Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации
1.1. Государственная политика в области содействия занятости молодежи в России на современном этапе
1.2. Законодательные основы государственных мер содействия занятости молодежи населения в ХМАО
1.3. Основные направления занятости населения в РФ
Глава 2. Анализ государственных мер содействия занятости населения в ХМАО
2.1. Анализ основных показателей государственных мер содействия занятости населения в ХМАО
2.2. Организационно-правовые основы занятости населения
2.3. Проблемы государственных мер содействия занятости населения в ЯНАО и пути их решения
−специальные программы по содействию в развитии малого предпринимательства (индивидуальные частные и семейные предприятия).
Наибольший эффект от действия программ можно получить лишь с помощью их оперативного регулирования и адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации в регионе и преимущественной ориентации на повышение конкурентоспособности товаров и услуг[7]
В настоящее время рынок труда функционирует в нестабильных экономико - политических реалиях, что, в свою очередь, определяет тенденции и порождает следующие проблемы:
-снижение уровня занятости населения, рост уровня безработицы,
-усиление напряженности на рынке труда молодых специалистов, возникновение новой волны «утечки мозгов» в другие страны.
Факторами преодоления сложившихся негативных тенденций рынка труда в Российской Федерации является стабилизация национальной экономической системы за счет перехода к современной несырьевой модели экономики, возобновление модернизационных процессов в сельском хозяйстве и промышленности с целью повышения темпов экономического роста, а также совершенствование государственной политики, направленной на стимулирование трудоустройства молодежи.
1.2. Законодательные основы государственных мер содействия занятости молодежи населения в ХМАО
Рынок труда разнообразен, это сложная система отношений, между работодателем, наемными работниками и государством. Он отличается от всех остальных рынков и от рынка потребительских товаров и услуг. Цена товара меняется каждую минуту, заработная плата устанавливается на длительное время вперед по контрактной системе, на ее размер и динамику оказывает влияние государство.
Рабочий не может накапливать рабочую силу, а затем ее выгодно продать, так же труд можно заменить техникой. Рынок труда имеет отличие по полу, квалификации и территории. Так же можно отметить рынок национальной и иностранной рабочей силы, рынок неквалифицированного и высококвалифицированного труда. На рынке труда всегда есть спрос и предложение на труд.
Совершенствуется законодательная база. Были приняты следующие Федеральные законы и Постановления:
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения»[8]
Государство стремится смягчить последствия безработицы, проводит мероприятия по уменьшению ее уровня через антикризисную, региональную, внешнеэкономическую и другую политику.
Функция регулирования занятости требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как местном, региональном так и на общероссийском уровне.
Федеральная государственная служба занятости является основным органом исполнительной власти. Она координирует работу в области занятости[9]
- регулирует спрос и предложение на рабочую силу;
- оказывает помощь в трудоустройстве,
- осуществляет профессиональную подготовку и переподготовку,
- оказывает финансовую поддержку безработных.
В систему органов Федеральной государственной службы занятости входят:
1) Госкомитет РФ по занятости населения
2) Госкомитеты в регионах
3) Территориальные Центры занятости
4) Городские центры занятости
В рамках формирования системы регулирования национального рынка труда, важное место заняла инфраструктура этого рынка.
Основные ее звенья:
1) Система службы занятости и трудоустройства
2) Система профессионального обучения и переподготовки государственных и негосударственных учебных заведений
3) Объединение профсоюзов
4) Союзы и ассоциации работодателей
5) Финансовая база.
В соответствии с Федеральным Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст.5 п.2 государственная политика направлена на:
-«развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
-обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
-поддержку трудовой и развитие предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
-граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые;
-предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
-объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения»
Государственная политика в области содействия занятости осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном, местном.
На федеральном уровне разрабатываются и принимаются федеральные законы, нормативные правовые акты, государственные программы.
Проводятся разработка прогнозов, напряжённых регионов социально-экономического развития, установка норм социальной поддержки безработных, формирование средств. А так же проведение мониторинга, осуществление контроля за исполнением обязательств.
Субъекты РФ осуществляют свои полномочия в виде проведения финансового обеспечения. Финансовая помощь осуществляется в виде субвенции, выделяемой из федерального бюджета. Это выплаты следующего характера: пособие по безработице, стипендия в период профессионального обеспечения, материальная помощь, досрочные пенсии.
