Файл: «Россия в системе международных кредитных отношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта роль по урегулированию кризисов занимает центральное место в кредитовании МВФ. В то же время мировой финансовый кризис подчеркнул необходимость эффективных глобальных систем финансовой защиты, помогающих странам преодолевать неблагоприятные шоки. Как следствие, одна из основных задач реформ кредитования в последнее время заключалась в том, чтобы дополнить традиционную роль МВФ по урегулированию кризисов дополнительными инструментами для предотвращения кризисов [10, с. 43].

В отличие от банков развития, МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты - кредиты Фонда предоставляются странам, которые могут испытывать дефицит иностранной валюты, для того чтобы дать им время на улучшение мер экономической политики и восстановление роста без необходимости прибегать к действиям, приносящим ущерб их экономике или экономике других государств-членов. В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования, ссужая средства по нельготным процентным ставкам и предоставляя кредиты более бедным странам на льготных условиях, при которых процентные ставки являются низкими, а в некоторых случаях - нулевыми.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в рамках утвержденных договоренностей [10, с. 44].

На рисунке 1 представлена информация о договоренностях, утвержденных за последние 10 лет.

Рис. 1. Договоренности в рамках Счета общих ресурсов в финансовые годы, заканчивающиеся 30 апреля, 2007–2016 годы, млрд. СДР [17]

Как видно из рисунка 1 с 2007 по 2011 гг. наблюдалось увеличение договоренностей о кредите «стэнд-бай», механизма расширения кредитования МВФ, гибкой кредитной линии. Общий объем фактически предоставленных средств МВФ в 2007 г. составлял 2,3 млрд. СДР, значительная часть которого приходилась на Турцию. Новые обязательства МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 финансовом году, с учетом утверждения двух новых договоренностей о кредитах «стэнд-бай» для Парагвая и Перу. По состоянию на конец 2007 финансового года действовало семь договоренностей «стэнд-бай» и договоренностей о расширенном кредитовании, четыре из которых рассматриваются в качестве превентивных, поскольку заемщики сообщили о своем намерении не использовать средства по этим договоренностям. На конец апреля 2007 года невыбранные остатки в рамках всех текущих договоренностей «стэнд-бай» и договоренностей о расширенном кредитовании составляли 3,9 млрд. СДР [17].


Спрос на ресурсы Фонд оставался высоким по 2011 финансовой год, и выделенные им ресурсы продолжали увеличиваться быстрыми темпами. В течение 2011 года Исполнительный совет утвердил 13 договоренностей о нельготном финансировании на общую сумму 142,2 млрд. СДР. Утвержденные в 2011 финансовом году две крупнейшие договоренности, не носящие превентивного характера, касались государств-членов зоны евро - Греции и Ирландии [18].

В мае 2010 года Исполнительный совет одобрил трехлетнюю договоренность о кредите «стэнд-бай» с Грецией на сумму в 26,4 млрд. СДР (примерно 30 млрд. евро) для оказания поддержки многолетней программе экономической стабилизации и преобразований официальных органов страны, основными задачами которой является повышение конкурентоспособности, укрепление стабильности финансового сектора и обеспечение устойчивости государственных финансов в целях восстановления со временем экономического роста и рабочих мест.

С 2012 года наблюдается резкое сокращение договоренностей о гибкой кредитной линии, о кредите «стэнд-бай» и увеличение механизма расширения кредитования МВФ. В общем с 2012 года произошло резкое сокращение общего объема договоренностей МВФ в рамках Счета общих ресурсов. В 2012 финансовом году МВФ продолжал гибко реагировать на потребности государств-членов в финансировании в условиях усилившейся глобальной неопределенности. Ресурсы Фонда продолжали пользоваться большим спросом, и сумма выделенных ресурсов продолжала расти, хотя и медленнее, чем в предыдущем году.

