Файл: «Россия в системе международных кредитных отношений».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее рассмотрим взаимоотношение России с МФК. Основная цель деятельности МФК состоит в осуществлении финансирования частного сектора развивающихся стран в форме кредитов и инвестиций, а также оказании консультационной поддержки в области развития частного сектора. С момента присоединения России к МФК в 1993 г. долгосрочные инвестиции корпорации в страну составили более 10 млрд. долл., 3,5 млрд. из которых было предоставлено в форме синдицированных кредитов, а число утвержденных проектов - более 250. По состоянию на конец 2015 г. инвестиционный портфель МФК в России составил 1,5 млрд. долл. в рамках 70 проектов. Основными секторами, в рамках которых были привлечены средства МФК, являются сектор финансовых услуг, инфраструктура, обрабатывающая промышленность, нефтегазовый и добывающий сектор, телекоммуникации, розничная торговля и здравоохранение. Последние утвержденные проекты МФК в России представлены в таблице 2.

Таблица 2- Проекты МФК в России, утвержденные в 2014 г. [11, с. 100]

Название проекта

Объем финансирования

Наименование

Globus Russia

23 млн евро

Предоставление финансирования компании ООО «Гиперглобус» на строительство гипермаркета в г. Туле

RFB EECar 2

60 млн. долл.

Предоставление необеспеченного кредита компании ООО «Русфинанс Банк» на поддержку программы

кредитования «Экологически чистые автомобили»

SDM Loan

30 млн. долл.

Инвестиции в ПАО «СДМ-Банк» для финансирования перекредитования клиентов малого и среднего бизнеса

Продолжение таблицы 2

CIE Auto Russia

25 млн. евро

Финансирование строительства завода в Особой экономической зоне (ОЭЗ), г. Тольятти, Самара, по производству алюминиевых литых деталей для силовых агрегатов (двигателей и коробок передач) легковых автомобилей

Novomet

55 млн. долл.

Предоставление финансирования компании АО «Новомет» на расширение ее деятельности (открытие сервисных центров в 6 странах) и рефинансирование части краткосрочной задолженности

В 2011 г. в рамках Петербургского международного экономического форума Внешэкономбанк и МФК подписали Соглашение о финансировании фонда капитализации российских банков (ФКРБ). В качестве основной деятельности фонда заявлялось инвестирование в капитал универсальных российских банков второго эшелона, осуществляющих активную деятельность в субъектах РФ и предоставляющих финансирование малым и средним российским компаниям реального сектора. Общий объем средств фонда составил 550 млн. долл. Инвесторами фонда выступили МФК, ВЭБ (по 250 млн. долл.) и Правительство РФ (50 млн. долл.). Предполагалось, что фонд будет осуществлять деятельность до 2021 г. с возможным продлением срока до 2023 г. В октябре 2014 г. Внешэкономбанк потребовал от МФК возврата инвестиций из ФКРБ в размере 203 млн. долл. В апреле 2015 г. о намерении вывести средства из фонда в размере 42 млн. долл. заявило Министерство финансов России. Причиной этого шага стало введение санкций против России и приостановление деятельности МФК на территории страны. Кроме этого, по мнению отдельных экспертов, проект оказался неэффективным. За весь период своего существования ФКРБ осуществил инвестиции только в две банковские структуры (Московский кредитный банк и банк «Восточный»), в которых МФК являлась акционером, что фактически означало сокращение МФК своего участия в этих банках за счет участия в фонде [19].


Представители ВЭБ, в свою очередь, заявили, что не намерены полностью отказываться от проекта и предложили расширить направления деятельности ФКРБ, чтобы стратегия «оставалась эффективной в кризисных условиях».

В настоящий момент в связи с введением экономических санкций против России инвестиционная деятельность МФК в стране полностью приостановлена. Начиная с мая 2014 г. МФК не одобряла проекты на территории страны.

Таким образом, как реципиент, Россия привлекала кредиты МВФ, которые к 2005 году были полностью погашены. С момента присоединения России к МБРР, банк одобрил для страны 71 заем общей стоимостью 14,35 млрд. долл. В связи с введением экономических санкций против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г. Кроме финансового содействия МБРР оказывает консультационную помощь России. Взаимодействие России и МФК осуществляется в рамках предоставления инвестиций частному сектору, предоставления консультационной помощи. С момента присоединения России к МФК в 1993 г. долгосрочные инвестиции корпорации в страну составили более 10 млрд. долл., 3,5 млрд. из которых было предоставлено в форме синдицированных кредитов. С апреля 2014 года в связи с введением санкций МФК больше не одобряет проекты в России.

