Файл: «Россия в системе международных кредитных отношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующая модель взаимодействия между Группой Всемирного банка и Россией в области развития дает возможность Банку предоставлять поддержку и рекомендации не только по вопросам экономического развития страны, но также и по вопросам международного и глобального развития, таким, как социальная защита населения, продовольственная безопасность и проблемы здоровья населения планеты - что, в свою очередь, открывает возможности для дальнейшего расширения участия России в предоставлении глобальных общественных благ.

На сегодняшний день основной проблемой во взаимодействии России и Группы Всемирного банка остается действие антироссийских санкций, в результате которых была ограничена или полностью приостановлена деятельность отдельных структур группы на территории страны [22].

Кроме этого, как и в случае с МВФ, Россия при поддержке других стран группы БРИКС выступает за проведение реформы Всемирного банка. Основными направлениями такого реформирования, по мнению стран БРИКС, должны стать придание более демократичного характера структурам управления банка, расширение его финансовых возможностей, дальнейший пересмотр структуры акционерного капитала.

Увеличение капитала Всемирного банка является одним из наиболее острых вопросов. Развивающиеся страны и страны БРИКС уже не раз настаивали на необходимости докапитализации банка с целью увеличения объемов выдаваемых кредитов. В частности, страны отмечали существенный дефицит финансовых ресурсов, выделяемых на развитие инфраструктуры. По словам заместителя министра финансов РФ, в случае отказа стран-акционеров от пополнения ресурсов Всемирного банка, к 2019 году он будет вынужден сокращать объемы кредитования. До недавнего времени развитые страны отказывались рассматривать данный вопрос. Вместе с тем в последнее время их позиция, в частности США, изменилась, что в том числе связано с появлением на международной арене региональных институтов развития, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития БРИКС (НБР). США опасаются, что дальнейший отказ от пополнения ресурсов Всемирного банка снизит значимость данного института по мере роста влияния региональных финансовых организаций. Так, участниками АБИИ на сегодняшний день уже являются 57 государств, из них 20 - нерегиональные члены, среди которых такие крупные европейские страны, как Великобритания, Франция, Германия, Италия и др.

Решение о создании Нового банка развития БРИКС было принято в июле 2014 г. Соответствующее соглашение было подписано представителями стран БРИКС по итогам саммита в г. Форталеза, Бразилия. Как отмечалось в Форталезской декларации, целью создания НБР является «мобилизация ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах». По мнению стран БРИКС, НБР позволит дополнить деятельность существующих региональных и международных финансовых институтов в области глобального развития.


НБР начал свою деятельность в июле 2015 г. после ратификации соглашения всеми странами группы БРИКС. Оплаченный капитал БРИКС составляет 10 млрд. долл., пропорционально распределенных между странами-участницами. Предусматривается возможность увеличения капитала до 50 млрд. долл. Кроме этого, предусматривается возможность привлечения других развивающихся стран к участию в НБР. Основными сферами, на которых в ближайшее время будет сосредоточена деятельность НБР, станут зеленая энергетика, транспорт и телекоммуникации. К настоящему моменту НБР одобрил 5 проектов в пяти странах - участницах БРИКС на сумму около 1 млрд. долл. [22]

Пакет проектов включает строительство малых гидроэлектростанций в Карелии. С этой целью НБР выделит два кредита по 50 млн. долл. Евразийскому банку развития (ЕАБР) и Международному инвестиционному банку (МИБ).

Несмотря на то, что создание НБР часто рассматривается как региональный аналог Всемирного банка, эксперты отмечают ряд его недостатков. Прежде всего, в качестве основного выделяют недостаток финансовых ресурсов фонда. По мнению западных экспертов, страны БРИКС могли бы сформировать более влиятельный институт, если бы не были предусмотрены равные взносы стран БРИКС, и Китай согласился внести больше средств.

