Файл: «Россия в системе международных кредитных отношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам [12, с. 77].

Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являются следующие:

Резервная доля. Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. - резервной долей (reserve tranche).

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты [15, с. 281].

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г. - до 18 месяцев, позднее - до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в больших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов - самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов - сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита [15, с. 282].

Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.


По истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев - 5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании - 4,5–10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов.

Помимо этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов. Специальные кредитные механизмы включают следующие. Механизм компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility, CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы.

Экстренная помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с 1995 г.) - комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ [13, с. 65].

Механизм поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM), создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках «Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом смысле слова, а определенную политическую установку.


Кроме того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов, помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают, что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики плачевные последствия.

Помимо собственного уставного фонда и кредитных финансов у МВФ есть еще несколько специализированных фондов, которые предназначены в основном для выделения займов развивающимся государствам. Члены Фонда могут принять решение о вступлении в МБРР (Международный Банк реконструкции и развития). Устав обязывает такие государства внести всего 10% личной квоты в фонд МБРР, которая распределяется следующим образом: 1% золотом и 9% в национальной валюте. При этом еще 90% квоты Международный Банк реконструкции и развития потребует только, если будет складываться ситуация, при которой наблюдается недостаток такой валюты для погашения кредитов. Главная задача МБРР отражена в его названии и состоит в оказании помощи в вопросах развития. Международный Банк реконструкции и развития выделяет займы исключительно правительствам государств и Центробанкам. Предназначение таких кредитов заключается в финансировании программ экономического развития под правительственные гарантии либо под гарантии Центробанка. Одним из условий предоставления займа является положительная оценка эффективности программы экспертной комиссией МБРР. Использование выделенного кредита должно быть поэтапным и целенаправленным. Большую часть займов Международный Банк реконструкции и развития выделяет на развитие производства или бизнеса в аграрном секторе. Выделяются кредиты в основном на срок от 15 до 25 лет. Размер кредитной ставки определяется, исходя из предложений международного ссудного капитала, на рынке которого получает в кредит основные средства и сам Международный Банк реконструкции и развития [6, с. 148].

МБРР имеет 2 собственных филиала:

  • Международная финансовая корпорация (МФК, организована в 1956 году);
  • Международная ассоциация развития (МАР, организована в 1960 году).

Основная задача Международной финансовой корпорации состоит в кредитовании частного бизнеса, который не может получить правительственные гарантии. Роль МАР состоит в кредитовании правительств развивающихся государств, а также частного бизнеса под правительственные гарантии. Основная масса займов выделяется по льготным программам.

Международный Банк реконструкции и развития, МФК и МАР составляют группу Мирового Банка. Накопления в американской валюте формируют кредитный портфель ЕВС (Европейская валютная система). Объем этого фонда, предназначенный для краткосрочных займов, составляет 14 миллиардов экю, а для среднесрочных проектов – 11 миллиардов экю. Участникам ЕВС доступны 3 варианта займов [6, с. 149]:

1. Краткосрочные займы на период не более 45 дней, которые выделяются Центробанками по программе «своп». Расчет процентной ставки по таким займам происходит на основе ставок, используемых Центробанками государств членов ЕВС;

2. Краткосрочные займы на 90 дней. У каждого государства есть своя «дебиторная квота» (сумма полученных кредитов) и «кредиторная квота» (сумма полученных займов);

3) Среднесрочный заем в объеме не более одного миллиарда экю, который выделяется в равных частях по 3% ставке. Такие займы могут использоваться исключительно для обеспечения программ по развитию инфраструктуры при условии, что это не вредит конкурентным позициям других государств ЕВС.

Следует отметить также влияние на международные финансовые отношения организаций, которые не входят в структуру ООН. К этой категории организаций относятся [22]:

1) Международная таможенная организация (МТО). Участниками МТО являются таможенные организации большинства государств. Основные функции МТО – формирование и внедрение единых таможенных норм. В перечень наиболее важных вопросов, которые решает эта международная организация, входит классификация продукции и установление их таможенной стоимости, разработка правил определения происхождения продукции, содействие упрощению международных торговых отношений, предотвращение нарушений при таможенном оформлении, борьба с контрафактом, защита бизнеса и интеллектуальной собственности, проведение антикоррупционных мероприятий, содействие в реформировании и модернизации национальных таможен.

2) Банк международных расчетов (БМР) организован в 1930 году и в настоящее время объединяет 58 стран. Цель данной международной организации заключается в содействии эффективному сотрудничеству национальных Центробанков в области осуществления международных операций с финансами.


3) Международная торговая палата (МТП (International Chamber of Commerce)) является неправительственной организацией со штаб квартирой в Париже. Организована МТП в 1919 году. В настоящее время объединяет национальные ТПП, представителей бизнес структур и предпринимательских союзов более ста стран. Круг задач Международной торговой палаты включает вопросы содействия бизнесу, а также представление интересов торговых компаний на государственном и международном уровне. МТП в тесном взаимодействии с такими международными организациями, как ООН, ЕБРР, ВТО, Всемирным банком. Она работает над разработкой единых норм и стандартов осуществления торговых операций с учетом интересов бизнеса, инвестирования и международной торговли.

4) «Парижский клуб». В качестве международной неформальной организации «Парижский Клуб» был организован в 1956 году. В него входят представители банковских учреждений, осуществляющих кредитование, из таких государств, как Австралия, Австрия, Бельгия, Англия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Голландия, Норвегия, РФ, Соединенные Штаты, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Международная организация «Парижский клуб» кредиторов занимается решением проблем с задолженностями стран. 

5) «Лондонский клуб» кредиторов также является неформальной международной организацией банков-кредиторов. В него водят частные банковские учреждения. Основная задача «Лондонского клуба» состоит в решении вопросов по задолженностям, которые существуют у определенных стран перед коммерческими банками. 

Таким образом, основными субъектами международного финансирования развивающихся стран являются МВФ, МБРР. Целью деятельности МВФ является предоставление кредитов в иностранной валюте государствам-членам для покрытия дефицита платежного баланса, и для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. МБРР предоставляет кредиты для финансирования программ экономического развития под правительственные гарантии либо под гарантии Центробанка.

1.2 История развития международных кредитных отношений

Эволюцию системы международных кредитных отношений можно проследить, обозначив этапы ее развития.

Первый период - после второй мировой войны до середины 1950-х гг. В то время мировой финансовый рынок находился в состоянии крайнего упадка. Основным источником внешнего финансирования не только развивающихся, но и развитых стран были официальные ресурсы, дополняемые потоком прямых инвестиций [1, с. 96].