Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 граждан трудоустроены на рабочие места, организованные с применением гибких форм занятости и надомного труда или 81,8% от годового плана – 22 человека;

14 299 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет или 91,0% от годового плана – 15 707 человек.

2. Кроме того, организовано временное трудоустройство:

40 граждан из числа лиц, осужденных к исполнению наказания в виде исправительных работ, и не имеющих основного места работы или 100 % от годового плана – 40 человек;

12 граждан из числа лиц, освобожденных из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, трудоустроены в организациях коммерческого сегмента рынка труда или 70,6% от годового плана – 17 человек;

25 граждан, осужденных к исполнению наказания в виде лишения свободы, на рабочие места, организованные в местах исполнения наказания, или 41,7% от годового планового показателя – 60 человек.

3. 590 граждан или 84,8 % от годового плана 696 человек трудоустроены на постоянные рабочие места, в их числе:

446 безработных граждан в сфере малого предпринимательства или 83,7% от годового плана – 533 человека;

107 инвалидов или 89,2% от годового плана – 120 человек;

37 одиноких родителя, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в рамках мероприятия по организации трудоустройства граждан из числа одиноких родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей или 86,0 % от годового плана – 43 человека.

Приступили к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 2 166 человек (85,1 % от годового плана 2 545 человек), из них трудоустроены после прохождения профессионального обучения 952 человека или 49,3 % от числа завершивших профессиональное обучение – 1 929 человек.

Государственную услугу по профессиональной ориентации получили 28 293 человека или 93,4 % от годового планового показателя – 30 285 человек.

Государственную услугу по психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда получили 3 760 человек или 85,3 % от годового планового показателя – 4 410 человек.

За период январь - сентябрь 2017 года органами службы занятости населения автономного округа проведено 275 ярмарок вакансий или 84,9% годового планового показателя 324 ярмарки. Численность граждан, принявших участие в ярмарках вакансий, составила 3543 человека, из них по результатам ярмарок трудоустроено 2070 человек, доля которых в общей численности участников составила 58,4%. По итогам ярмарок доля заполненных вакансий к общему числу заявленных работодателями в центры занятости населения вакансий составила 52,1%.


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программой предусмотрено мероприятие по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места с возмещением затрат на создание рабочего места.

Целевой показатель «Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов», содержащийся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, на 2017 год в автономном округе установлен в объеме 120 оборудованных рабочих места для инвалидов (за счет средств бюджета автономного округа).

В январе - сентябре 2017 года созданы 107 оборудованных рабочих мест для 6 инвалидов I группы, 29 инвалидов II группы и 72 инвалидов III группы. Рабочие места созданы в бюджетной сфере – 31 рабочее место, в производственной сфере – 24 рабочих места (в том числе 1 – на дому), в сфере услуг – 52 рабочих места (в том числе 4 – на дому).

За 8 инвалидами, трудоустроенными на оборудованные рабочие места закреплены наставники с целью адаптации инвалида на рабочем месте.

В составе Программы осуществляется реализация подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в автономном округе».

На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в январе-сентябре 2017 года запланировано 645 117,8 тыс. рублей, в том числе средства:

окружного бюджета – 63 821,1 тыс. рублей;

внебюджетных источников – 581 296,7 тыс. рублей.

Кассовое исполнение по подпрограмме в январе - сентябре 2017 года составило 514 868,3 тыс. рублей или 79,8% от годового объёма финансирования (645 117,8 тыс. рублей), в том числе:

окружного бюджета – 45 671,4 тыс. рублей или 71,6 % от годового объёма финансирования (63 821,1 тыс. рублей);

внебюджетных источников – 469 196,9 тыс. рублей или 80,7% от годового объёма финансирования (581 596,7 тыс. рублей).

Важным звеном управления охраной труда в автономном округе является Государственная экспертиза условий труда.

Всего за 9 месяцев 2017 года проведено 104 государственных экспертизы (за 9 месяцев 2016 года – 221 экспертиза).

Из них:

- по качеству проведения специальной оценки условий труда – 10 заключений (за 9 месяцев 2016 года – 66 экспертиз);

- по экспертизе фактических условий труда работников проведено – 91 государственная экспертиза (за 9 месяцев 2016 года – 112 экспертиз);

- экспертиз в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными и условиями труда – 3 экспертизы (за 9 месяцев 2016 года – 43 экспертизы).


На протяжении нескольких лет на рынке труда автономного округа сохраняется несоответствие между спросом и предложением специалистов (несоответствие профессиональной структуры безработных граждан и имеющихся вакансий).

Неудовлетворенный спрос работодателей на рынке труда, а также невозможность использования российских трудовых ресурсов из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы, побуждают работодателей использовать для работы иностранных граждан.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а так же квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2017 год составила 737 единиц.

