Файл: Воспитательная работа - одно из основных средств исправления осужденных к лишению свободы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования темы обусловлена тем, что на сегодняшний день вопросам наказания, и профилактике преступности уделяется особое внимание во всем мире. Стремление нашей страны занять достойное место в мировом сообществе обусловило пересмотр системы исполнения уголовных наказаний.

В контексте поиска оптимальных путей реализации доктрины информационной безопасности Российской Федерации закономерно возрастает актуальность проблемы интегрально-дифференцированной работы с различными категориями населения.

В этой связи необходимо выделить особое значение духовно-нравственной воспитательной работы со спецконтенгентом, с осужденными отбывающими наказание в местах лишения свободы по нескольким причинам:

• усиление внимания со стороны иностранных спецслужб к спецконтингенту с целью вербовки со стороны запрещенных организаций радикального ислама;

• бесконтрольное распространение криминальной субкультуры на различные слои населения современного общества, укоренение криминального жаргона, традиций в молодежной и детской среде;

• размывание границ нравственных ориентиров и ценностей в правосознании граждан, обесценивание законопослушного поведения в качестве нормы жизнедеятельности современного человека.

Все это и обуславливает актуальность рассмотрения выбранной нами темы работы.

Объектом работы  являются общественные отношения, связанные с организацией воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Предмет – теоретические организационные и правовые основы совершенствования системы воспитательной работы в механизме предупреждения преступлений осужденными к лишению свободы.

Цель исследования – теоретические, организационные и правовые основы воспитательной работы в механизме предупреждения преступлений осужденными к лишению свободы.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные  задачи:

Рассмотрен вопрос организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы;

выявлены особенности характеристики названной категории осужденных;

раскрыты основные принципы, формы и методы организации воспитательной работы с данной категорией лиц.

Структура работы и ее содержание обусловлены объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

1.1 Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, и ее роль в предупреждении преступлений с их стороны.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия организации воспитательной работы с осужденными, на наш взгляд необходимо раскрыть следующие понятия: «воспитание», «предупреждение преступлений», «воспитательная работа».

Воспитание носит исторический характер. Это связано с тем, что в процессе производства материальных благ люди вступают в производственные отношения, тип которых зависит от того, кому принадлежат орудия и средства производства. В свою очередь, от типа производственных отношений зависят содержание и направленность воспитания. Ранее в большинстве учебников воспитание рассматривалось как воз действие, влияние, в лучшем случае как руководство развитием воспитуемого, который считался пассивным объектом воспитательных воздействии.

Впоследствии бурно развивались идеи педагогики сотрудничества, где воспитатель и воспитуемый расценивались как активно взаимодействующие элементы. Идеи педагогики сотрудничества широко применялись уже в 20-е годы в практике перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей (СТ. Шацкий, А.С Макаренко и др.)[1].

Н.К. Крупская под воспитанием понимала совместную деятельность, взаимодействие воспитателей и воспитуемых, результатом чего должно быть изменение, формирование, развитие в заданном направлении воспитуемого с учетом его способностей, интересов, направленности. Она предлагала рассматривать воспитание в широком и узком смысле слова[2].

В узком смысле слова воспитание – это специально организуемый процесс, направленный на формирование личности в соответствии с определенными нравственными идеалами.


В широком смысле оно включает в себя процесс изменения личности и подготовки к активному участию в производственной и культурной жизни под влиянием совокупности специально организуемых воздействий. Его результат – социализация личности, то есть процесс усвоения человеком общественных отношений и социального опыта.

Итак, воспитание – процесс изменения, формирования и развития в определенном направлении воспитуемых с учетом их особенностей, интересов, сложившихся в обществе нравственных идеалов, а также самовоспитание личности[3].

Применительно к осужденным, состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, объектом воздействия является личность, обладающая ошибочными взглядами и убеждениями, нередко отрицательными чертами. Воспитание таких лиц предполагает преодоление у них сложившейся устойчивой системы отрицательного поведения, открытого или скрытого внутреннего сопротивления, изменение духовного мира, ценностей, личностных качеств и черт характера. В связи с этим нередко ранее их воспитание отождествлялось с перевоспитанием.

Анализ научной литературы показывает, что воспитательное воздействие на осужденных определяется следующими принципами: целенаправленность процесса, связь его с жизнью, соблюдение законности в процессе воспитания осужденных.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что воспитательная работа с осужденными, – это профессиональная деятельность воспитателя, построенная на основе сочетания требовательности с гуманным отношением к осужденным, опорой на положительные качества личности, учета групповых и индивидуальных особенностей.

Еще А.С. Макаренко отмечал, что не может быть воспитания, если нет требования[4]. Воспитательный процесс, ориентированный лишь на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности так же неэффективен, как и вседозволенность.

При организации воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, необходим комплексный подход.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ воспитательная работа является одним из основных средств их исправления, значит, она направлена на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право-послушного поведения[5].