Другим важным недостатком является система управления НБР, при которой полный контроль за принятием решений, начиная от присоединения новых членов и заканчивая одобрением кредитов, остается закрепленным за странами БРИКС. По мнению западных экспертов, для потенциальных участников НБР представляет собой лишь еще «худшую версию» Всемирного банка. Наконец, без участия крупных развитых экономик облигации, выпускаемые НБР, не смогут претендовать на наиболее высокий рейтинг, что снизит их привлекательность для стран со средним уровнем дохода, а, следовательно, ограничит возможные варианты привлечения финансирования НБР. Кроме этого, по мнению российских экспертов, России необходимо более внимательно относиться к участию в НБР. Как отмечает профессор департамента финансов НИУ ВШЭ А. Абрамов, структуры, подобные НБР, являются своего рода формой распространения влияния Китая, что может представлять для России существенные риски.

Сделаем заключение по участию России в МВФ. Многолетний опыт изучения функционирования МВФ позволил экспертам сойтись во мнении, что сложившаяся система управления Фондом направлена на защиту интересов стран с наибольшими квотами, в частности США и ЕС. При этом, США не заинтересовано в реализации реформы Фонда, т.к. их доминирование в управлении сохраняется и без дополнительных взносов. Тем самым замедляется процесс увеличения капитала всего Фонда.


Если бы Россия увеличила свою квоту до 2,7 вместе со всеми странами БРИКС и в перспективе совокупная доля группы была бы выше 15%. Это позволило бы блокировать решения фонда для сохранения общих национальных интересов. В силу того, что в 2014 году пересмотр квот оказался неблагополучным для БРИКС, то началась активная работа в направлении Нового банка развития. Можно сказать, что дальнейшее участие России в МВФ не является перспективным.

Относительно сотрудничества России и группы ВБ так же имеются разногласия. В первую очередь, это отзыв средств из фонда под управлением МФК. Фактическое бездействие фонда в отношении российских проектов и международные санкции сделали бессмысленным участие России в МФК. Таким образом, МФК вернет $245 млн. - $42 млн. фонду капитализации российских банков и $203 млн. Внешэкономбанку. По части других подразделений группы ВБ, Россия пытается лоббировать свои интересы [26].

Поскольку группа ВБ и МВФ поддерживают тесное сотрудничество, страны пытаются поддерживать одинаковый баланс квот в этих организациях. Но надо понимать, что МВФ имеет более политический характер, позволяя лидерам влиять на общий валютный режим, в то время как группа ВБ в основном предоставляет инвестиционные кредиты. Каждая страна старается отстаивать свои национальные интересы, в сложившейся геополитической ситуации для России это особенно важно. Участие России в новых МФИ, например, в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ) может дать нашей стране новые пути развития своего влияния на международной арене.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank) – международная финансовая организация, создание которой было инициировано Китаем в октябре 2013 г. на встрече лидеров экономик-участниц форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в Индонезии. Согласно положениям Устава АБИИ, основной целью новой банковской структуры является содействие реализации инфраструктурных проектов в странах АТР и сокращение разрыва в их экономическом развитии, искоренение бедности. Основным приоритетом Банка должно стать инвестирование в энергетику, транспорт, телекоммуникации - с использованием широкого спектра инструментов, включая кредитование, вложение средств в долевые ценные бумаги, предоставление финансовых гарантий и т.д. [26]

АБИИ в настоящее время объединяет 57 стран-участников. Официальные заявки о вступлении в АБИИ подали Ирландия, Канада, Эфиопия, Судан и другие страны. Из крупных экономик только США и Япония не являются членами АБИИ. Первоначальный уставный капитал банка – 100 млрд. долларов. В числе крупнейших соучредителей – Китай, Индия, Россия, Германия, Южная Корея. У АБИИ есть огромное пространство для развития. В 2017 году банк предполагает одобрить 10-15 проектов на 2,5 млрд. дол. На рассмотрение уже представлены 7 проектов в Индии, Казахстане, Индонезии и Бангладеш, ожидающие одобрения в ближайшее время. В ближайшие 5-6 лет АБИИ предполагает нарастить объемы кредитования до 4-6 млрд. дол в год с последующим возможным увеличением до 10-15 млрд. дол в год[26].


