Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета(Теоретические аспекты взаимодействия бухгалтерского и налогового учета).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия бухгалтерского и налогового учета
1.1 Организация налогового учета
1.2 Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия
Глава 2 Анализ взаимодействия бухгалтерского и налогового учета
2.2 Перспективы развития системы российского налогового и бухгалтерского учета
Как можно увидеть в таблице, далеко не тождественны определения в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.
Возьмем, к примеру, оценку остатков незавершенного производства. Конкретный, понятный, а главное, экономически обоснованный алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства отсутствует и в новой редакции гл.25 НК РФ, представленной Федеральным законом от 25.05.02 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ». Отсутствует и точное определение нормативной себестоимости. Таким образом, применение способов оценки остатков незавершенного производства для целей налогового учета на практике весьма проблематично. [3]
Как было показано выше, существует масса разногласий между налоговым и бухгалтерским учетом, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но пути решения есть.
Конечно, на предприятии в структуре финансово-бухгалтерской службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. Но в целом, взаимодействие двух систем учета нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приведет к дополнительным расходам.
Глава 2 Анализ взаимодействия бухгалтерского и налогового учета
2.1 Анализ взаимодействия бухгалтерского и налогового учета на примере расходов на материальное стимулирования работников в организации
Коммерческие организации в настоящее время самостоятельно устанавливают размер заработной платы работникам, определяют условия их труда, численность персонала. Действующая система оплаты не всегда отражает реальные различия в оценке сфер приложения труда, недостаточно «увязывает» размер заработной платы с конечными результатами деятельности организации и личным вкладом каждого работника. Стимулирование труда в организациях практически не ориентировано на достижение конечных результатов. Проблемы бухгалтерского и налогового учета расходов организаций, в том числе на материальное стимулирование, в настоящее время актуальны, так как расходы на материальное стимулирование работников являются одним из основных видов затрат организаций.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) стимулирующим выплатам посвящена специальная статья, но при этом не раскрываются понятия: «стимулирующие выплаты» и «стимулирование труда». Отсутствие определения данных понятий в законодательной базе приводит к тому, что на практике представления о месте стимулирующих выплат в организации у работников и у работодателей зачастую не совпадают.
Экономическое понятие «материальное стимулирование работников» вытекает из необходимости роста прибыли организации — конечного финансового результата ее деятельности. Прибыль организации выступает как оценочный и фондообразующий показатель. На основе полученной прибыли возможно формирование материальных фондов стимулирования работников. В то же время понятие «стимулирование» не ограничивается только материальным фактором, а включает и другие формы. По нашему мнению. «стимулирование работников» — меры, направленные на повышение прибыли организации за счет повышения эффективности и качества труда работников. [12, C.75]
Система оплаты труда (включающая размеры тарифных ставок, окладов, доплат, надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премирования) устанавливается в соответствии с ТК РФ [9, ст. 135], коллективным договором или внутренними нормативными актами организации.
Конкретный перечень стимулирующих выплат в законодательстве не определен, поэтому в коллективном договоре или внутреннем нормативном документе организации могут быть установлены любые выплаты подобного характера, однако их оформление требует детальной проработки в целях обоснования, поскольку это связано с налоговыми рисками.
На наш взгляд, можно выделить следующие виды материального стимулирования:
- премии по результатам работы;
- социальный пакет (оплата питания, обучения, коммунальных услуг, аренды жилых помещений);
- материальная помощь к основному отпуску, предусмотренная коллективным и (или) трудовым договорами;
- оплата мобильной связи. [11, C.71]
В международной практике понятий «материальное стимулирование работников» и «заработная плата» не существует, вместо них используется термин «вознаграждения работникам». Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» под вознаграждениями работникам понимаются все формы возмещения работникам в обмен на оказанные ими услуги; под текущими вознаграждениями работникам — вознаграждения, подлежащие выплате в полном объеме в течение 12 мес. после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги (кроме выходных пособий и вознаграждений в форме долевых инструментов). В стандарте все выплаты работникам поделены на четыре основные группы: краткосрочные вознаграждения, выплаты по окончании трудовой деятельности, прочие долгосрочные вознаграждения и выходные пособия. Таким образом, в МСФО (IAS) 19 понятие вознаграждений работникам является более широким, чем в российских стандартах.
