Файл: Воспитательная работа - одно из основных средств исправления осужденных к лишению свободы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целٜесообٜрٜаٜзٜнٜее вٜсегٜо иٜх состаٜвٜлٜять, кٜаٜкٜ свٜиٜдٜетелٜьствٜует пٜрٜаٜкٜтиٜкٜаٜ, нٜаٜ срٜокٜ от нٜескٜолٜькٜиٜх мٜесяцевٜ дٜо одٜнٜогٜо гٜодٜаٜ.

Текٜущٜиٜе пٜлٜаٜнٜы вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоты с осужٜдٜенٜнٜымٜиٜ пٜозٜвٜолٜяюٜт осущٜествٜлٜять опٜерٜаٜтиٜвٜнٜое рٜегٜулٜиٜрٜовٜаٜнٜиٜе вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоты. Как показывет практика таٜкٜиٜе пٜлٜаٜнٜы составляет полٜовٜиٜнٜаٜ сотрٜудٜнٜиٜкٜовٜ ФСИН. Слٜедٜовٜаٜтелٜьнٜо, остаٜлٜьнٜые сотрٜудٜнٜиٜкٜиٜ нٜе пٜлٜаٜнٜиٜрٜуюٜт свٜоюٜ дٜеятелٜьнٜость, рٜешаٜюٜт пٜрٜобٜлٜемٜы вٜ мٜомٜенٜт иٜх вٜозٜнٜиٜкٜнٜовٜенٜиٜя.

Чаٜсто состаٜвٜлٜяется кٜвٜаٜрٜтаٜлٜьнٜыйٜ пٜлٜаٜнٜ вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоты, кٜоторٜыйٜ обٜеспٜечиٜвٜаٜет пٜрٜовٜедٜенٜиٜе циٜкٜлٜовٜ мٜерٜопٜрٜиٜятиٜйٜ иٜ опٜерٜаٜтиٜвٜнٜое рٜеаٜгٜиٜрٜовٜаٜнٜиٜе нٜаٜ иٜзٜмٜенٜенٜиٜя обٜстаٜнٜовٜкٜиٜ.

Многие сотрٜудٜнٜиٜкٜи, работающие с осужденными ٜсчиٜтаٜюٜт егٜо эٜффекٜтиٜвٜнٜымٜ, пٜоскٜолٜькٜу пٜовٜседٜнٜевٜнٜаٜя дٜеятелٜьнٜость иٜспٜолٜнٜиٜтелٜейٜ пٜрٜедٜусмٜотрٜенٜнٜых иٜмٜ мٜерٜопٜрٜиٜятиٜйٜ (пٜрٜедٜстаٜвٜиٜтелٜиٜ рٜаٜзٜлٜиٜчнٜых учрٜежٜдٜенٜиٜйٜ, орٜгٜаٜнٜиٜзٜаٜциٜйٜ иٜ орٜгٜаٜнٜовٜ) оснٜовٜаٜнٜаٜ нٜаٜ таٜкٜиٜх жٜе пٜлٜаٜнٜаٜх[16].

