Файл: «Россия в системе международных кредитных отношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ноябре 2015 года был начат цикл сбора средств в целях привлечения новых кредитных ресурсов ПРГТ в размере до 11 млрд. СДР, которые необходимы для поддержки продолжающегося предоставления Фондом льготных кредитов наиболее бедным и уязвимым государствам-членам. МВФ обратился к 14 государствам-членам, которые в настоящее время предоставляют кредиты ПРГТ, и равному числу потенциальных новых кредиторов, включая основные страны с формирующимся рынком. Полученное до настоящего момента выражение заинтересованности, в том числе от трех потенциальных новых кредитодателей, составляет примерно три четверти целевой суммы, и ожидается получение ответов от пяти государств-членов. Успешное завершение текущего мероприятия по мобилизации кредитных ресурсов позволит ПРГТ продолжать предоставлять кредиты в последующем десятилетии [17].

Таким образом, основным приоритетом кредитования МВФ в 2016 году стала поддержка стран в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста. При этом наблюдается резкое снижение к 2016 году общего объема соглашений о кредитах и увеличивается непогашенные обязательства, как по льготным, так и нельготным видам кредитования.

Основным источником привлекаемого капитала МБРР является выпуск облигаций на международных рынках. Динамика зарезервированных средств МБРР странам партнерам представлена в таблице 1.

Таблица 1- Динамика зарезервированных средств МБРР странам партнерам

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Зарезервированные средства

14510

26737

20582

15249

18604

23528

25405

Предоставленные средства

13210

21879

19777

16030

18761

19012

20016

Темп роста предоставленных средств, %

165,62

90,39

81,05

117,04

101,34

105,28

Рост предоставленных средств МБРР в 2016 году составил 5,28% по сравнению с 2016 годом и 52% по сравнению с 2010 годом.

В 2010 году объем зарезервированных кредитных ресурсов МБРР составил 16,5 млрд. руб., к 2013 году данный показатель возрос до 20,6 млрд. руб. Рассматривая региональную структуру распределения финансово-инвестиционных ресурсов банка, можно сделать вывод, что наибольшая доля новых займов в 2013 году приходилась на страны Европы и Центральной Азии (6,2 млрд. долл. США). Далее - Восточная Азия и Центральный регион (5,4 млрд. долл.), Ближний Восток и Северная Африка (1,4 млрд. долл. США), Южная Азия (1,2 млрд. долл. США), и Африка (147 млн. долл. США) (рисунок 4).


Рис. 4. Структура внешнего финансирования МБРР за 2013 год, %

МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать проценты, близкие к рыночным. Банк дает этим странам займы под более низкие проценты и на более длительный срок (рисунок 5).

Рис. 5. Динамика предоставления займов МБРР развивающимся странам в 2013 году

В 2015 году Группой Всемирного банка было предоставлено гарантий на общую сумму 2,8 млрд. долл. США по 40 проектам в развивающихся странах, являющихся членами MIGA. В дополнение к этому 3,2 млн. долл. США было предоставлено в рамках управляемых MIGA траст-фондов. Проекты осуществлялись в различных регионах и секторах, причем 60% новых гарантий приходилось по меньшей мере одной из приоритетных направлений деятельности MIGA. На конец 2015 года валовый объем обязательств составил 12,5 млрд. долл. США. Из этой суммы 4,8 млрд. долл. США были переданы в перестрахование партнерам агентства по перестрахованию.

В число 10 стран-реципиентов с наибольшим объемом гарантий входят: Турция - 9%, Сербия - 6,8%, РФ - 5,7%, Вьетнам - 5,3%, Панама - 4,7%, Хорватия - 4,2%, Ангола - 3,9%, Венгрия - 3,7%, Украина - 3,5%.

В 2016 финансовом году Группа Всемирного банка продолжала оказывать решительную поддержку развивающимся странам, сосредоточив основное внимание на ускоренном достижении результатов, повышении актуальности своей деятельности для клиентов и партнеров и разработке глобальных решений местных проблем. В 2016 году объем осуществленных IFC инвестиций составил почти 19 млрд. долл. США, включая средства, привлеченные от других инвесторов, в размере более 8 млрд долл. США. Применяемый Корпорацией комплексный подход помогал предприятиям внедрять инновации, строить конкурентоспособные на международном уровне секторы промышленности и создавать достойные рабочие места.