Таким образом, итоги первого года работы АБИИ и перспективы на будущее можно расценить как весьма благоприятные. За год своего функционирования банк сформировал необходимую организационную структуру, одобрил ряд проектных кредитов, накопил определенный опыт работы на основе соблюдения мировых стандартов финансирования инфраструктуры. Молодая международная организация сумела стать равноправным участником системы многосторонних международных организаций развития и занять свою нишу в мировой экономике. Кроме того, многими российскими экспертами оценивается положительная перспектива участия страны в АБИИ.

Подводя итоги отметим, на протяжении всего периода своего членства в Международном валютном фонде и Группе Всемирного банка Россия являлась активным участником деятельности крупнейших международных финансовых институтов. Присоединившись к организациям в качестве заемщика, страна в довольно короткий срок сменила свой статус на кредитора в МВФ и партнера в Банке. На сегодняшний день Россия в сотрудничестве с рядом других государств, в частности, со странами БРИКС, активно продвигает реформы мировой финансовой архитектуры, с тем, чтобы она в большей степени отражала сложившуюся на данный момент расстановку сил в мировой экономике. Россия также участвует и является инициатором региональных финансовых инициатив, призванных укрепить основание международной финансовой системы.

Россия имеет перспективы развития отношений с Группой Всемирного банка, т.к. она позволяет предоставлять поддержку и рекомендации не только по вопросам экономического развития страны, но также и по вопросам международного и глобального развития, таким, как социальная защита населения, продовольственная безопасность и проблемы здоровья населения планеты - что, в свою очередь, открывает возможности для дальнейшего расширения участия России в предоставлении глобальных общественных благ. Однако следует отметить, что дальнейшее ухудшение отношений с Западов, усиление экономических санкций определенно скажется негативно на развитии международного финансирования России. Кроме того, перспективным направлением развития участия России в международном финансировании является ее участие в новых МФИ, например в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций.

Заключение

В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:


  • рассмотрены основы международных кредитных отношений;
  • проведен анализ современного состояния международных кредитных отношений за последние 10 лет;
  • изучена Российская Федерация как субъект системы международных кредитных отношений.

Основными субъектами международных кредитных отношений являются МВФ, МБРР. Целью деятельности МВФ является предоставление кредитов в иностранной валюте государствам-членам для покрытия дефицита платежного баланса, и для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. МБРР предоставляет кредиты для финансирования программ экономического развития под правительственные гарантии либо под гарантии Центробанка.

История взаимоотношений России с ключевыми международными финансовыми институтами, прежде всего МВФ и Группой Всемирного банка, является относительно недолгой. Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и МБРР, страна - уже в лице Российской Федерации - стала членом организаций лишь в 1992 г. С тех пор характер взаимоотношений России и МФИ претерпел существенные изменения, чему способствовал целый ряд факторов. К ключевым из них можно отнести:

  • улучшение финансово-экономического положения России в начале 2000-х гг.;
  • переосмысление мировым сообществом роли МФИ и осознание необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры;
  • изменение баланса сил в мировой экономике в пользу стран с формирующимися рынками, в первую очередь группы БРИКС;
  • усиление в мире процесса регионализации, сопровождающегося формированием региональных финансовых институтов;
  • нарастание геополитической напряженности в результате событий на Украине и введение санкций против России.

Анализ современного состояния международного финансирования за последние 10 лет показал, что общее финансирование МВФ к 2016 году сократилось, при этом возрос объем невозращенных кредитов как льготных, так и не льготных. Основным приоритетным направлением МВФ в настоящее время является предоставление кредитов для поддержания и восстановление экономической ситуации стран.

Россия как донор осуществляет финансирование на международном уровне через участие в трастовых фондах, Международную ассоциацию развития. Следует сказать, что обострение отношений со странами Запада, введение санкций и ухудшение экономической постановке в стране не сказались на объемах международного финансирования со стороны России.