котлонадзора;

-монтаж (пусконаладка) объектов котлонадзора;

-строительство (монтаж), пусконаладка объектов газового хозяйства;

-эксплуатация объектов газового хозяйства;

-ремонт объектов газового хозяйства;