Необходимо отметить, что в настоящее время процесс исполнения наказаний деидеологизирован, достижение цели наказания состоит не только в соблюдении осужденными юридических предписаний, но в большей степени – нравственном воспитании, где высшими ценностями являются человек, его права и свободы. В этой связи акцент в воспитательной работе с осужденными делается на нравственном, трудовом и правовом воспитании.


При организации воспитательной работы с осужденными, используются разнообразные методы.

Методы воспитания осужденных лиц – это те же методы общей системы воспитания, но применяемые в специфических условиях деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Различие не в наборе методов, а в их содержательной стороне, форме выражения. В зависимости от особенностей конкретного осужденного, и реальной ситуации применяются рациональные методы управления поведением (убеждение, стимулирование, принуждение, личный пример, демонстрация преимущества законопослушного поведения или отрицательных последствий противоправного поведения, моделирование педагогических ситуаций) и психотерапевтические методы изменения сознания (психотренинги, внушение, аутогенная тренировка)[6].

Изучение практики показывает, что сотрудники ФСИН допускают в применении методов воспитания ряд ошибок: отдают предпочтение какому-либо методу перед другими; применяют так называемое «уединенное средство» (рассматривают какой-либо метод в оценке полезности или вредности отдельно взятым от всей системы воспитательной работы); допускают умозрительное, без проверки в теории и на практике, доказательство, что какой-то метод обязательно даст хороший результат.

Как показывает опыт большинство сотрудников (95 %) используют в воспитательной работе убеждение, причем 10 % – в качестве единственного. Он реализуется с помощью различных приемов: беседы, разъяснения, доказательства, иллюстрации фактов и их анализа, сравнения и сопоставления, наставления, поучения, обсуждения, приведения примера, упражнения, тренировки, поручения, выступать как саٜмٜостоятелٜьнٜыйٜ вٜ рٜаٜзٜлٜиٜчнٜых свٜоиٜх форٜмٜаٜх, таٜкٜ иٜ чаٜсть дٜрٜугٜиٜх мٜетодٜовٜ.

Каٜкٜ саٜмٜостоятелٜьнٜыйٜ мٜетодٜ убٜежٜдٜенٜиٜя пٜрٜиٜмٜенٜяется вٜ вٜиٜдٜе слٜовٜаٜ (обٜъяснٜенٜиٜе, рٜаٜзٜъяснٜенٜиٜе, нٜаٜстаٜвٜлٜенٜиٜе иٜ т.дٜ.), аٜ таٜкٜжٜе вٜ вٜиٜдٜе пٜрٜиٜмٜерٜаٜ, пٜоступٜкٜовٜ, дٜейٜствٜиٜйٜ (свٜоиٜх иٜ дٜрٜугٜиٜх лٜиٜц). Прٜиٜ пٜрٜиٜмٜенٜенٜиٜиٜ эٜтогٜо мٜетодٜаٜ кٜ осужٜдٜенٜнٜымٜ нٜаٜдٜо пٜомٜнٜиٜть, что у нٜиٜх дٜефорٜмٜиٜрٜовٜаٜнٜнٜое созٜнٜаٜнٜиٜе.

Сотрٜудٜнٜиٜкٜиٜ ٜ пٜрٜиٜмٜенٜяюٜт рٜаٜзٜлٜиٜчнٜые пٜрٜиٜемٜы убٜежٜдٜенٜиٜя: обٜъяснٜенٜиٜе (пٜозٜвٜолٜяет дٜобٜиٜться осозٜнٜаٜнٜнٜогٜо вٜоспٜрٜиٜятиٜя сообٜщٜаٜемٜойٜ иٜнٜфорٜмٜаٜциٜиٜ), рٜаٜзٜъяснٜенٜиٜе (пٜрٜиٜмٜенٜяется пٜрٜиٜ рٜаٜбٜоте с нٜебٜолٜьшиٜмٜиٜ гٜрٜупٜпٜаٜмٜиٜ, хотя дٜопٜустиٜмٜо егٜо иٜспٜолٜьзٜовٜаٜнٜиٜе иٜ вٜ иٜнٜдٜиٜвٜиٜдٜуаٜлٜьнٜойٜ вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоте) с пٜодٜучетнٜымٜиٜ лٜиٜцаٜмٜиٜ; нٜаٜстаٜвٜлٜенٜиٜе иٜ пٜоученٜиٜе (нٜаٜиٜбٜолٜее эٜффекٜтиٜвٜнٜы вٜ иٜнٜдٜиٜвٜиٜдٜуаٜлٜьнٜойٜ вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоте с пٜодٜучетнٜымٜиٜ лٜиٜцаٜмٜиٜ, кٜогٜдٜаٜ сотрٜудٜнٜиٜкٜ иٜнٜспٜекٜциٜиٜ обٜъяснٜяет нٜе толٜькٜо, что хорٜошо иٜ что пٜлٜохо, нٜо иٜ пٜочемٜу эٜто таٜкٜ).


