Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минтрудом России также подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2016 года № 1467, которое установило на 2018 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории Российской Федерации.

В некоторых сферах экономической деятельности подписанным постановлением на 2018 год сохранена установленная на 2017 год допустимая доля иностранных работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с 30 % до 28 % общей численности работников.

Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50 % распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России, за исключением Ставропольского и Хабаровского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской областей. Такое исключение обусловлено имеющейся в этих регионах потребностью в привлечении временных работников в период уборочных работ.

Установление допустимых долей позволяет более полно использовать имеющуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации рабочую силу, а также стимулировать хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в свое производство, организовывать замещение рабочих мест, на которые привлекаются иностранные работники российскими гражданами, стимулировать участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.

Для того чтобы понять причину невысокого роста, было проведено социологическое исследование. Был проведён опрос[12], в ходе которого выяснялось: количество работающих респондентов из экономически активного населения, удовлетворенность работой в целом, осведомленность опрашиваемых о программах поддержки граждан, проводимых государством.

В опросе приняли участие 68 респондентов, из них 51,5% в возрасте до 20 лет; 16,2% от 20 до 25 лет; 5,9% от 25 до 30 лет; 26,5% люди в возрасте более 30 лет.

Из них 50% работают в настоящий момент; 38,2% - безработные; 11,8% - находятся в поиске работы. На вопрос об официальном трудоустройстве - 41,7% респондентов ответили, что официально трудоустроены; 22,1% - работают без официального трудоустройства.Большинство опрашиваемых полностью или частично удовлетворены своей работой.

Таким образом, лишь половина респондентов работают в настоящий момент. Возможные причины того, что вторая половина респондентов не работают, могут быть: нежелание трудиться, занятость учебой, по состоянию здоровья, недоступность информации и т.д. В процессе опроса было выявлено, что население не знает о программах занятости, проводимых государством. О них слышали (имеют представление)лишь 16,2% респондентов.Этот показатель, несомненно, влияет на уровень безработицы.


Так, например, в 2017 году произошли изменения в законодательстве Российской федерации для трудоспособных граждан, одним из пунктов которого было: создание комфортных условийдля неработающих многодетных родителей и родителей детей-инвалидов, чтобы они имели возможность сочетать работу с домашними обязанностями и воспитанием детей. Это должно положительно сказаться на динамике роста экономически активного населения страны. Помимо этогов Российской Федерации существуют различные государственные центры занятости[13].

На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Оно осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнения задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы. Также существует поддержка малого и среднего бизнеса. Благодаря этому безработица снижается. Однако поддержка должна состоять не только в помощи гражданам в центрах занятости, так же подготовка кадров в российских учебных заведениях должна быть приведена в соответствие с запросами рынка. Тогда не будет переизбытка кадров тех профессий, которые широко представлены на рынке труда, следовательно, уровень безработицы будет снижаться[14]

Подведем итоги. Только последовательная, совместная и согласованная деятельность всех субъектов социально-трудовых отношений позволит создать эффективный рынок труда, обеспечивающий работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, соответствующей его возможностям, с достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.

Занятость в разных регионах различна, в связи особенностями данной территории. На формирование и функционирование рынка труда оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в следующие группы: экономические, природно-ресурсные, демографические, социальные и экологические факторы. Данные группы факторов представляют собой систему, которая определяет состояние рынка труда, особенности его формирования и эффективного функционирования.

Государственная политика в области содействия занятости осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Меры по регулированию занятости делятся на два вида: активные и пассивные. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда посредством разработки государственных программ.


Глава 2. Анализ государственных мер содействия занятости населения в ХМАО

2.1. Анализ основных показателей государственных мер содействия занятости населения в ХМАО

Ситуация на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа в 2014 году характеризовалась снижением численности безработных граждан, уровня регистрируемой безработицы, увеличением заявленных работодателями вакансий, стабилизацией коэффициента напряженности.

Динамика показателей регистрируемого рынка труда автономного округа в 2014 году в сравнении с 2013 годом следующая:

Списочная численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (с учетом граждан на начало года), снизилась на 11,9% и составила 48760 человек. Из них в 2014 году по вопросу трудоустройства обратилось 42603 человека, что составляет 89,2% от аналогичного показателя 2013 года (47750 человек).

Списочная численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения (с учетом граждан на начало года), снизилась на 14,2% и составила 15949 человек. В 2014 году статус безработного был присвоен 11720 гражданам, что составляет 88% от аналогичного показателя 2013 года (13314 человек).

Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (с учетом граждан, состоящих на начало года), увеличилась и составила 2919 человек (2013 год – 141 человек). Резкое увеличение данной категории граждан обусловлено увеличением обращений граждан, вынуждено покинувших территорию Украину. На 01.01.2015 численность граждан Украины, обратившихся в органы службы занятости населения, составила 2671 человек, или 91,5% от общей численности обратившихся иностранных граждан и лиц без гражданства.