В 2012 финансовом году Исполнительный совет МВФ утвердил семь договоренностей в рамках механизмов нельготного финансирования Фонда на общую валовую сумму 52,60 млрд. СДР ([81,62 млрд. долл. США]). Более 90% новых валовых обязательств в 2012 финансовом году (47,5 млрд. СДР или 73,36 млрд. долл. США) приходилось на две договоренности в рамках механизма расширенного кредитования (ЕФФ) для Греции и Португалии. Были также утверждены четыре договоренности о кредитах «стэнд-бай»), одна из которых также включала исключительный доступ (для Сент-Киттс и Невис), и две (с Сербией и Грузией)8 рассматривались, по утверждении, как превентивные. Кроме того, договоренность на 3,87 млрд. СДР (6,22 млрд. долл. США) в рамках «Гибкой кредитной линии», утверждена для Колумбии, последовавшая за предыдущей договоренностью по ГКЛ с более низким уровнем доступа, срок которой истек в мае 2011 года. Всего к концу апреля 2012 года покупки средств со Счета общих ресурсов, достигли 32,2 млрд. СДР (49,9 млрд. долл. США), причем на покупки трех стран зоны евро, которые имеют программы (Греция, Ирландия и Португалия), приходится более 95% общей суммы. Сумма погашения за период составила 3,6 млрд. СДР [18].


В 2013 и 2015 году были заключены договоренности о линии превентивной поддержки и ликвидности до 2 млрд. СДР. В 2016 году были заключены соглашения в меньшем объеме, чем за предыдущие года по кредитам «стэнд-бай» и гибкой кредитной линии.

В 2016 финансовом году Исполнительный совет МВФ утвердил три договоренности в рамках механизмов нельготного финансирования МВФ по Счету общих ресурсов (ГРА) на общую сумму 4,73 млрд. СДР (6,70 млрд. долларов США без вычета аннулированных договоренностей с пересчетом в доллары США по обменному курсу СДР к доллару на 29 апреля 2016 года, равному 0,705552). Превентивная договоренность в рамках Гибкой кредитной линии (ГКЛ) для Колумбии (3,87 млрд. СДР) составляла 82% этих обязательств [17].

Договоренность о ГКЛ, утвержденная для Колумбии, и превентивная договоренность о кредите «стэнд-бай» для Кении (0,71 млрд. СДР) были последующими договоренностями, заменившими предыдущие договоренности, срок которых истекал. Кроме того, Совет утвердил договоренность о кредите «стэнд-бай» для Республики Косово на общую сумму 0,15 млрд. СДР, а также, по запросу властей, уменьшил ГКЛ для Польши на 2,5 млрд. СДР.

К концу апреля 2016 года фактическое предоставление средств в рамках договоренностей о финансировании по Счету общих ресурсов (ГРА), называемых «покупками», составило 4,68 млрд. СДР ($6,64 млрд. долларов США), причем две трети этих покупок были произведены Кипром, Пакистаном и Украиной. Помимо этих договоренностей в рамках ГРА, Исполнительный совет 29 июля 2015 года утвердил покупку средств Ираком в размере 891,3 млн. СДР (примерно 1,24 млрд. долларов США) в рамках Инструмента ускоренного финансирования.

Общий объем погашений, называемых «выкупом», за 2016 финансовый год составил 12,1 млрд. СДР (17,2 млрд. долларов США), включая досрочный выкуп, в основном Португалии, составивший 3,1 млрд. СДР (4,2 млрд. долларов США) [18].

Значительные объемы выкупа и задержки покупок, связанные с отклонением программ от намеченного курса, привели к сокращению суммы непогашенных кредитов в рамках до 47,8 млрд. СДР (68 млрд. долларов США) с 55,22 млрд. СДР (78 млрд. долларов США) в предыдущем году. На рисунке 2 представлена информация о непогашенных суммах нельготного финансирования за последние 10 лет.

Как видно из рисунка 2 с 2007 по 2012 год наблюдался рост непогашенных нельготных кредитов, большее увеличение наблюдается в 4 квартале каждого указанного года. На конец 2007 финансового года объем непогашенного кредита МВФ сократился до 7,3 млрд. СДР с 19,2 млрд. СДР в апреле 2006 года благодаря продолжающемуся досрочному погашению текущих кредитов и низкому уровню новых фактических выплат средств [18].


Рис. 2. Непогашенные нельготные кредиты, 2007–2016 финансовые годы, млрд. СДР [17]

В 2007 финансовом году девять государств членов (Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор) погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР [17].

С 2013 по 2016 год наблюдается снижение непогашенных кредитов по нельготному кредитованию, что большей частью связано со снижением общего объема кредитования МВФ.

По состоянию на конец апреля 2013 года покупки со счета ГРА достигли 10,6 млрд. СДР (16 млрд. долларов США), причем покупки трех стран зоны евро, осуществляющих программы (Греции, Ирландии и Португалии), составили 90% от общей суммы. Выкуп средств за 2013 г. составил 14,6 млрд. СДР (22 млрд. долларов США) [17].

Просроченные финансовые обязательства перед МВФ уменьшились с 1298 млрд. СДР в конце апреля 2013 года до 1296 млрд. СДР на конец апреля 2014 года. На долю Судана приходилось примерно 76% остающейся просроченной задолженности, а на долю Сомали и Зимбабве - соответственно 18% и 6%. На конец апреля 2014 года вся просроченная задолженность перед МВФ была хронической (непогашенной в течение более чем шести месяцев): одна треть состояла из просроченной основной суммы долга, а остающиеся две трети - из просроченных сборов и процентов. Более четырех пятых составляла просроченная задолженность по Счету общих ресурсов, а остальную часть - задолженность перед Трастовым фондом и ПРГТ. Зимбабве является единственной страной, имеющей хроническую просроченную задолженность перед ПРГТ. Общее распределение СДР в августе 2009 года помогло всем странам, имеющим просроченную задолженность, осуществить текущие платежи в департамент СДР.

В 2016 финансовом году МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 0,83 млрд. СДР (1,2 млрд. долларов США) развивающимся государствам-членам с низкими доходами в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ). Совокупный объем непогашенных льготных кредитов 56 государствам-членам составил 6,5 млрд. СДР на конец апреля 2016 года. На рисунке 3 показаны непогашенные суммы льготных кредитов за последнее десятилетие [17].

Рис. 3. Непогашенные льготные кредиты, 2007–2016 финансовые годы, млрд. СДР[17]

Как видно из рисунка 3, непогашенная сумма льготных кредитов за 2007–2016 гг. значительно ниже данного показателя по нельготному кредитованию, при этом наблюдается равномерное увеличение невыплаченных льготных кредитов с 2007 г. Общий размер непогашенных льготных кредитов к 2016 году достиг 6,7 млрд. СДР, что на 43,2 млрд. СДР меньше чем непогашенная сумма нельготных кредитов [17].


При том, что Инициатива в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) в основном была завершена, принеся выгоды 36 из 39 отвечающих критериям стран, включая Чад - последнего бенефициара, получившего облегчение бремени задолженности в апреле 2015 года, - МВФ также может предоставлять гранты для облегчения бремени задолженности отвечающим критериям странам через Трастовый фонд для ограничения и преодоления последствий катастроф (ККРТ), созданный в феврале 2015 года. ККРТ предоставляет исключительную поддержку странам, которые сталкиваются с крупными стихийными бедствиями, включая опасные для жизни, быстро распространяющиеся эпидемии, которые могут перейти на другие страны, но также другие виды катастрофических стихийных бедствий, таких как сильные землетрясения. ККРТ финансируется за счет остатков средств после катастроф, оставшихся на счетах Трастового фонда для облегчения бремени задолженности от финансирования Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе, и взносов доноров. По состоянию на конец апреля 2016 года МВФ предоставил гранты в рамках этого Траста для покрытия облегчения бремени задолженности в размере 68 млн СДР трем странам, наиболее пострадавшим от эпидемии вируса Эбола (Гвинее - 21,42 млн. СДР; Либерии - 25,84 млн. СДР и Сьерра-Леоне - 20,74 СДР).

В июле 2015 года МВФ ввел меры по дальнейшему укреплению системы финансовой защиты стран с низкими доходами в русле более широких усилий международного сообщества по оказанию странам поддержки в достижении Целей устойчивого развития после 2015 года. Эти меры включали [17]:

1) повышение норм и лимитов доступа к льготным механизмам ПРГТ на 50 процентов;

2) перебалансировку структуры финансирования, включающую льготное и нельготное финансирование, с переходом от соотношения один к одному к соотношению один к двум для более благополучных стран, которые получают комбинированную финансовую поддержку МВФ в виде льготного и нельготного финансирования, учитывая то, что эти страны, как правило, имеют значительно больший доступ к рыночному финансированию, чем предполагалось в то время, когда были созданы существующие механизмы;

3) повышение доступа к финансированию с быстрой фактической выплатой средств в рамках ПРГТ для оказания помощи странам в уязвимом положении, охваченных конфликтом или пострадавших от стихийных бедствий, и увеличение льготной составляющей такой поддержки путем установления постоянной нулевой процентной ставки по кредитам РКФ.