По сведениям Управления по вопросам миграции УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на 1 октября 2017 года в автономном округе осуществляли трудовую деятельность 41 560 иностранных гражданина (на 01.10.2016 – 36 158 человек), из них:

- на основании разрешения на работу – 438 человек (на 01.10.2016 – 453 человека);

- на основании патента у юридических лиц – 24 960 человек (на 01.10.2016 – 23173 человек);

- без разрешительных документов на законном основании (имеющих вида на жительство в Российской Федерации, разрешение на временное проживание, получивших временное убежище, граждане республик Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, иная категория граждан) – 16 162 человек (на 01.10.2016 – 12 532 человека).

В январе-сентябре 2017 года в органы службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за содействием в поиске подходящей работы обратились 40 962 человек, что на 3 511 человек, или 7,9% меньше, чем в январе-сентябре 2016 года (44 473 человек).

За этот же период при содействии органов службы занятости населения трудоустроено 24 429 человек, что на 1,4% ниже соответствующего показателя 2016 года (24 764 человека). Численность трудоустроенных безработных граждан снизилась на 4,8% и составила 4 109 человек (январь-сентябрь 2016 года – 4 318 человек).

В январе-сентябре 2017 года процент трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, составил 59,6% и вырос по сравнению с январем-сентябрем 2016 года (55,7%) на 4,0 процентных пункта. Процент трудоустройства безработных граждан в январе-сентябре 2017 года вырос на 3,9 процентных пункта и составил 42,5% (январь-сентябрь 2016 г. – 38,6%).

По состоянию на 1 октября 2017 года численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, снизилась на 1 041 человека, или на 12,4% и составила 7 388 человек (на 01.10.2016 – 8 429 чел.). Из них 6 897 человек – незанятые трудовой деятельностью, из которых 4 015 человек с официальным статусом безработного. По сравнению с аналогичной датой прошлого года число незанятых граждан снизилось на 14,1%, а безработных граждан на 14,2% (на 01.10.2016 – 8 028 и 4 682 человек соответственно).


Уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,07 п.п., с 0,51% на 01.10.2016 до 0,44% на 01.10.2017.

На 1 октября 2017 года органы службы занятости населения автономного округа располагают сведениями о 15 099 единицах вакансий, в сравнении с аналогичной датой прошлого года количество вакантных рабочих мест увеличилось на 1 275 единиц или 9,2% (на 01.10.2016 – 13 824 единиц). Это привело к снижению коэффициента напряженности до 0,5 незанятых граждан/на 1 вакансию против 0,6 на 01.10.2016.

1.3. Основные направления занятости населения в РФ

Все население страны делится на: экономически активное и не активное население. Рассмотрим статистику занятости населения России за последние 3 года[11]. Данные представлены ниже на рис.3.

Благодаря данной статистике, мы наблюдаем, что численность рабочего населения в 2016 году выросла всего на 0,4%, по сравнению с 2014 и 2015годами.

По данным Росстата, численность экономически активного населения, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2017 года составила 76,4 млн человек или 52 % от общей численности населения страны. 3,9 млн человек или 5,1 % экономически активного населения классифицировались как безработные. Численность безработных в ноябре 2017 года по сравнению с ноябрем 2016 года уменьшилась на 228 тыс. человек или на 5,5 %.

Рис. 3- Занятость населения России

В конце ноября 2017 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 732 тыс. человек, что на 13,7 % меньше по сравнению с ноябрем 2016 года. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 0,8 человека на одну вакансию в конце ноября 2016 года до 0,6 человека на одну вакансию в конце ноября 2017 года.

В 2017 году продолжена работа по выявлению неформальных трудовых отношений.

Под руководством Минтруда России в каждом субъекте Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.


В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, включающие в себя:

  • выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие нелегальной занятости;
  • проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений с работниками;
  • оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;
  • создание механизмов стимулирования легализации трудовых отношений путем внесения изменений и дополнений в региональные законодательные акты;
  • формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
  • проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости;
  • организацию «горячей линии» для приема обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, нарушении трудовых прав работников.

По данным мониторинга Роструда по состоянию на 22 декабря 2017 года выявлено более 2 млн 091 тыс. человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано более 1 млн 179 тыс. работников. Регионы-лидеры легализации: Ставропольский край, Белгородская область, Республика Татарстан, г. Севастополь, Ростовская область.

Потребность на 2018 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с постановлением потребность на 2018 год определена в размере 140 423 человека, что составляет 79,3 % от потребности на 2017 год.

Преимущественно потребность в иностранных работниках имеется в замещении рабочих мест, требующих наличия профессиональной квалификации. Распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 94,8 % от потребности на 2018 год.

Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты.