Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета(Теоретические аспекты взаимодействия бухгалтерского и налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Возможно, вы не обретете богатства, используя всю доступную полезную информацию, однако, несомненно то, что вы потеряете все, если не будете этого делать.

Актуальность темы исследования.

В настоящее время в бухгалтерской литературе наряду с понятием "бухгалтерский учет" широко используются понятия "налоговый учет" и "учет для целей налогообложения". Однако если понятие бухгалтерского учета определено законодательно: в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций", то понятия налогового учета и учета для целей налогообложения действующим законодательством не определены и трактуются по-разному.

В одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России указывается, что "при формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения".

В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.

Целью исследования является отличие бухгалтерского учета от налогового учета.


Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих научных и практических задач:

  • Раскрыть понятия бухгалтерского и налогового учета.
  • выявить взаимосвязи и отношения между бухгалтерским и налоговым учетом, сходства и принципиальные различия их методов и принципов;
  • Дать анализ действующей системе взаимоотношения бухгалтерского и налогового учета на конкретном примере

Методы исследования. При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как анализ научной литературы по теме исследования, синтез и группировка изученного материала.

Теоретическую основу курсовой работы составили нормативные и законодательные акты, регулирующие налоговый и бухгалтерский учет, а также научный и учебный материал по налоговому и бухгалтерскому учету.

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия бухгалтерского и налогового учета

1.1 Организация налогового учета

Налоговый учет характеризуется как определенная упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения хранения и передачи информации для определения налоговой базы для налога на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством. Как правило, налоговый учет осуществляется путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы конкретного налога. [4, C.25]

Налоговый учет имеет трехуровневую структуру:

1 - и - уровень первичных учетных документов;

2 - й - уровень налоговых регистров;

3 - й - уровень налоговой отчетности по конкретному налога.

Формы первичных документов налогового учета представляют собой первый уровень налогового учета, как правило, они устанавливаются действующим налоговым законодательством. В тех случаях, когда формы первичных документов налогового учета не предусмотрены законодательством, вместо них на практике применяются первичные учетные документы бухгалтерского учета. Так же налогоплательщик имеет право самостоятельно разрабатывать первичные документы налогового учета. Но в то же время, налоговые органы не имеют права требовать от плательщика документов, которые не установлены законодательством, однако имеют право не признать расходы плательщика, в случае, если они не будут подтверждены документально.


К первичным документам налогового учета предъявляются определенные требования.

Данные документы необходимо составлять во время осуществления хозяйственной операции, а в случае, когда это невозможно - непосредственно после ее окончания. Для контроля и удобства обработки данных на основании первичных документов могут составляться обобщающие учетные документы.

Первичные и обобщающие учетные документы могут быть составлены как на бумажных, так и на машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

1) название документа (формы);

2) дата и место составления;

3) название предприятия , от имени которого составлен документ;

4) состав и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции;

5) должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

6) личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции. [10, C.35]

Предприятие самостоятельно определяет права работников на подписание соответствующих документов, при этом учитывается должность работника и установлена законодательством форма документа.

Второй уровень налогового учета регламентирован только по единому налогу, налогу на добавленную стоимость и налогом с доходов физических лиц.

Третьим уровнем налогового учета выступает налоговая отчетность по конкретному налогу. Под налоговой отчетностью следует понимать те документы, которые подаются плательщиками в налоговые органы в определенные законодательством сроки, в которых указываются данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В понятие налоговой отчетности следует включать не только документы, на основании которых осуществляется начисление и или уплата налога, но и другие отчетные документы например, статистический отчет о льготах, налоговый расчет сумм дохода, начисленного ( уплаченного ) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога. Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно, на основе данных налогового учета.

В тех случаях, когда законодательством предусмотрена подача налоговой декларации с определенного налога, если прямо не предусмотрено иное, плательщик обязан подавать декларацию, даже если в какой-то из отчетных периодов у него не было объекта налогообложения. Например, плательщики налога на прибыль и НДС даже при отсутствии в соответствующем отчетном периоде деятельности, обязаны предоставлять декларацию с прочерками. [15, C.45]


Налоговая декларация, как правило, содержит следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база;

2) система показателей , позволяющих точно рассчитать налоговую базу для конкретного налога;

3) сумма налога.

Следует заметить, что действующий для некоторых налогов порядок налогового учета предполагает только двухуровневую систему налогового учета.

1.2 Бухгалтерский и налоговый учет: сходства и различия

Бухгалтерское и налоговое законодательство являются смежными. Основой важнейших налоговых баз – доходов и расходов, имущества являются объективные экономические категории, выражаемые в конкретных объектах бухгалтерского учета. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федераций, описывая «особенности» учета для целей налогообложения содержит бухгалтерскую терминологию: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, незавершенное производство, доходы и расходы, которая имеет принципиальный экономический смысл только в целях бухгалтерского учета. [3, C.15]

Основные правила бухгалтерского и налогового учета, их ведения закреплены на уровне федерального законодательства. Ведение учета на основе первичных учетных документов, которые должны быть оформлены надлежащим образом. Порядок ведения и бухгалтерского, и налогового учета организации должен быть закреплен в документах по учетной политике (принимаемых соответственно в целях бухгалтерского учета или налогообложения прибыли), утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Основным отличием налогового учета является то, что система его ведения в организации организуете налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета.

Многочисленные авторы, а также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющей последний.


На мой взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. Для начала мне хотелось бы отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:

  1. обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый – Налоговым кодексом РФ (гл.25)
  2. используемые измерители – денежное выражение (рубли)
  3. объект учета – организация в целом (если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода)
  4. периодичность составления в предоставлении отчетности
  5. обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций
  6. «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов
  7. пользователи информации как внутренние, так и внешние. [10]

Как можно было уже понять цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые – формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

Таблица 1- Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Вариант

Основание

Вариант

Основание

Способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств

Линейный способ

Способ уменьшаемого остатка

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока использования

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

п. 18 ПБУ 6/01

Линейный метод

Нелинейный метод (кроме объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы)

Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

п.1-5 ст.259 НК РФ

Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств.

Сразу включается в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.

Предварительно учитываются в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (квартал, полугодие, год)

Учитываются в составе предстоящих расходов, образуя при этом ремонтный фонд.

п.26, 27 ПБУ 6/01

План счетов, п.72 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ

Признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.

Учитываются в составе резерва предстоящих расходов на их ремонт

п.1, 3 ст.260, п.2, ст.324 НК РФ

Способ (метод) оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода

По себестоимости каждой единицы:

включая все расходы, связанные с приобретением запаса

включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант)

По средней себестоимости

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки. Для 2-4 способов существуют следующие варианты:

по взвешенной оценке,

по скользящей оценке.

п.16, 21, 22, ПБУ 5/01 п.73-78 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов

По стоимости единицы запасов (товаров)

По средней стоимости

ФИФО

ЛИФО

п.8 ст.254, подп.3 п.1 ст.268 НК РФ

Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных расходов)

Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99

Отсутствует вариантность способа

Управленческие расходы (косвенные расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода

п.2 ст. 318 НК РФ

Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу)

Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99

Отсутствует вариантность способа

Для организаций, не осуществляющих торговую деятельность

Коммерческие расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода.

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность

Коммерческие расходы, осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену приобретения товаров)

п.2 ст.318, ст.320 НК РФ

Порядок отражения в учете незавершенного производства

В массовом и серийном производстве:

по фактической производственной себестоимости,

по нормативной (плановой) производственной себестоимости,

по прямым статьям затрат,

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов

При единичном производстве продукции:

по фактически произведенным затратам

п.64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Отсутствует вариантность способа

Для организаций, у которых производство связано с обработкой и переработкой сырья. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье, за минусом технологических потерь.

Для организаций, у которых производство связано с выполнением работ (оказанием услуг). Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг)

Для прочих организаций. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.

Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям) организации и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

п.1 ст319 НК РФ

Порядок отражения в учете готовой продукции

По фактической производственной себестоимости – в единичном и мелкосерийном производстве, а также в массовом производстве с небольшой номенклатурой готовой продукции.

По нормативной (плановой) производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям затрат) – в массовом и серийном производстве с большой номенклатурой готовой продукции.

По договорным ценам – при стабильности таких цен

По другим видам цен

п.59 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, План счетов, п.203-205 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов

Отсутствует вариантность способа

Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

п.2 ст.319 НК РФ

Порядок отражения в учете отгруженной продукции (сданных работ, оказанных услуг)

По фактической полной себестоимости

По нормативной (плановой) полной себестоимости

В полную себестоимость наряду с производственной себестоимостью включаются затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг и возмещаемые договорной (контрактной) ценой.

п.61 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ

Оценка остатков отгруженной, но нереализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца проводится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

п.3 ст.319 НК РФ