В 2016 году на финансирование Европы и Центральной Азии было направлено 10,3 млрд. долл. США, Восточной Азии и Тихоокеанского региона - 11,4 млрд. долл. США, Африки к югу от Сахары - 13,3 млрд. долл., Ближнего Востока и Северной Африки - 6,3 млрд. долл. США, Южной Азии - 11,3 млрд. долл. США.

В данной главе были рассмотрены основы международного финансирования развивающихся стран. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Основными субъектами международного финансирования развивающихся стран являются МВФ, МБРР. Целью деятельности МВФ является предоставление кредитов в иностранной валюте государствам-членам для покрытия дефицита платежного баланса, и для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. МБРР предоставляет кредиты для финансирования программ экономического развития под правительственные гарантии либо под гарантии Центробанка. Развитие системы международного кредитования можно разбить на пять этапов. Началом развития международного финансирования принято считать формирование Бреттонвудской системы в 1944 году, тогда же были созданы МВФ и МБРР. Анализ развития международного финансирования на материалах МВФ показал, что общие объемы соглашений к 2016 году сократились, при этом значительно возросли непогашенные обязательства по льготным и нельготным кредитам МВФ.


2 Российская Федерация как субъект системы международных кредитных отношений

2.1 Россия как реципиент

Россия является членом МВФ с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот (quota shares) по состоянию на 2016 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,72%). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 130,4 или 2,61% от общего числа голосов в Фонде [7, с. 14].

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.

В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай – около 1 млрд. долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд. долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд. долл. на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд. долл.

В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл.), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено [4, с. 28].

В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. долл., первый и последний транш которого (640 млн. долл.) был получен в том же месяце.

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.


С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, РФ выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл.), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией [25].

На рисунке 6 представлена динамика задолженности России перед МВФ.

Рис. 6. Динамика задолженности России перед МВФ за 1992–2004 финансовые годы, млрд. СДР [25]

В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд) [20].

В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом. Пакет реформ включал следующие важнейшие элементы: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета страновых квот. Однако поставленные задачи не могли быть реализованы до последнего времени из-за отказа парламентов ряда стран, в первую очередь США, ратифицировать необходимые документы. В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял соответствующие бюджетные законопроекты.


После проведения реформы доля стран БРИКС в Фонде увеличилась на 3,46%, до 14,89% и максимально приблизилась к пороговому показателю (15%), когда можно использовать право вето по вопросам, связанным с изменением уставных документов. В то же время следует отметить, что для одобрения программ кредитования стран-членов по-прежнему требуется простое большинство голосов [24].

Далее рассмотрим динамику привлечения финансирования со стороны МБРР.

С момента присоединения России к МБРР, банк одобрил для страны 71 заем общей стоимостью 14,35 млрд. долл. (рисунок 7). В связи с введением экономических санкций против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г.

Рис. 7. Количество и стоимость одобренных МБРР проектов для России с 1992 г. по 2013 г. [19]

Наибольшая доля финансирования пришлась на первые годы членства России в МБРР. Доля заимствований, полученных Россией от Банка в период с 1992 по 1999 г., составляет 87% от общего объема привлеченного страной финансирования от МБРР за весь период ее членства в организации [19].

В структуре заимствований, привлеченных Россией от МБРР, преобладают займы на реализацию проектов в области федерального и государственного управления - на них приходится более 50% от общего объема финансирования (рисунок 8).

Рис. 8. Структура заимствований, привлеченных Россией от МБРР [19]

На этапе реализации в настоящий момент находятся десять проектов, стоимость которых составляет 697,1 млн. долл. Весь объем финансирования осуществляется в форме инвестиционных займов. Средний срок проекта составляет 6,26 лет.

В 2015 г. Всемирным банком была разработана стратегия партнерства с Россией, однако в результате введения санкций она не была вынесена на рассмотрение совета директоров. Помимо финансового содействия, МБРР оказывает России аналитическую и консультационную поддержку, включая проведение экономических и отраслевых исследований и оказание технического содействия. Целью консультационных и аналитических услуг является повышение эффективности системы общественных финансов и государственного управления, улучшение инвестиционного климата в стране и отдельных регионах, повышение качества предоставляемых государством социальных услуг и пр. Оказание Всемирным банком консультационных услуг происходит и на возмездной основе. Особое значение такие услуги представляют для субъектов РФ. В частности, правительства более 30 российских регионов заключили со Всемирным банком по крайней мере одно соглашение об оказании консультационных услуг на возмездной основе. Среди примеров получения Россией таких услуг можно привести консультационную поддержку Всемирного банка модернизации аэропорта «Пулково» в городе Санкт-Петербург [8, с. 739].