Совокупный спрос на рабочую силу (с учетом вакансий на начало года), увеличился на 1,15% и составил в 2014 году 113 793 вакантных рабочих места (2013 год – 112 503 рабочих места).


В 2016 году в органы службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за содействием в поиске подходящей работы обратились 54 094 человека, что на 2 872 человека, или на 5,6% больше, чем в 2015 году (51 222 чел.) в приложение 1

Общая численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (с учетом граждан на начало года), выросла на 7,5% и составила 61 923 чел. (2015 год – 57 623 чел.).

Из числа граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: - 3 607 человек (6,7%) – граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (2015 г. – 6,6%); - 10 218 человек (18,9%) – граждане, уволенные по собственному желанию (2015 г. – 20,1%); - 8 512 человек (15,7%) – длительно (более года) не работавшие (2015 г. – 13,7%).

Численность граждан, признанных безработными выросла на 1 374 человека, или на 10,3% и составила в 2016 году – 14 742 человека (2015 г. – 13 368 чел.).

Общая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения (с учетом граждан на начало года), увеличилась на 13,5% и составила 19 717 чел. (2015 год – 17 368 чел.).

Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (с учетом граждан, состоящих на начало года) снизилась в 1,5 раза и составила 686 человек в 2016 году (2015 год – 1057 человек).

На 01.01.2017 заявленная работодателями потребность в работниках составила 12 358 свободных рабочих мест (вакантных должностей), по сравнению с аналогичной датой прошлого года количество вакансий увеличилось на 2 298 ед., или на 22,8% (на 01.01.2016 – 10 060 ед.). В профессиональном составе вакантных рабочих мест преобладают вакансии по рабочим профессиям – 62,4% (от общего числа вакансий), что сопоставимо с показателем прошлого года (на 01.01.2016 – 62,6%). Наиболее востребованные вакансии в 2016 году представлены в таблице 5.

В 2016 году процент трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, составил 54,3% и снизился по сравнению с 2015 годом (55,0%) на 0,7 процентных пункта. Процент трудоустройства безработных граждан в 2016 году вырос на 0,5 процентных пункта и составил 37,6% (2015 г. – 37,1%).

При этом абсолютная численность трудоустроенных увеличилась: трудоустроено при содействии органов службы занятости 29 394 человека, что на 4,3% выше соответствующего показателя 2015 года (28 171 человек). Численность трудоустроенных безработных граждан увеличилась на 11,7% и составила 5 542 человека (2015 г.– 4 961 чел.).


Численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости, составила 1 897 человек, что составляет 104,7% к аналогичному показателю предыдущего года (1 811 чел.), удельный вес в общей численности безработных граждан составил 9,6% (2015 год – 10,4%).

Трудоустроено на оплачиваемые общественные работы 7 896 человек, что составляет 106,2% к аналогичному показателю 2015 года (7 435 чел.), трудоустроено безработных на временные работы из числа граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы 916 человек, что составляет 113,6% к аналогичному показателю 2015 года (806 чел.).

В январе-декабре 2017 года в органы службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за содействием в поиске подходящей работы обратились 50 526 человек, что на 3 568 человек, или 6,6% меньше, чем в январе-декабре 2016 года (54 094 чел.).

Общая численность граждан в 2017 , обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (с учетом граждан на начало года), снизилась на 5,7% и составила 58

Из числа граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: - 3 247 человек (6,4%) – граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (январь-декабрь 2016 г. – 6,7%); 8 127 человек (16,1%) – граждане, уволенные по собственному желанию (январь-декабрь 2016 г. – 18,9%); 7 622 человека (15,1%) – длительно (более года) не работавшие (январь-декабрь 2016 г. – 15,7%).

Численность граждан, признанных безработными снизилась на 1789 человек, или на 12,1% и составила в январе-декабре 2017 года – 12 953 человека (январь-декабрь 2016 года – 14 742 чел.).

Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (с учетом граждан, состоящих на начало года) снизилась в 1,6 раза и составила 441 человек в январе-декабре 2017 года (январь-декабре 2016 года – 686 человек).

На 01.01.2018 заявленная работодателями потребность в работниках составила 13 615 свободных рабочих мест (вакантных должностей), по сравнению с аналогичной датой прошлого года количество вакансий увеличилось на 1 257 ед., или 10,2% (на 01.01.2017 – 12 358 ед.). В профессиональном составе вакантных рабочих мест преобладают вакансии по рабочим профессиям – 60,2% (от общего числа вакансий), что на 2,2 процентных пункта ниже аналогичного показателя прошлого года (на 01.01.2017 – 62,4%).

Трудоустроено при содействии органов службы занятости 29 027 человек, что на 1,2% ниже соответствующего показателя 2016 года (29 394 человека). Численность трудоустроенных безработных граждан снизилась на 6,8% и составила 5 163 человека (январь-декабрь 2016 года – 5 542 чел.).