Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Экономическая сущность налогообложения физических лиц

1.2. Особенности имущественного налогообложения физических лиц

1.2.1. Налог на имущество физических лиц

1.2.2. Земельный налог

1.2.3. Транспортный налог

1.3. Основные аспекты налогообложения доходов физических лиц

2. РОЛЬ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ИСТОЧНИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

2.1. Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ налогов с физических лиц

2.2. Анализ поступлений в консолидированный бюджет Новгородской области налогов с физических лиц

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Перспективы реформирования имущественного налогообложения

3.2. Проблемы взимания налога на доходы физических лиц и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможный потенциал роста доходов бюджета в виде имущественных налогов просма­тривается в сокращении величины задолженности по этим налогам. В отношении налогов на имущество в целом по Российской Федерации складывается тенденция к росту этой задолженности.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что развитие имущественного налогообложения в РФ находится в стадии реформирования. Однако любые нововведения в сфере налогового законодательства всегда сопровождаются масштабной подготовительной работой. Массовая переоценка недвижимости с учетом кадастровой стоимости – это очень трудоёмкий и затратный процесс, от точности которого будет зависеть подлежащая к уплате сумма налога. Использование кадастровой оценки имущества при исчислении налога, существенно увеличит налоговую нагрузку населения, поэтому государству очень важно выработать эффективную концепцию социальной защиты собственников имущества.

3.2. Проблемы взимания налога на доходы физических лиц и пути их решения

Научные дискуссии по вопросам обложения трудовых доходов населения связаны с устоявшимся в мировой практике мнением, что регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой их личного потребления. При помощи НДФЛ осуществляется стимулирование рационального использования личного бюджета обеспеченной категории граждан, а также осуществляется социальная поддержка тем категориям, которые имеют наименьшую социальную защищенность.

В настоящее время в Российской Федерации налог на доходы физических лиц выполняет экономические функции и не несет никакой социальной направленности. А это значит, что российская система налогообложения доходов физических лиц далека от идеала и имеет ряд проблем, которые представлены на рисунке 5 [23, с.478].

Одной из ключевых проблем является плоская шкала налогообложения, которая не способствует выполнению налогом распределительной функции.

Единая ставка не позволяет учитывать наличие у граждан высоких доходов, а значит, не способствуют повышенному налоговому изъятию с высоких доходов и их перераспределению.

Единая шкала подоходного налога сегодня существует в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. Прогрессивная шкала подоходного налога используется во многих европейских странах [3, с.104].


Основные проблемы в системе налогообложения доходов

физических лиц

Низкий уровень доходов

Недостаточный уровень налоговой грамотности

Низкое качество предоставляемых государством общественных благ

Отсутствие действенного механизма для осуществления социальной, перераспределительной и социальной функции посредством НДФЛ

Рис. 5. Основные проблемы в системе налогообложения доходов

физических лиц [23, с.478]

С точки зрения отдельно взятого человека, плоская шкала ставки налога, безусловно, привлекательна, по сравнению с прогрессивными шкалами европейских стран, например ставка налога на доходы во Франции составляет в среднем 45 % и достигает 75 % для миллионеров; максимальные ставки в Англии – 50 %, в Швеции – 56,4 %, в Германии – до 47,5 %. С увеличением уровня дохода налог, уплачиваемый в РФ, для резидентов остаётся неизменным и составляет 13% [3, с.104].

Идея введения в России прогрессивного налога обсуждалась, но поддержки не получила. Поскольку плоская шкала обеспечивает хорошую собираемость налога. Правительство не планирует в ближайшее время вводить в стране прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и считает оптимальным сохранение его ставки на уровне 13%:

1) отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления – постоянству;

2) прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что богатые территории станут еще богаче, поскольку НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты. Это, в свою очередь, усилит межрегиональную политическую напряженность;

3) плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки. Введение прогрессивной шкалы потребует практически стопроцентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы из различных источников;

4) введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов: состоятельные граждане начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс;

5) прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала [23, с.478].

Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для ее введения.


Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц происходит постоянно и невозможно ограничиться только несколькими направлениями. Существуют общие проблемы, которые могут повлиять также на систему исчисления данного налога, поэтому следует указать предпочтительные изменения с учетом остроты проблем макроэкономического регулирования:

  • увеличение стандартного налогового вычета до соответствия величине прожиточного минимума ребенка;
  • закрепление четких правил в законодательстве об индексации фиксированных размеров стандартных налоговых вычетов, учитывая инфляцию в стране, что помогло бы предотвратить постоянное снижение их реальной стоимости;
  • увеличение сумм социальных налоговых вычетов и предоставление их определенным категориям налогоплательщиков;
  • уменьшение размера социальных и стандартных вычетов с учетом роста доходов налогоплательщика либо полное его ограничение на данные вычеты;
  • изменение возможности получения социальных налоговых вычетов в течение периода, в котором произведены расходы, а не по окончании такового;
  • отмена запрета на повторное предоставление имущественного налогового вычета на новое строительство или приобретение жилья и установление периодичности его использования с ограничением права повторного использования суммарной величиной полученного налогоплательщиком дохода за этот период;
  • введение необлагаемого минимума равного прожиточному минимуму, для наименее обеспеченных и социально защищенных категорий налогоплательщиков [9, с.85].

Таким образом, среди подходов, определяющих приоритетное направление совершенствования механизма налогообложения налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, предлагается:

  • повысить прогрессивность налога на доходы физических лиц при действующих фиксированных пропорциональных ставках путем увеличения вычетов в виде необлагаемого минимума. Данная мера требует дальнейшего анализа и изучения бюджетных потерь и должна носить поэтапный характер;
  • упростить процедуру получения социальных вычетов на обучение и лечение, установив порядок их получения без документального подтверждения расходов в виде фиксированных вычетов налоговыми агентами по заявлению налогоплательщика и подтверждения факта обучения или лечения;
  • совершенствовать порядок предоставления имущественных вычетов в виде инвестиционных в момент получения денежных средств у источника дохода на приобретение жилья или получение кредита, а также используя инвестиционные счета, куда доходы частных лиц поступают без вычета налогов [9, с.86].

Подводя итоги, можно сделать выводы, что система налогообложения налога на доходы физических лиц не совершенна. В качественном преобразовании от неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию механизмов исчисления налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены особенности налогов с физических лиц и их экономическое значение.

Подводя итоги, проведенного исследования, можно отметить, что роль имущественных налогов с физических лиц на современном этапе развития очень значительна. Они служат основным источником бюджетов регионального и местного уровней. На данный момент для всех них прослеживается одинаковые негативные тенденции: снижаются налоговые льготы и повышаются суммы задолженности по соответствующему налогу.

Происходящие изменения в экономике страны активизируют рост общественной заинтересованности к налоговым отношениям. Направления совершенствования законодателями и экономистами налоговой системы все больше выявляют связанные с нею проблемы законодательства. Этому содействует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

На сегодняшний день нельзя однозначно сказать, что при введении новых правил исчисления налога на имущество будут реализованы его фискальная и социальная функции. Тем не менее, расчет налога на основе кадастровой оценки имущества считается главным способом роста доходов местных бюджетов и значимым шагом вперед.

Расширение финансовой самостоятельности муниципальных образований создает возможность реализации региональных программ на местах оперативно и эффективно, с учетом местной специфики, независимо от дотаций из федерального бюджет.

Проблемы при формировании налоговой базы по налогу с доходов физических лиц объясняются несколькими факторами:

1. В сравнении с экономически развитыми странами уровень доходов большинства российских граждан гораздо ниже. В связи с этим налог на доходы физических лиц взимается в нашей стране по минимальной ставке.


2. Распространенная практика задержки выплат заработной платы большой части работников различных сфер производства и организаций с бюджетным содержанием.

3. Низкая доля малого бизнеса и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

4. Часто используемый в России способ массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, из-за чего в бюджет поступает только половин от всех возможных сумм доходов этого налога. Наибольший процент этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкооплачиваемых работников, потому что здесь самый маленький уровень сокрытия доходов.

