Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Экономическая сущность налогообложения физических лиц

1.2. Особенности имущественного налогообложения физических лиц

1.2.1. Налог на имущество физических лиц

1.2.2. Земельный налог

1.2.3. Транспортный налог

1.3. Основные аспекты налогообложения доходов физических лиц

2. РОЛЬ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ИСТОЧНИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

2.1. Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ налогов с физических лиц

2.2. Анализ поступлений в консолидированный бюджет Новгородской области налогов с физических лиц

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Перспективы реформирования имущественного налогообложения

3.2. Проблемы взимания налога на доходы физических лиц и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.2.1. Налог на имущество физических лиц

В 2015 году в законную силу вступила новая 32 глава Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на имущество физических лиц» [2]. Целью реформы было повысить фискальные возможности налога на имущество физических лиц и увеличить самостоятельность местных бюджетов, что было сделано путем перехода от взимания налога по устаревшей инвентаризационной стоимости к взиманию налога по кадастровой стоимости и расширением перечня объектов налогообложения (в состав объектов налогообложения были включены объекты незавершенного строительства, машино-места, единый недвижимый комплекс.

Под кадастровой стоимостью следует понимать рыночную стоимость объекта недвижимости, скорректированную на отдельные показатели, которые устанавливаются государством в процессе кадастровой оценки, или, если оценку осуществить невозможно, то кадастровой стоимостью считают рыночную стоимость, определенную отдельно для каждого объекта недвижимости согласно законодательству об оценочной деятельности [11, с.52].

Определение кадастровой стоимости ведется независимыми оценщиками, которые проводят государственную кадастровую оценку, регулируемую Федеральным законом от 29.07.1998 (ред. от 03.08.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая оценка проводится по решению региональных органов власти или органов местного самоуправления. Они также выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится с частотой от одного раза в пять лет до одного раза в три года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе этот диапазон немного шире (от 1 раза в пять лет до 1 раза в 2 года).

Решение об исчислении налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, по состоянию на 2019 г. приняли 73 субъекта РФ.

С 1 января 2017 года полномочиями по определению кадастровой стоимости наделены бюджетные учреждения (далее - ГБУ), созданные субъектами Российской Федерации.

Проведение кадастровой оценки имеет свой порядок, который включает в себя следующие действия:

  • принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
  • составление списка объектов недвижимости, которые должны будут подвергнутся кадастровой оценке;
  • выбор оценщика и заключение с ним договора;
  • определение кадастровой стоимости и составление отчета о проделанной работе;
  • проведение экспертизы вышеупомянутого отчета;
  • утверждение полученных результатов;
  • внесение полученных результатов в государственный кадастр недвижимости [11, с.53].

Налоги на имущество обеспечивают стабильные поступления в консолидированный бюджет РФ. Так, налог на имущество организаций является одним из основных бюджетообразующих поступлений в соответствующий бюджет РФ, согласно данным Федеральной налоговой службы [26, с.107].

Налог на имущество физических лиц является индивидуально безвозмездным платежом, который взимается в форме отчуждения с физических лиц, являющихся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог относится к категории местных и уплачивается владельцами имущества, являющегося объектом налогообложения по статье 401 НК РФ.

Плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, имеющее на праве собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние налогоплательщики участвуют в налоговых отношениях через своих законных представителей, к которым относятся их родители, усыновители или опекуны.

Налогом облагается следующее недвижимое имущество, расположенное в пределах муниципального образования:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение [2].

В целях налогообложения к жилым домам относятся дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства. Не облагается налогом имущество в составе общего имущества многоквартирного дома. Обязанность уплачивать налог не зависит от гражданства и возраста собственника имущества. Так, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уплачивать налог на находящееся в их собственности имущество, расположенное на территории РФ [11, с.51].

Для того чтобы рассчитать налог в регионе, где приняты законы об исчислении налога на основе кадастровой цены (таких субъектов РФ - большинство), нужно знать:

  • кадастровую и инвентаризационную цену объекта недвижимости,
  • ставки - кадастровую и инвентаризационную,
  • величину дефлятора,
  • площадь объекта,
  • величины понижающих коэффициентов, применимы ли в отношении исчисления налога льготы.

Налог на имущество физических лиц исчисляется с применением особой формулы, установленной НК РФ. Для полного года владения имуществом на протяжении 2015-2019 годов она выглядит так (п. 8 ст. 408 НК РФ) [2]:

Н = (Н1 - Н2) × К + Н2, (1)

где: Н - исчисленный налог на имущество. Н1 - налог по кадастровой базе. Н2 - налог по инвентаризационной базе, рассчитанный за год, предшествующий началу введения в регионе расчета налога от кадастровой стоимости. К - понижающий коэффициент, величина которого растет последовательно в течение первых 4 лет введения в регионе расчета налога от кадастровой стоимости, составляя соответственно 0,2; 0,4; 0,6 и 0,8.

