Файл: Воспитательная работа - одно из основных средств исправления осужденных к лишению свободы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности осужденных имеет комплексный характер, она многогранна по своей сути, не только в организационном и содержательном планах, поскольку до настоящего времени нет однозначного и методологического ее понимания.

Наиболее острыми сторонами проблемы являются следующие положения:

исторически сложившиеся противоречия потенциальной значимости духовно-нравственного воспитания осужденных и полного отрицания его положительного ресурса;

соотношение традиций отечественной пенитенциарной практики и современных инноваций в контексте глобализационных процессах мирового сообщества;

соразмерность методологических принципов построения воспитательной работы в современных условиях пре- образования Уголовно-исполнительной системы в части касающейся консолидации всех позитивных инициатив гражданского общества и критическая оценка деструктивных явлений в формах прозелитизма, вербовки, экстраполяции негативных явлений в социум[7].

Методология пенитенциарной психологии предполагает системный, концептуально-целостный охват психологических процессов и явлений, возникающих как в личности, в ее сознании, и в частности, в правовом самосознании, так и во внешней среде осужденных.

В качестве единиц анализа выступают категории «личность», «воспитание», «исправление», «ресоциализация» и др.

Система методологических принципов является инструментарием, конструирующим процесс воспитательного ресоциализирующего воздействия на осужденных. Встроенность методологической составляющей в пенитенциарную практику, и в частности, в процесс содержания осужденных в местах лишения свободы, позволяет оптимально реализовать функции наказания, приведения к покаянию и исправлению.

Комплексный подход в пенитенциарной науке и практике имеет своей основной функцией интеграцию разных качеств, свойств, состояний, модальностей человеческого бытия.

По замыслу Б.Г. Ананьева реализация этого подхода предполагает интеграцию знаний о человеке в особую область человекознания. В пенитенциарной практике комплексный подход играет не столько гносеологическую роль, сколько онтологическую. Самое сложное при реализации этого подхода (принципа) заключается в том, что исследованием и диагностикой выявляется отправной этап развития, операционально-практическим звеном которого является ее реальное оптимальное изменение.

Таким образом, комплекс ресоциализиующего воздействия включает несколько звеньев: психолого-педагогическая поддержка, являясь самостоятельным звеном, связана как с диагностическим и исследовательским этапом, так с будущим оптимальных состоянием личности осужденного, которого еще нет. Звенья комплекса развернуты в реальном времени последовательно и одновременно в теоретическом пространстве.


Реализация комплексного подхода ресоциализирующего воздействия предполагает невозможность приведения осужденного к осознанию и принятию назначенной кары, к исправлению и к покаянию без учета многомодусной природы человека. Многомодусность человеческой реальности раскрывается в единстве индивидной, личностной, субъектной, индивидуальной, и универсальной составляющих.

Так реализация стратегии «социальных лифтов», ориентированная на поведение, поступки без учета духовно-нравственного потенциала и его преобразования чаще всего приводила к редукционным воздействиям на неокрепшую личность и провоцировала изощренное приспособленчество и дальнейшую деградацию личности.

Подтверждение значимости принципа комплексности в отношении духовно-нравственного потенциала личности мы можем увидеть в трудах П. Флоренского, который говорил о том, что нельзя быть нравственным только в каких-то определенных сторонах жизни.

Принцип единства сознания и деятельности в контексте организации духовно- нравственного потенциала личности осужденного основан на том, что психическая деятельность трактуется как отражение мира, при этом подчеркивается активный характер психики и ее носителя – личности, проявляющийся в поведении и продуктах деятельности.

В каждом осужденном, подвергающемся исправительному воздействию, необходимо видеть не только объект, но и активный субъект воспитания и самовоспитания, включенный в специфическую деятельность, преобразующий не только окружающий мир, но и себя.

Активное позитивное поведение осужденного требует глубоко психологического анализа, критериями которого могут и должны выступать степень осознанности цели, способность постановки задач для достижения цели, потребности, мотивы, их устойчивость и иерархичность в условиях изменяющейся среды, навыки, привычки, умения. Для некоторых категорий осужденных, прежде всего, это касается осужденных с длительными сроками отбываниями наказания, проще вернуться в места лишения свободы, поскольку сохранение приобретенного позитивного способа поведения в обновленном изменившемся социуме для них является невыполнимой задачей.

Психологи свидетельствуют, что зачастую бывшие осужденные идут на незначительные правонарушения с целью возвращения в места лишения свободы не по причине неисправимости, а из-за страха быть вынужденным совершить более серьезное преступление.

Принцип единства сознания и деятельности тесно связан с деятельностным принципом и принципом развития. В процессе духовно-нравственного воспитания очень важным является учет особенностей ведущего вида (типа) деятельности и системы отношений личности, поскольку несформированность возрастных психических новообразований провоцирует застревание личности, незрелость и неготовность к решению социально значимых проблем.


Нравственные основы личности начинают формироваться в раннем детстве, выдающиеся отечественные мыслители К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Зеньковский подчеркивали особое значение раннего детства на дальнейшее становление духовного потенциала личности человека[8].

Успешность ресоциализирующего воздействия во многом зависит от учтенности в психолого-педагогическом сопровождении осужденного зон актуального и ближайшего развития. Как показывает практика, природа криминального поведения личности часто произрастает из нарушений развития на ранних стадиях онтогенеза.

Кризис института семьи и семейного воспитания, игнорирование самоценности сознания ребенка, его заброшенность, точно также как и гиперопека, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной не адаптированности, а так-же к проявлениям противоправного или экстремистского характера.