2.2 Россия как донор

На протяжении последнего десятилетия Россия активно формирует модель сотрудничества в сфере содействия международному развитию. За период с момента своего председательства в «Группе восьми» в 2006 году Россия предприняла ряд шагов по расширению такого рода сотрудничества, прежде всего, путем существенного увеличения объемов официальной помощи развитию (ОПР) и активного участия в международных форумах, таких как АТЭС, «Группа 20» и БРИКС.

В июне 2007 года Президент РФ утвердил государственную стратегию оказания международной помощи развитию - «Концепцию участия РФ в содействии международному развитию». В данном стратегическом документе были определены ключевые для страны задачи программы содействия международному развитию на основе принципов, разработанных Комитетом содействия развитию (КСР) ОЭСР: сопричастности и солидарности, предсказуемости и прозрачности, подотчётности и мониторинга; а также для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ) [19].

В апреле 2014 года была утверждена «Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию», которая является логическим продолжением предыдущей Концепции, разработанной в 2007 году. Основные принципы и приоритеты государственной политики России в сфере содействия международному развитию остались прежними.


Приоритетными направлениями российской политики в области содействия международному развитию на региональном и глобальном уровне являются:

  • повышение эффективности систем государственного управления и улучшение условий для торговли и инвестиций в странах-получателях помощи;
  • формирование промышленного и инновационного потенциала в странах-получателях помощи;
  • активизация экономической активности в странах-получателях помощи;
  • создание и усиление государственных мер по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;
  • поддержка усилий по восстановлению и укреплению мира в странах, преодолевающих последствия конфликтов;
  • реализация социальных и экономических проектов в странах-получателях помощи.

Объем российской официальной помощи развитию (ОПР) - которая включает как двустороннюю, так и многостороннюю помощь развитию, в том числе и через Группу Всемирного банка - неуклонно рос и увеличился примерно со 100 млн. долларов США в 2004 году до 876 млн. долларов США в 2014 году [19].

Для России основными приоритетными направлениями официальной помощи развитию являются: здравоохранение, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, развитие человеческого потенциала, образование и укрепление институционального потенциала.

В период глобального финансового кризиса 2008-2009 годов помощь России на цели развития составила 785 млн. долларов США. Кроме того, в это время Россия инициировала создание инновационного антикризисного механизма сотрудничества – Евразийского фонда стабилизации и развития, при этом вклад России составил 7,5 млрд. долларов США. Часть оказываемой Россией ОПР предоставляется через каналы многосторонней помощи, в том числе через Группу Всемирного банка, систему организаций ООН, крупные глобальные инициативы и целевые фонды.

Россия укрепила свою глобальную роль путем расширения участия в многосторонних механизмах оказания помощи развитию. Начиная с 2004 года, Россия непрерывно увеличивает объем помощи для Международной ассоциации развития (МАР) и оказывает поддержку ряду глобальных инициатив в области развития, предоставляя помощь в виде вклада в различные многосторонние организации, включая трастовые фонды под управлением Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Россия является партнером Международной организации развития (МАР) с девятого пополнения бюджета МАР («МАР-9») в 1997 году. В 2013 году основным предметом взаимодействия России и Банка стало участие в 17-ом пополнении средств МАР (МАР-17). Россия выразила твердую поддержку МАР как важному механизму оказания многосторонней помощи беднейшим странам. РФ поддержала МАР на уровне министров, используя свое председательство в «Группе 20», и в декабре 2013 года провела итоговую встречу в Москве в рамках 17-ого пополнения ресурсов МАР. Динамика взносов России в МАР представлена на рисунке 9.


Рис. 9 - Взносы России в МАР в рамках 13-17 пополнений капитала [19]

Трастовый фонд (ТФ) – это финансовый механизм, созданный за счет взносов одного или нескольких внешних доноров или партнеров, а в отдельных случаях – за счет ресурсов Группы Всемирного банка – в целях оказания поддержки реализации мероприятий в области международного развития, в том числе, связанных с развитием и укреплением внутреннего потенциала стран.