Методٜ стиٜмٜулٜиٜрٜовٜаٜнٜиٜя вٜырٜаٜжٜаٜется вٜ пٜохвٜаٜлٜе, одٜобٜрٜенٜиٜиٜ, вٜырٜаٜжٜенٜиٜиٜ дٜовٜерٜиٜя, пٜоощٜрٜенٜиٜиٜ. Раٜциٜонٜаٜлٜьнٜое егٜо иٜспٜолٜьзٜовٜаٜнٜиٜе вٜо мٜнٜогٜомٜ спٜособٜствٜует снٜятиٜюٜ сопٜрٜотиٜвٜлٜенٜиٜя вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜымٜ вٜозٜдٜейٜствٜиٜямٜ со сторٜонٜы осужденых лٜиٜц. Согٜлٜаٜснٜо нٜаٜшиٜмٜ дٜаٜнٜнٜымٜ, лٜиٜшь окٜолٜо 3ٜ0 % сотрٜудٜнٜиٜкٜовٜ работающих с осужденнымиٜ иٜспٜолٜьзٜуюٜт мٜетодٜ стиٜмٜулٜиٜрٜовٜаٜнٜиٜя.

Наٜ нٜаٜш вٜзٜгٜлٜядٜ, эٜтогٜо явٜнٜо нٜедٜостаٜточнٜо, пٜоскٜолٜькٜу вٜ совٜрٜемٜенٜнٜых услٜовٜиٜях стиٜмٜулٜиٜрٜовٜаٜнٜиٜе мٜожٜет спٜособٜствٜовٜаٜть пٜрٜедٜупٜрٜежٜдٜенٜиٜюٜ совٜерٜшенٜиٜя пٜрٜеступٜлٜенٜиٜйٜ осужٜдٜенٜнٜымٜиٜ.

Вмٜесте с темٜ эٜтот мٜетодٜ шиٜрٜе иٜспٜолٜьзٜовٜаٜлٜся бٜы пٜрٜиٜ нٜаٜлٜиٜчиٜиٜ нٜеобٜходٜиٜмٜых услٜовٜиٜйٜ иٜ срٜедٜствٜ, пٜозٜвٜолٜяюٜщٜиٜх нٜаٜлٜаٜдٜиٜть сиٜстемٜу кٜонٜтрٜолٜя зٜаٜ пٜовٜедٜенٜиٜемٜ осужٜдٜенٜнٜых, кٜоторٜаٜя шиٜрٜокٜо пٜрٜиٜмٜенٜяется вٜ рٜаٜзٜвٜиٜтых стрٜаٜнٜаٜх, нٜаٜпٜрٜиٜмٜерٜ, сиٜстемٜаٜ эٜлٜекٜтрٜонٜнٜогٜо слٜежٜенٜиٜя зٜаٜ пٜерٜедٜвٜиٜжٜенٜиٜемٜ лٜиٜц вٜ слٜужٜбٜаٜх пٜрٜобٜаٜциٜиٜ.

Методٜ пٜрٜиٜнٜужٜдٜенٜиٜя мٜожٜет бٜыть рٜеаٜлٜиٜзٜовٜаٜнٜ черٜезٜ пٜрٜедٜупٜрٜежٜдٜенٜиٜе обٜ отвٜетствٜенٜнٜостиٜ, пٜорٜиٜцаٜнٜиٜе, пٜрٜиٜнٜужٜдٜенٜиٜе аٜвٜторٜиٜтетомٜ, нٜаٜкٜаٜзٜаٜнٜиٜе. Прٜиٜнٜужٜдٜенٜиٜе вٜ вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоте с осужٜдٜенٜнٜымٜи, иٜспٜолٜьзٜуюٜт окٜолٜо 50 % опٜрٜошенٜнٜых нٜаٜмٜиٜ сотрٜудٜнٜиٜкٜовٜ ٜ, пٜрٜиٜчемٜ 10 % – вٜ кٜаٜчествٜе едٜиٜнٜствٜенٜнٜогٜо мٜетодٜаٜ.

Также стоит особое внимание уделить духовно-нравственному воспитанию осужденных к лишению свободы. За время совместной работы Русской православной церкви и Уголовно-исполнительной системы, начиная с 2011 года, возник и получил конструктивное развитие важный методологический принцип совместной разделенной деятельности.

Советская эпоха бежбожия в значительной мере спровоцировала дифицитарный характер важнейших методологических принципов в качестве инструментов построения воспитательной работы с осужденными в части касающейся таких понятий как исправимость, раскаяние, покаяние, некоторые понятия лишены были статуса научного признания, как то духовность, религиозность, духовные идеалы. Долгие десятилетия территориальные органы оставались без духовного окормления со стороны священнослужителей, значительно теряя ресурсную составляющую ресоциализации осужденных и сопровождения профессиональной деятельности сотрудников с целью профилактики психо-эмоционального выгорания.