В настоящее время все чаще ведутся разговоры о возврате к прогрессивным ставкам обложения доходов граждан. По поводу применения прогрессивных ставок по НДФЛ существуют разные, кардинально противоположные мнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.05.2019).
  3. Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.05.2019).
  4. О государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ (рел. от 29.07.2017)// КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).
  5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).
  6. Абакарова Р.Ш. Характеристика основных изменений по налогу на имущество физических лиц / Р.Ш. Абаркова // Вопросы региональной экономики.- 2018.- № 3 (36).- С. 112-116.
  7. Бакулевская Л.В. Налог на доходы физических лиц: проблемы теории и практики и их решение // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 103-106.
  8. Безвербная М.Ю. Уплата налога на недвижимое имущество физических лиц: порядок, льготы, сроки // В сборнике: Проблемы государственной регистрации недвижимости Материалы III научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Пахаруков.- 2018.- С. 10-16.
  9. Бондарюк Т.В. Реформирование имущественного налогообложения в РФ: актуальные проблемы // Международный научно-исследовательский журнал.- 2016.- № 1-1 (43).- С. 18-20.
  10. Бочарова А.Е. Транспортный налог / А.Е. Бочарова // В сборнике: Общественные и экономические науки в современных исследованиях.- 2018.- С. 90-93.
  11. Гончарова О.С. К вопросу о транспортном налоге, его функциях и значении / О.С. Гончарова // Академия педагогических идей Новация.- 2018. - № 6. - С. 553-560.
  12. Гудкова О.В. Вопросы налогообложения НДФЛ в 2016 году / О.В. Гудкова, Л.В. Ермакова // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 4-1. С. 133-137.
  13. Ермакова Л.В. Особенности организации налогообложения населения в Российской Федерации // Science Time. 2016. -№ 9 (33).- С. 92-96.
  14. Ибрагимова Г.М. Проблемы имущественного налогообложения физических лиц / Г.М. Ибрагимова // В сборнике: Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства.- 2018.- С. 128-131.
  15. Казаманова К.М. Новый налог на имущество физических лиц - новая проблема для налогоплательщиков // В сборнике: Налоги и налоговая грамотность: новая философия в налогообложении физических лиц. - 2018.- С. 51-55.
  16. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
  17. Лопастейская Л.Г. Земельный налог: изменения в 2018 году / Л.Г. Лопастейская, Ю.М. Гуляева // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества.- 2018.- С. 63-6
  18. Мальмакова Е.В. Земельный налог: современные тенденции и перспективы развития / Е.В. Мальмакова // В сборнике: Бюджетно-налоговая политика: проблемы и перспективы развития.- 2017.- С. 22-26.
  19. Михасева Е.Н. Порядок взимания и администрирование транспортного налога в России / Е.Н. Михасева, В.А. Князева // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие».- 2017.- С. 163-168.
  20. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / В. Г. Пансков. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 436 с.
  21. Пансков В.Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития: монография / В.Г. Пансков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 246 с.
  22. Петрищева Д.В. Транспортный налог: актуальные проблемы и экономическая роль // В сборнике: Державинские чтения материалы XXII Всероссийской научной конференции.- 2017.- С. 448-452.
  23. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Г.Б. Поляка, Е.Е. Смирновой. - 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум  / под ред. проф. Г.Б. Поляка, МО РФ. - М.: Юрайт, 2018. - 385 с.
  24. Сапожникова Е.Ю. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц // В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества.- 2017.- С. 147-150.
  25. Семкина Т.И. Потенциал роста поступлений налогов на имущество в Российской Федерации / Т.И. Семкина, А.В. Сорокин // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал.- 2016. -№ 2 (30).- С. 52-59.
  26. Смирнова О.С. Совершенствование порядка исчисления и уплаты земельного налога в Российской Федерации / О.С. Смирнова // В сборнике: Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения.- 2016.- С. 351-358.
  27. Старенкова А.А. Актуальные проблемы взимания налога на доходы физических лиц / А.А. Старенкова // В сборнике: Современные исследования – 2018.- 2018. - С. 477-481.
  28. Тайсумова Х.В. Роль земельного налога в налоговой системе Российской Федерации / Х.В. Тайсурова // Сборники конференций НИЦ Социосфера.- 2016.- № 61.- С. 45-47.
  29. Ульянова Е.В. Земельный налог в Российской Федерации и оценка его роли в формировании доходов местных бюджетов / Е.В. Ульянова // В сборнике: Наука молодых - будущее России.- 2017.- С. 402-404.
  30. Федорова М.А. Поступления налогов на имущество организаций и физических лиц в Российской Федерации: анализ и прогнозирование // Сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции.- 2018.- С. 107-111.
  31. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2017. – 495 с.
  32. Шульга А.В. Актуальные проблемы взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и пути их решения // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов.- 2018.- С. 300-303.
  33. Министерство финансов Новгородской области.-2019.-URL: http://www.novkfo.ru/ (дата обращения 06.05.2019).
  34. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // Налоговая аналитика.-2019.-URL: https://analytic.nalog.ru/ (дата обращения 06.05.2019).
  35. Федеральное казначейство официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] // Исполнение бюджетов.-2019.-URL: http://www.roskazna.ru / (дата обращения 06.05.2019).