Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Экономическая сущность налогообложения физических лиц

1.2. Особенности имущественного налогообложения физических лиц

1.2.1. Налог на имущество физических лиц

1.2.2. Земельный налог

1.2.3. Транспортный налог

1.3. Основные аспекты налогообложения доходов физических лиц

2. РОЛЬ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ИСТОЧНИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

2.1. Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ налогов с физических лиц

2.2. Анализ поступлений в консолидированный бюджет Новгородской области налогов с физических лиц

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Перспективы реформирования имущественного налогообложения

3.2. Проблемы взимания налога на доходы физических лиц и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если налоговое уведомление налогоплательщик не получил до конца ноября, необходимо обратиться в инспекцию лично или направить сообщение через официальный сайт ФНС России, в том числе через личный кабинет [4, с.15].

1.2.2. Земельный налог

Земельный налог - местный налог, взимаемый с 1 января 2005 г. на основании гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) [2]. Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате па территориях этих муниципальных образований.

Органы власти каждого субъекта Федерации устанавливают не только размер, но и порядок, срок уплаты и налоговые льготы. Земельный налог полностью зачисляется в бюджеты муниципалитетов, следовательно, является очень важным финансовым источником для удовлетворения первоочередных нужд сел, городов и сельских поселений [24, с.45].

Земельный налог принято относить к так называемым неоптимизируемым налогам, которые не связаны с доходами от предпринимательской деятельности (так же как и налог на имущество, водный налог, НДС). Тем не менее, существуют законные пути снижения налоговой базы, что неизбежно влечет за собой и снижение суммы налога к уплате.

На величину земельного налога влияют два показателя: кадастровая стоимость земли (п. 1 ст. 391 НК РФ) и налоговая ставка. Размер налоговых ставок устанавливается на уровне муниципальных образований, а кадастровая стоимость земли – на уровне субъекта РФ, на территории которого она находится. Если еще больше углубиться в вопрос, то можно увидеть, что кадастровая стоимость во многом зависит от расположения земельного участка, категории земель и вида разрешенного использования. И зачастую она завышена по отношению к рыночной стоимости [22, с.354].

Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории муниципальных образований. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) в соответствии с п.2 ст. 387 НК РФ определяют следующие элементы налога:


  • налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 «Земельный налог» НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, основания для их применения [25, с.402].

Земельный налог обязаны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в пределах муниципальных образований и городов федерального значения, на территории которых введён налог. Налоговые ставки по данному налогу устанавливаются местными властями в процентах от налоговой базы. Однако их величина не может превышать: 1,5% относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения; 0,3% , если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства [113, с.64]. Ставка налога может измениться как в сторону увеличения, так и понижения. На протяжении 2018 года она оставалась неизменной.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ [2].

Понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости дано в ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - это стоимость, определенная в результате проведения государственной кадастровой оценки [4].

Для определения кадастровой стоимости и возможной корректировки в ту или иную сторону государственная оценка повторяется регулярно - не реже 1 раза в 5 лет.

В общем виде размер годового земельного налога определяется по формуле:

ЗН = Кст×Д×Cт×Кв, (2)

где Кст – кадастровая стоимость земельного участка; Д – размер доли в праве на земельный участок; Ст – налоговая ставка; Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Для всех физических лиц - налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы, органами осуществляющий государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Льготы по имущественному налогу устанавливаются как на федеральном, так и на местном уровне и представляют из себя конкретное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ) [2].


По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ) [2].

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является: Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы; инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства; ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий; лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, предусмотрено право на налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ) [2].

Следует отметить, что органы местного самоуправления традиционно освобождают от налогов либо социально уязвимые категории граждан, такие, как инвалиды или многодетные семьи, либо организации, финансируемые из местного бюджета. Некоторые органы местного самоуправления вообще воздерживаются от установления налоговых льгот на местном уровне.

При всем этом срок подтверждения не может быть позже 1 февраля года, последующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ) [2].

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговым периодом для земельного налога – календарный год.

1.2.3. Транспортный налог

Исчисление и уплата транспортного налога, отнесенного ст. 14 Налогового кодекса РФ к числу региональных налогов, регулируются гл. 28 НК РФ [2].

Транспортный налог относится к региональным налогам, поэтому его особенностью является то, что первые 4 элемента налогообложения (объект налога, субъект налога, налоговая база и налоговый период) устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, а остальные четыре элемента (ставка налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога и льготы по налогу) устанавливаются законами субъектов РФ. Таким образом, сумма налогов по одним и тем же транспортным средствам в разных регионах может быть различна [7, с.555].

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357, 358 НК РФ [2].


Налогоплательщиками транспортного налога признаются как физические, гак и юридические лица, на которых согласно с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, в случае если иное не учтено настоящей статьей.

Объектами налогообложения, в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются: снегоходы, моторные лодки, катера, мотосани, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, мотороллеры, мотоциклы, самолеты, теплоходы, парусные суда, вертолеты, гидроциклы, яхты, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

Налоговая база определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ следующим образом:

‒ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

‒ в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

‒ в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;

‒ в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 – как единица транспортного средства [2].

Если водное и воздушное транспортное средство, не подпадает под вышеуказанные категории, налоговая база исчисляется исходя из единицы транспортного средства.

Определяя мощность двигателя транспортного средства следует руководствоваться технической документацией на соответствующее транспортное средство, а также получать соответствующие данные из регистрационных документов.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Базовые ставки по транспортному налогу установлены в ст. 361 НК РФ [2]. Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 10 раз от ставки, указанной в НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки:

Размер налога = Ставка налога × Налоговая база × (Количество месяцев владения /12) × Повышающий коэффициент


С 1 января 2015 года введена обязанность исчислять транспортный налог для физических лиц в отношении дорогостоящих автомобилей с учетом повышающих коэффициентов (пункт 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ) [2]. 

Таблица 4

Повышающие коэффициенты (п.2 ст.362 НК РФ) [2]

Средняя стоимость автомобиля

Время, прошедшее с года выпуска

Не более 1 года

от 1 до 2 лет

от 2 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

Свыше 20 лет

от 3 до 5 млн. руб.

1,5

1,3

1,1

1

1

1

1

от 5 до 10 млн. руб.

2

2

2

2

1

1

1

от 10 до 15 млн. руб.

3

3

3

3

3

1

1

от 15 млн. руб.

3

3

3

3

3

3

1

Повышающие коэффициенты применяются при определении суммы налога на легковые автомобили средней стоимостью от 3 миллионов рублей (п. 2 статьи 362 НК РФ):

Налоговым периодом признается календарный год.

Оплата налога и авансовых платежей по налогу выполняется налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Срок уплаты транспортного налога физическими лицами предусмотрен непосредственно НК РФ: его необходимо заплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ) [2].

Сумма налога исчисляется с учетом количества месяцев, на протяжении которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, по результатам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (ст. 52 и 54 НК РФ).

По итогам налогового периода (года) в бюджет перечисляют разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, перечисленных в течение года.

Также для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены льготы по транспортному налогу. Так в соответствии со статьей 361.1 НК РФ освобождаются от уплаты налога физические лица, имеющие транспортное средство массой свыше 12 тонн, если сумма плат в счет возмещения вреда, причиняемого этим транспортом дорогам, превышает или равна сумме начисленного транспортного налога[2].