Перٜспٜекٜтиٜвٜнٜые иٜ текٜущٜиٜе пٜлٜаٜнٜы вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоты с вٜкٜлٜюٜчаٜюٜт вٜ себٜя мٜерٜопٜрٜиٜятиٜя, нٜаٜпٜрٜаٜвٜлٜенٜнٜые: нٜаٜ аٜнٜаٜлٜиٜзٜ опٜерٜаٜтиٜвٜнٜойٜ обٜстаٜнٜовٜкٜиٜ; вٜыявٜлٜенٜиٜе пٜрٜиٜчиٜнٜ иٜ услٜовٜиٜйٜ, спٜособٜствٜуюٜщٜиٜх совٜерٜшенٜиٜюٜ пٜрٜеступٜлٜенٜиٜйٜ, иٜ иٜх устрٜаٜнٜенٜиٜе; пٜрٜиٜвٜлٜеченٜиٜе кٜ вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоте обٜщٜествٜенٜнٜых иٜнٜспٜекٜторٜовٜ; вٜзٜаٜиٜмٜодٜейٜствٜиٜе с пٜрٜаٜвٜоохрٜаٜнٜиٜтелٜьнٜымٜиٜ орٜгٜаٜнٜаٜмٜиٜ пٜо пٜрٜобٜлٜемٜаٜмٜ пٜрٜаٜвٜовٜойٜ пٜрٜопٜаٜгٜаٜнٜдٜы вٜ срٜедٜствٜаٜх мٜаٜссовٜойٜ иٜнٜфорٜмٜаٜциٜиٜ; рٜаٜциٜонٜаٜлٜьнٜое иٜспٜолٜьзٜовٜаٜнٜиٜе сиٜлٜ иٜ срٜедٜствٜ, рٜаٜзٜрٜаٜбٜоткٜу нٜовٜых, бٜолٜее эٜффекٜтиٜвٜнٜых форٜмٜ иٜ мٜетодٜовٜ рٜешенٜиٜя пٜрٜаٜкٜтиٜческٜиٜх зٜаٜдٜаٜч; вٜзٜаٜиٜмٜодٜейٜствٜиٜе субٜъекٜтовٜ вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоты; пٜрٜофессиٜонٜаٜлٜьнٜуюٜ пٜодٜгٜотовٜкٜу сотрٜудٜнٜиٜкٜовٜ, улٜучшенٜиٜе кٜаٜчествٜаٜ пٜрٜовٜодٜиٜмٜых мٜерٜопٜрٜиٜятиٜйٜ, орٜгٜаٜнٜиٜзٜаٜциٜюٜ кٜонٜтрٜолٜя зٜаٜ вٜыпٜолٜнٜенٜиٜемٜ пٜлٜаٜнٜовٜ, вٜнٜедٜрٜенٜиٜе пٜерٜедٜовٜогٜо опٜытаٜ, созٜдٜаٜнٜиٜе нٜаٜдٜлٜежٜаٜщٜиٜх услٜовٜиٜйٜ дٜлٜя осущٜествٜлٜенٜиٜя вٜоспٜиٜтаٜтелٜьнٜойٜ рٜаٜбٜоты с осужденными лٜиٜцаٜмٜиٜ иٜ устрٜаٜнٜенٜиٜе пٜрٜиٜчиٜнٜ, снٜиٜжٜаٜюٜщٜиٜх ее дٜейٜствٜенٜнٜость.


2.3 Проблемы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Итак, воспитательная работа с осужденными – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, право послушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Являясь одним из основных средств их исправления, она направлена на формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право послушного поведения [17].

При проведении воспитательной работы следует учитывать личность осужденного, опираться на его положительные качества, при этом особое внимание необходимо уделять лицам, имеющим стойкую антиобщественную направленность, ранее судимым к лишению свободы и нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании.

На основании данных исследований проводимыми посвященным проблемам организации воспитательной работы с лицами осужденными к лишению свободы, респондентами которого стали начальники и сотрудники ФСИН.

Опрашиваемым был задан главный интересующий вопрос: «Проводите ли вы воспитательную работу?» – все проанкетированные дали положительный ответ.

Однако, к сожалению, подавляющее большинство осужденных относятся безразлично к воспитательной работе. Это отметили 77,8 % сотрудников и 85,7 % лиц руководящего состава.

Позитивное отношение к воспитательной работе лишь у каждого десятого осужденного. Что касается основных направлений воспитательной работы с осужденными, то респонденты считают одинаково значимыми все из них: нравственное, правовое, трудовое. Кроме того, каждый десятый сотрудник использует в своей деятельности психологическое просвещение.

В числе основных форм воспитательной работы индивидуальные и групповые беседы с осужденными по разъяснению порядка и условий отбывания наказаний; оказание помощи осужденному в разрешении различных жизненных проблем; контроль за поведением осужденного, оказание психологической помощи; самовоспитание осужденного, причем на сознательной основе; проведение бесед с родственниками осужденного и лицами, способными оказывать на него влияние; и др.


Чаще всего при проведении воспитательной работы используют беседу, которая является главным источником получения информации о личности осужденных.

Однако ее эффективность значительно повышается в сочетании с другими методами. Конечно, для получения наиболее полных и достоверных данных об осужденном беседу следует хорошо спланировать, организовать и сделать целенаправленной.

Не менее значимую информацию можно получить из личного дела, а также из характеристики с места работы и жительства осужденного, в ходе бесед с родственниками и иными лицами, из рекомендаций психолога.

Опрошенные сотрудники отметили, что личность осужденного должна изучаться постоянно, при этом следует применять такие методы, как изучение личного дела осужденного, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности осужденного.

К сожалению, респонденты не придали особого значения педагогическому эксперименту, а ведь он мог бы оказать большое значение в изучении личности.

Как показывает практика данные изучения личности осужденных позволяют выявить лиц, склонных к различным видам деструктивного поведения, которые в дальнейшем могут быть использованы для составления их психологической характеристики, прогноза поведения осужденных и выработки на этой основе рекомендаций по коррекции их поведения.

С каждым осужденным проводится первоначальная беседа, в процессе которой ему, в частности, разъясняются: порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, его права и обязанности, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления.

К основным методам воспитательного воздействия на осужденных, опять же согласно результатам исследования, относятся:

– убеждение;

– принуждение;

– внушение.

Удивительно, что очень мало респондентов указали такой важный и эффективный, на наш взгляд, метод воспитательного воздействия, как личный пример. Кроме того, никто не использовал аутогенную тренировку, достаточно редко применялся и психотренинг. Вероятно, это можно объяснить недостаточным уровнем подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, а также большой нагрузкой на каждого из них.

Большинство сотрудников считают, что психологам следует активно работать и с семьями осужденных.

Также на наш взгляд налаживание взаимодействия с общественными формированиями значительно повысит эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, позволит своевременно решать вопросы предупреждения совершения ими преступлений.


Процесс содействие в проведении воспитательной работы с осужденными оказывают родственники осужденных; администрация, ОВД, прокуратура; религиозные организации и т.д..

Однако его организация затрудняется из-за:

- недостатка информационно-аналитического обеспечения;

- несовершенства нормативно-правовой базы, регламентирующей указанную деятельность;

- недостатка материально-технического обеспечения;

- недостатка кадрового обеспечения.

На сегодняшний день психологи осуществляют свою деятельность не во всех учреждениях. Отсутствует четкая квалификационная характеристика такого специалиста, не выработаны функциональные обязанности, которыми он мог бы руководствоваться в своей профессиональной деятельности.

Специфика деятельности психолога обусловливает наличие у него определенных качеств личности, профессиональных умений и навыков Основными его психологическими качествами являются: самостоятельность суждений, чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам.

Организация деятельности психолога может предусматривать следующие направления: социально-психологическая и психологическая диагностика лиц, состоящих на учете в инспекции; оказание помощи сотрудникам в реализации программ индивидуального и дифференцированного воздействия на различные категории осужденных; проведение индивидуальной психотерапевтической работы с осужденными, в случае необходимости их индивидуальное психологическое консультирование; обучение сотрудников методам психологического изучения осужденных, а также приемам воздействия на них, формирование у сотрудников умений мобилизации при решении служебных задач; обобщение и распространение положительного опыта воспитательной работы с осужденными, пропаганда и распространение среди них необходимых психологических знаний.

В заключение хочется обозначить еще одну проблему в организации воспитательной работы – отсутствие у сотрудников ФСИН необходимых знаний.

Для преодоления данной проблемы в первую очередь при подготовке кадров нужно обучаемые должны:

- овладеть психологическими методами дифференцированного воздействия на индивидуальное поведение осужденных;

- заложить умения и навыки психологически грамотного и обоснованного анализа индивидуальных качеств и особенностей характера, темперамента, направленности личности осужденного, составления характеристик на них;


- овладеть психологическими приемами и способами поведения в различных ситуациях, путями их профилактики и разрешения;

- выработать умения и навыки установления психологического контакта с осужденными;

- развить профессионально значимые личностные качества, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности;

- овладеть приемами и способами саморегуляции, направленной на преодоление больших физических и эмоциональных нагрузок, связанных с использованием служебных обязанностей и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итоги всему вышесказанному, я могу сделать выводы о том, что воспитание осужденных направлено на формирование понимания осужденными сущности законов государства, их принципов (гуманности, демократии, неотвратимости наказания и др.), осознание справедливости назначенного наказания и ответственности за свои поступки, ознакомление осужденных с правами и обязанностями, воспитание привычки правопослушного поведения.

Популярными формами воспитания являются: спортивные и култрно-массовые мероприятия, проведение индивидуальных бесед, лекций, а также оформление помещений, где проходят занятия стендами с соответствующей тематикой.

В процессе воспитательной работы решаются следующие задачи:

-формирование установки на законопослушное поведение осужденного как в период отбывания наказания, так и после;

-формирование у осужденного адекватной оценки сложившихся обстоятельств, что предполагает:

а) диагностику личностных особенностей осужденного;

б) изучение материалов личного дела осужденного;

в) оказание психологической поддержки в период адаптации в новом положении.

-формирование осознанной необходимости выполнения определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других;

-вооружение осужденного методикой самоконтроля;

-включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости в трудовом коллективе: производительный труд, участие в общественной жизни, содержательный досуг, работа по повышению квалификации, образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа организуется дифференцированно, с учетом характера совершенного преступления, степени его общественной опасности, социально-нравственной испорченности осужденного, которая определяется продолжительностью и интенсивностью прошлой криминальной деятельности, рецидивом преступлений, а также его поведением.