Россия в общей сложности профинансировала 21 трастовый фонд МАР/МБРР, 15 из которых являются действующими: совокупный объем взносов в данные программы составляет почти 261 млн. долларов США. Основными направлениями деятельности российских трастовых фондов, находящихся под управлением МБРР, являются борьба с инфекционными заболеваниями, качество школьного образования, доступ к энергоресурсам, меры по преодолению последствий продовольственного кризиса и программы социальной поддержки населения [19].

Также Россия, наряду с другими донорами, оказывающими международную помощь в целях развития, приняла участие в нескольких важных глобальных инициативах, включая списание долгов странам с высоким уровнем внешней задолженность, борьбу со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Большая часть российского портфеля трастовых фондов предназначена для формирование знаний и опыта в развивающихся странах – среди них: Программа повышения потенциала в странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА), Программа повышения потенциала в области статистики в ЕЦА, Российская Программа содействия образованию в целях развития, Управление государственными финансами и др. В рамках Российских трастовых фондов финансируют такие мероприятия, как техническое содействие, обучение, обмен опытом между практикующими экспертами и разработка инструментария и методологий.

В 2008 году Россия направила финансовой помощи развивающимся странам в размере $220 млн. В кризисный 2009 год эта сумма выросла почти в четыре раза - до $785 млн., но уже в 2010-м сократилась до $472 млн. В 2010 году 16% всей международной помощи России пошло африканским странам [27].

Объем помощи России иностранным государствам в 2016 году составил $1,02 млрд., хотя годом ранее достигал $1,16 млрд. Таким образом, размер помощи снизилась почти на 12%, до этого он в последний раз сокращался в 2012 году. Официальная помощь развитию включает гранты, кредиты и иные виды трансфертов в денежной или натуральной форме странам-партнерам со стороны донора. Одна из основных форм содействия развитию - списание долгов. По итогам 2016 года Россия отказалась от требований по кредитам на общую сумму $424,9 млн. «Среди крупнейших должников, в отношении которых были прощены обязательства, - Киргизия и Монголия. В первом полугодии 2016 года Россия списала Киргизии $30 млн., а в июне 2017 года был списан совокупный оставшийся долг в размере $240 млн. Также в 2016 году была списана задолженность Монголии в размере $174,2 млн., остаток которой был зафиксирован на уровне $3,8 млн.» [27].


Объемы прямой экономической помощи гораздо меньше, чем скрытое субсидирование для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но оно так же сокращается. Фактический уровень содействия странам ЕАЭС намного выше, чем объемы оказанной официальной помощи, «в первую очередь за счет трансфертов, образующихся из-за отсутствия экспортной пошлины на поставку энергоносителей». Размер прямой помощи Белоруссии по методологии ОЭСР за 2011–2015 год был незначительным - всего $7,05 млрд., или 0,19% от суммарного объема российской поддержки всем странам и институтам (пока на сайте ОЭСР нет детальных данных о размере помощи каждой стране по итогам 2016 года, они появятся ближе к концу года, объясняет Зайцев). Для сравнения, на Киргизию (включая взносы в Российско-Киргизский фонд развития) приходится 17,7% всей помощи, на Кубу - 14,5%, на КНДР - 5,4%. - МВФ оценивал общую помощь белорусской экономике со стороны России в $106 млрд за 2005–2015 годы, или около $9,7 млрд. в год (в основном за счет скидок на российские энергоносители) [27].

На рисунке 10 представлен общий объем списанных долгов развивающихся стран за последние 10 лет.

Рис. 10. Общий объем списанных долгов развивающихся стран за 10 лет

В ближайшие годы Минфин планирует оставаться примерно на этом же уровне и тратить на международную помощь $400-500 млн в год. Среди получателей российской помощи - Таджикистан, Киргизия, Армения, Белоруссия, Эфиопия, Замбия, Мозамбик, Лаос.

Таким образом, как донор, Россия осуществляет финансирование на международном уровне через участие в трастовых фондах, Международную ассоциацию развития. Следует сказать, что обострение отношений со странами Запада, введение санкций и ухудшение экономической постановке в стране не сказались на объемах международного финансирования со стороны России.

2.3 Перспективы участия России в международных кредитных отношениях

Углубление партнерства с Россией - страной, предоставляющей глобальные общественные блага, будет и впредь оставаться в центре внимания программы сотрудничества с Группой Всемирного банка. Вовлеченность со стороны Группы Всемирного банка в период председательства России в АТЭС в 2012 году и в «Группе 20» в 2013 году, предоставило ему возможность принять активное участие в формировании и реализации глобальной программы в области развития [11, с. 101].