Разработчики гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) [2] и ряд ученых-экономистов видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, изменения и дополнения, внесенные в НК РФ и в отдельные нормативные акты Российской Федерации, закрепили налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского системы учета, а как дополняющий последний, хотя задачи ведения бухгалтерского и налогового учета расходов на оплату труда работников совпадают:
- обязательность ведения бухгалтерского учета определена Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3], налогового — НК РФ [2];
- периодичность составления и предоставления отчетности;
- обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;
- пользователи информации, как внутренние, так и внешние.
Одной из задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Сравнительные характеристики бухгалтерского и налогового учета расходов на материальное стимулирование работников приведены в табл. 1.
Вместе с тем следует отметить: методики ведения бухгалтерского и налогового учета — совершенно разные. Основные различия — по вопросам определения расходов, в частности расходов, осуществляемых организациями на стимулирующие, компенсационные выплаты. Стимулирующие выплаты работнику устанавливаются действующим трудовым договором с работодателем. Положения, касающиеся стимулирующих выплат, работодатель может оговорить в отдельном локальном акте: в положении об оплате труда работников, положении о премировании, приказе. В этом случае в трудовом договоре должны быть ссылки на них.
Таблица 2 - Сравнительные характеристики бухгалтерского и налогового учета расходов на материальное стимулирование работников
Характеристика |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
1. Объекты |
Обязательства организаций (задолженность перед персоналом организации) [3, ст. 1] |
Расходы организаций [2, ст. 252, 255] |
2. Документальное обеспечение |
Первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета [3, ст. 9, 10] |
Первичные документы, аналитические регистры налогового учета [2, ст. 313, 314] |
3. Определение расходов |
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации [4] |
Расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные организацией [2, ст. 252] |
4. Классификация расходов |
Расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы [4] |
Расходы, связанные с производством, реализацией, и внереализационные расходы [2, ст. 252, 253] |
5. Группировка расходов |
Затраты на оплату труда [4] |
1. Расходы на оплату труда [2, ст. 252, 255] |
6. Учетные регистры |
Используются, как правило, типовые формы [6] |
Разрабатываются организацией самостоятельно [2, ст. 314] |
На наш взгляд, организациям целесообразнее разрабатывать и утверждать положения о премировании, раскрывающие:
- перечень лиц, на которых распространяется система премирования;
- основания премирования работников;
- периодичность выплаты премий;
- порядок определения и размеры премий;
- источник премирования;
- порядок начисления премий работникам, принятым (или уволенным) в течение периода премирования;
- условия, при которых премия не начисляется. В случае, когда премирование носит разовый характер, достаточно приказа руководителя организации, принятого для каждой конкретной ситуации. Однако и в этом случае необходимо указать механизм начисления и размер премий.
Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 9, п. 4) формы первичных учетных документов руководители организаций могут утверждать самостоятельно с учетом требований к обязательным реквизитам первичных документов либо оформлять их в соответствии с Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением Госкомстата России [6] утверждены формы: «Приказ (распоряжение) о поощрении работника» (№ Т-11) и «Приказ (распоряжение) о поощрении работников» (№ Т-11а) для всех организаций, кроме бюджетных учреждений.
Если премии, предусмотренные системой оплаты труда организации, выплачиваются работникам на основании трудовых договоров и положения о премировании работников, то наличие приказов по формам № Т-11 и Т-11а необязательно.
Отражение выплат в налоговом учете зависит от оформления их в локальных актах хозяйствующих субъектов и источников выплат. При исчислении налога на прибыль организаций следует различать два вида премий: включаемые в расходы на оплату труда и выплачиваемые за счет чистой прибыли.
В соответствии с НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, в том числе выплаты стимулирующего характера: премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде [2, ст. 255].
Таким образом, для учета данных выплат в составе расходов при исчислении налога на прибыль в обосновании премий должны быть производственные результаты, а премии — носить стимулирующий характер. Следует иметь в виду: наличие записи в трудовых, коллективных договорах не означает, что любые выплаты и вознаграждения при условии их включения в трудовой или коллективный договор будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Отнесение выплат в уменьшение налога на прибыль является правомерным, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение организацией дохода. Выплаты, не отвечающие данным требованиям, не относятся к расходам в целях налогообложения прибыли, если даже обозначены в трудовых или коллективных договорах.
Пример 1
Положением о премировании и трудовыми договорами предусмотрена выплата премии по итогам года. Согласно коллективному договору ее выплата производится до 20 января, выплата осуществлена 18 января. В 2016г. сумма годовой премии по организации составила 1 234 500 руб.