В контексте реализации деятельностного принципа в отношении организации воспитательной работы с осужденными следует остановиться на вопросе возникающих трудностей сотрудников пенитенциарных учреждений в процессе взаимодействия с осужденными, поскольку все виды общения, и профессиональное общение в частности, являются видом деятельности. Б.Б. Казак и А.И. Ушатиков выделили основные виды затруднений: организационные, педагогические, правовые, нравственные, социально-психологические, психологические.

Организационные затруднения связаны с определением формы воспитательного мероприятия, местом и временем его проведения, систематичности проведения, количеством участников,

Педагогические затруднения возникают при выборе оптимальных методов воспитательного воздействия, соотношения индивидуальной и групповой форм деятельности и при недостаточном уровне квалификационной подготовки сотрудников, занимающихся духовно-нравственным воспитанием.

Правовые затруднения возникают по причине несогласованности с выполнением режима содержания осужденных под стражей, с Уголовно-исполнительным кодексом Российской федерации и международными нормами, регулирующими обращение с заключенными.

Нравственные затруднения вызваны влиянием деструктивных стереотипов на некоторые категории осужденных, в результате чего возникают противоречия основам воспитательного воздействия.


Проявления в среде осужденных негативных социальных установок, привычек, предрассудков и других проявлений криминальной субкультуры провоцируют социально-психологические затруднения.

Психологические затруднения проявляются в форме психологических защит, в качестве особых эмоциональных переживаний осужденными, вследствие чего, их сознание становится недоступным для воспитательного воздействия.

К выделенным видам затруднений следует добавить трудность, связанную с интеграцией деятельности внутренних служб и отделов пенитенциарной системы, занимающихся вопросами ресоциализации и воспитания, а также конструктивная консолидация внешних общественных институтов и общественных организаций.

Особую актуальность в настоящее время имеет значение осуществление критической оценки намерений внешних инициатив, поскольку известны частые случаи, когда под «овечьими шкурами» прятались экстремистские интересы, выражающиеся в случаях прозелитизма и откровенной вербовки осужденных[9].

Деятельностный принцип систематизирует процесс воспитательного воздействия на осужденных в структурном контексте, выделяя цели духовно-нравственного воспитания, объект исправления (психологические особенности личности осужденного), субъект (компетентностный уровень профессиональной подготовленности сотрудников, занимающихся духовно- нравственным воспитанием осужденных), алгоритм и методы воспитательного воздействия (выбор и реализация оптимальных способов коррекции поведения осужденного), продукты и результаты воспитательного воздействия (постпенитенциарный аспект).

Следует более пристально проанализировать два структурных компонента системы воспитательного воздействия: цели и алгоритм. Определение цели духовно-нравственного воспитания даже по отношению к гражданскому населению на современном этапе развития общества является остро стоящим вопросом, вызывающим сложную полемику. И обойтись без тысячелетних традиций напряженного труда в области религиозного знания вряд ли можно конструктивно решить эту задачу.

Динамика ресоциализации осужденного в плане духовно-нравственного преобразования имеет сложный противоречивый характер. В поведении могут проявляться скрытые и открытые сопротивления, проявляющиеся в различных формах, включая безразличие, молчание, отказ вплоть до активного протеста.

Пентенцитарная практика ресоциализирующего воздействия, опираясь на опыт А.С. Макаренко, имеет исторически сложившийся позитивный опыт коррекции криминальных убеждений взглядов.


Эта работа имеет поэтапный характер:

• разрушение деструктивных взглядов и убеждений, доступная помощь осужденному на основе учета его образовательного уровня в знакомстве с противоречиями, лежащими в основе его заблуждений;

• осознание противоречий и знакомство с новыми способами более конструктивного поведения;

• работа по закреплению новых способов поведения, коррекция случаев возвращения к старым, более привычным способам поведения, в силу привычки, слабоволия, давления криминальной среды, активизация внутреннего конфликта;

• оптимизация нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности осужденного с целью преодоления инертности деструктивного сознания;

• закрепление новых нравственных форм сознания в поступках и созидающей деятельности, поскольку переубеждение не может считаться свершившимся, если осужденный только осознал ошибочность своих взглядов и убеждений.

Принцип жизнедеятельности определяет то, что совершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного духовного восхождения, а не точка, не конечный результат. Содержание принципа направлено на решение противоречий между активностью, притязательностью личности и обстоятельствами жизни.

Духовный рост любого человека, а осужденного еще в большей мере связан с разрешением противоречий и предполагает не только прямое восхождение к вершине, но и отступления, которые нельзя свести к конформизму.

Функция принципа жизнедеятельности заключается в том, что позволяет увидеть место и роль, смысл и значение деятельности по самопреобразованию как смыслообразующую экзистенциональную задачу всей жизни, а не как занятие «чтобы убить время», «от нечего делать» и т.д.

Принцип потенциального и актуального духов- но-нравственного воспитания позволяет понимать личность осужденного как проективную, перспективную, не исчерпывающуюся наличными данными.

Принцип детерминизма позволяет рассматривать внутреннее в единстве с внешним. Соотношение этих двух принципов актуализируют вопрос о воспитуемости, предрасположенности осужденных к воспитательному воздействию.

В свое время А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, В.А. Елеонский установили, что правильное восприятие наказания осужденным возможно только при возникновении «установки раскаяния», которая играет роль фильтра на пути усвоения всех воспитательных воздействия. Отдавая приоритет изменению внешних условий содержания осужденных, игнорируя динамику внутреннего преобразования личности, затрагивающую когнитивную, эмоционально-волевую, ценностную составляющие, вряд ли можно рассчитывать на положи- тельный результат ресоциализирующего воздействия[10].