В соответствии с Федеральным Законом от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации, ст.7.1-1 п.1 к полномочиям субъектов российской федерации, так же относятся: принятие нормативных правовых актов субъекта РФ; разработка региональных программ; проведения мониторинга состояния рынка труда; проведение контроля за приемом на работу; регистрация инвалидов в качестве безработных; содействие граждан в поиске работы; информирование о рынке труда; организация профессионального обучения.
Участие местного самоуправления в содействии занятости, согласно ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации, ст.7.1 п.2, заключается в следующих мероприятиях: осуществление оплачиваемой общественной работы, проведение ярмарок вакансий; могут осуществлять дополнительные мероприятия для повышения занятости и направлять средства местного бюджета на осуществление этих расходов в соответствии ст.7.2 п.3.
Начиная с 2005 года, в России государство уделяет большое внимание вопросу занятости населения. Сегодняшняя ситуация на рынке труда это результат активной и долгосрочной работы Президента РФ и Правительства. Принятые в 2009 году антикризисные программы, направленные на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действуют и в 2016 году.
Это государственные программы, направленные на стимулирование роста уровня занятости и увеличения количества рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы, имеющие своей целью поддержание найма рабочей силы (это направление особую важность приобретает в последнее время); государственные программы социального страхования по безработице.
Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 298 была утверждена государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения". Программой предусмотрено три направления - подпрограммы, которые называются: «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";"Внешняя трудовая миграция";"Развитие институтов рынка труда". Всего на поддержку региональных рынков труда в 2014 году из бюджета РФ было выделено75756345,3 тыс. рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.
Все они направлены на: обеспечение климата для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда; снижение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; разработка и организация, с 2014 по 2016 год, до 13,1 тыс. специализированных рабочих мест для инвалидов; регулирование миграционных процессов и снижении численности незаконно работающих иностранных граждан; введение в структуру специального образования более 800 профессиональных стандартов; обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда; обеспечение соблюдения трудовых прав граждан; повышение уровня и качества жизни.
Госпрограмма «Содействие занятости населения В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 Годы»"[10]
Общий объем финансирования Программы на 2017 год составляет 1 928 498,4 тыс. рублей, в том числе средства:
федерального бюджета – 339 885,9 тыс. рублей;
окружного бюджета – 1 007 315,8 тыс. рублей;
внебюджетных источников – 581 296,7 тыс. рублей.
Программой предусмотрены мероприятия активной политики занятости населения, включая исполнение полномочий в области содействия занятости населения.
Объем финансирования мероприятий активной политики занятости населения из бюджета автономного округа на 2017 год составляет 422 042,1 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий Программы за период январь - сентябрь 2017 года израсходовано всего 1 392 481,8 тыс. рублей или 72,2% % от годового объёма финансирования (1 928 498,4 тыс. рублей).
В том числе:
средств федерального бюджета – 235 186,5 тыс. рублей или 69,2 % от годового объёма финансирования (339 885,9 тыс. рублей);
окружного бюджета – 688 098,4 тыс. рублей или 68,3 % от годового объёма финансирования (1 007 315,8 тыс. рублей);
внебюджетных источников – 469 196,9 тыс. рублей или 80,7% от годового объёма финансирования (581 296,7 тыс. рублей).
Израсходовано средств по мероприятиям активной политики занятости за период январь - сентябрь 2017 года 270 796,7 тыс. рублей или 64,2% от годового планового объема финансирования мероприятий активной политики занятости населения (422 042,1 тыс. рублей).
Численность участников мероприятий Программы за период январь – сентябрь 2017 года составила 56 395 человека, что составляет 91,0% от годового планового показателя (61 946 человек).
В рамках Программы с начала 2017 года организовано 8 153 новых рабочих места для временного и постоянного трудоустройства граждан, в том числе:
7 563 временных рабочих места;
590 постоянных рабочих мест.
Для трудоустройства несовершеннолетних граждан создано 14 805 временных рабочих мест.
На организованные рабочие места трудоустроено 22 249 незанятых трудовой деятельностью и безработных граждан.
1. На временные рабочие места трудоустроены 21 582 незанятых трудовой деятельностью и безработных гражданина (90,5 % от планового показателя 23 848 человек) из них:
663 гражданина, испытывающих трудности в поиске работы или 84,5% от годового плана – 785 человек;
5 902 гражданина в рамках общественных работ или 91,6% от годового плана – 6 444 человека;
198 граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа или 99,0% от годового плана – 200 человек;
86 человек из числа граждан пенсионного возраста или 98,9 % от годового плана – 87 человек;
338 выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет (организация стажировки) или 68,1% от годового плана – 496 человек;
78 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, и ищущих работу впервые или 72,9% от годового плана – 107 человек;