Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Определение профессиональной пригодности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы профессионального отбора и профпригодности
1.1. Определение профессиональной пригодности
1.2. Особенности формирования системы оценки профпригодности
2. Исследование психофизиологической профпригодности педагогов
2.1. Организация и методы исследования
Любая личность имеет возможность овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем.
В ходе диагностики и формирования профессиональной пригодности нужно принимать во внимание, что профессии и их запросы к персональным характеристикам индивида очень переменчивы, но сами характеристики индивида представляются сравнительно стабильными.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.
У доминирующего числа преподавателей отмечается хорошая стрессоустойчивость. Она выражается в уверенности педагогов в своей способности справиться со своими личными проблемами. Также при неожиданных неприятностях педагоги способны держать себя в равновесии.
Данные показатели демонстрируют профпригодность педагогов, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что профпригодность педагогов зависит от степени их стрессоустойчивости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71-77.
- Баданина Л. П. Основы общей психологии. - М.: Флинта, 2009. - 448 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издат. Дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
- Губарева Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 188 с.
- Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.
- Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.
- Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 127 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2005. - 336 с.
- Златин, П.А. Социология и психология труда: учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. – 223 с.
- Климов Е.А. «Психология профессионала: Избранные психологические труды». - М.: Воронеж, 1996. - 348 с.
- Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». - Ростов н/д, 1996. - 512 с.
- Кроль В.М. Психология: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2005. – 736 с.
- Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
- Методы исследований в психофизиологии: Учеб. пособие/Дорошенко В.А., Кануников И. Е., Смирнов А.Г. и др.; Под ред. Батуева А. С. - СПб.: изд-во С.-Петербург, ун-та., 1994. – 142 с.
- Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996. - 260 с.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. - Москва, 1992. - 358 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. Психолого-соц. Ин-т, 1998. – 320 с.
- Мучинский П. «Психология, профессия, карьера». - СПб.: Питер, 2004. - 539 с.
- Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
- Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 430 с.
- Радугин А.А. Психология: Учеб. пос. – М.: Центр, 2003. - 400 с.
- Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 45 - 54.
- Рыбников О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение,1990. – 350 с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Киев: Радянська школа. -1984. – 255 с.
- Толочек В.А. «Проблемы современной психологии труда». - М.: Изд-во РАГС при Призеденте РФ, 2000. - 385 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 467 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест самооценки стрессоустойчивости
(С. Коухена и Г. Виллиансона).
Тестовый материал.
1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.
9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.
Таблица 1
Показатели стрессоустойчивости педагогов
№ педагога |
Баллы |
Оценка стрессоустойчивости |
1 |
6,0 |
хорошо |
2 |
2,0 |
отлично |
3 |
13 |
удовлетворительно |
4 |
2,3 |
плохо |
5 |
5,8 |
хорошо |
6 |
2,4 |
плохо |
7 |
12,8 |
удовлетворительно |
8 |
6,0 |
хорошо |
9 |
5,9 |
хорошо |
10 |
2,5 |
плохо |
11 |
6,2 |
хорошо |
12 |
2,3 |
плохо |
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с. ↑
-
Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30. ↑
-
Златин, П.А. Социология и психология труда: учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. – 223 с. ↑
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с. ↑
-
Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». - Ростов н/д, 1996. - 512 с. ↑
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с. ↑
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с. ↑
-
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001. – 511 с. ↑
-
Климов Е.А. «Психология профессионала: Избранные психологические труды». - М.: Воронеж, 1996. - 348 с. ↑
-
Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996. - 260 с. ↑
-
Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с. ↑
-
Баданина Л. П. Основы общей психологии. - М.: Флинта, 2009. - 448 с. ↑
-
Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 127 с. ↑
-
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 467 с. ↑
-
Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. - Москва, 1992. - 358 с. ↑
-
Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. - Москва, 1992. - 358 с. ↑
-
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. Психолого-соц. Ин-т, 1998. – 320 с. ↑