Значения понижающего коэффициента и установленные ставки по налогу на имущество физических лиц представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Значения понижающих коэффициентов по налогу на имущество физических лиц [2]

Год

Значение понижающего коэффициента

1 год применения

0,2

2 год применения

0,4

3 год применения

0,6

4 год применения

0,8

При исчислении налога с 2019 г., если он окажется для региона 5-м годом начала применения расчета от кадастровой стоимости, не нужно будет учитывать в формуле его расчета: инвентаризационную стоимость, а также ставку, которая установлена для нее, дефлятор и понижающий коэффициент.

Таблица 2

Ставки по налогу на имущество физических лиц [2]

Объект налогообложения

Ставка налога, %

Жилые дома, квартиры, комнаты

0,1

Объекты незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом

0,1

Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом

0,1

Гаражи и машино-места

0,1

Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

0,1

Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса

2

Объекты налогообложения, указанные во втором абзаце пункта 10 статьи 378.2 Налогового Кодекса

2

объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей

2

Прочие объекты

0,5


Поскольку с 2020 года иной расчет налога, кроме как от кадастровой стоимости, будет прекращен, в регионах, начавших его делать позже 2016 года, смогут использовать право на применение понижающих коэффициентов не в полной мере.

Лица, имеющие право на льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.

В главе 32 НК РФ приведен закрытый перечень граждан, освобожденных от налога на имущество физических лиц. Это инвалиды I и II групп, инвалиды детства, пенсионеры, ветераны, герои Советского Союза, герои Российской Федерации и ряд других категорий.

Если человек, имеющий право на льготу, владеет сразу несколькими однотипными объектами недвижимости, льгота предоставляется только в отношении одного из них по выбору самого налогоплательщика. Поясним на примере. Допустим, в собственности ветерана находятся две квартиры и три гаража. Тогда ему полагается льгота по одной квартире и одному гаражу.

Существуют и другие ограничения. Так, льготу можно получить только в отношении недвижимости, незадействованной в предпринимательской деятельности. Кроме того, под льготу ни при каких условиях не подпадают объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы [20, с.148].

Несомненно, положительной стороной расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости является более эффективное пополнение муниципальных бюджетов, главным образом за счет владельцев значительных объёмов недвижимости. Однако одновременно с эти возникает проблема нагрузки граждан, в особенности – социально незащищенных слоев населения.

Для недопущения резкого роста налоговой нагрузки на физических лиц было принято ряд законодательных мер:

1) Налоговые вычеты, основной целью введения которых было снизить налоговую нагрузку по объектам жилой недвижимости. Значения налоговых вычетов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц [2]

Объект налогообложения

Размер налогового вычета

Квартира

Кадастровая стоимость 20 кв. м.

Комната

Кадастровая стоимость 10 кв. м.

Жилой дом

Кадастровая стоимость 50 кв. м.

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Один миллион рублей


Каждый объект расчета жилой недвижимости формула облагается налогом, не исходя из расчета его полной реестровой стоимости, а за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от вида недвижимости:

Данная мера позволит существенно снизить налоговую нагрузку на владельцев объектов жилого фонда.

2) Система понижающих коэффициентов, способствующая поэтапному переходу к уплате полной суммы налога исходя из кадастровой стоимости объекта.

3) Налоговые льготы. Были сохранены все льготные категории граждан, ранее имеющих право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, рассчитываемому по инвентаризационной стоимости. Перечень лиц, имеющих право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц представлен в статье 407 Налогового Кодекса Российской Федерации [11, с.54].

Существенным образом изменился порядок предоставления налоговых льгот, они предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. Льгота актуальна только для находящегося в собственности имущества и не используемого в предпринимательских целях.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов, чья кадастровая стоимость превышает 300 миллионов рублей.

Уплатить налог на имущество в бюджет по месту нахождения имущества следует в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).

Налогоплательщики уплачивают налог на имущество на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа с расчетом налоговой базы и указанием суммы налога к уплате (ст. 52, п. 2 ст. 409 НК РФ) [2]. Если налогоплательщик не получал налоговые уведомления в отношении какого-либо принадлежащего ему имущества и не уплачивал налог, он обязан однократно сообщить в налоговые органы о наличии у него такого имущества - в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. Данная обязанность на налогоплательщика не распространяется, если он не получал налоговые уведомления в связи с предоставлением ему налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23, п. 4 ст. 85 НК РФ).

Если у налогоплательщика имеется доступ к личному кабинету, он получает налоговое уведомление только в электронной форме. Если же он хочет получать налоговые уведомления на бумажном носителе, нужно представить письменное уведомление об этом в налоговый орган лично (через представителя) или по почте, либо в электронной форме через свой через свой личный кабинет (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).