Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства)(Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов предусматривается механизм, позволяющий суду рассмотреть вопрос о привлечении соответствующих лиц к имущественной ответственности до завершения конкурсного производства. П. 6 ст. 10 Закона о банкротстве устанавливаются процессуальные особенности рассмотрения судом требований о привлечении указанных лиц к ответственности и предусматривается, что привлечение к имущественной ответственности указанных лиц происходит в рамках дела о банкротстве. Согласно изменениям контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 10 Закона банкротстве). К таковым, в частности, ст. 2 отнесены лица, которые имеют или могли в течение двух лет до принятия судом заявления о признании должника банкротом давать должнику обязательные указания или определять его деятельность иным образом (например, руководитель организации, члены ликвидационной комиссии, лицо, которое имело право распоряжаться более половиной акций или долей общества, и др.) [29].

В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве руководитель должника теперь может быть привлечен к ответственности, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника либо если указанная информация искажена [34]. В случае недостаточности имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся организации, у кредиторов появляется возможность взыскать с контролирующих должника лиц суммы, которых недостает для удовлетворения их требований. Полагаем, что субсидиарная ответственность введена в значительной мере как предупредительная мера для предотвращения злоупотреблений со стороны вышеуказанных лиц в преддверии банкротства.

Законом вносятся изменения в Закон о банкротстве кредитных организаций с учетом специфики банковского законодательства. В отличие от изложенных выше поправок, в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [33] не внесен термин «контролирующие должника лица». Ст. 14 данного Закона ответственность, как и ранее, закреплена за руководителями, членами совета директоров (наблюдательного совета), учредителями (участниками) кредитной организации. На них возлагается субсидиарная ответственность при недостаточности имущества кредитной организации, если их решения или действия, повлекшие за собой банкротство кредитной организации, не соответствовали принципам добросовестности и разумности, соответствующим закону, банковским правилам, уставу кредитной организации или обычаям делового оборота, а также если они не предприняли меры для предупреждения банкротства.


Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продолжено реформирование Закона о банкротстве [37]. Так, Закон вносит изменения в порядок удовлетворения требований, обеспеченных залогом. Уточнено, что с даты введения наблюдения обращение взыскания на заложенное имущество не допускается (как в судебном, так и во внесудебном порядке). Закон вводит детальную регламентацию процедуры реализации предмета залога и устраняет задержки, связанные с получением согласований от собрания кредиторов и с решением вопроса о привлечении специализированной организации. Продажа предмета залога в ходе финансового оздоровления и внешнего управления осуществляется организатором торгов (арбитражным управляющим или специализированной организацией). Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом, вправе оставить предмет залога за собой, если повторные торги признаны несостоявшимися. При этом предмет залога оценивается на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах. При этом часть стоимости оставляемого за собой предмета залога, определяемую в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 138 Закона о банкротстве, кредитор обязан перечислить в виде денежных средств на специальный банковский счет должника для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, судебных расходов и расходов на вознаграждение арбитражному управляющему и привлеченным им лицам [34].

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменил практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом:

1. Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.


2. Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом. До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

3. Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

4. Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.


5. Другие изменения

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

6. Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства [34].

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.

Итак,  Россия строит модель несостоятельности юридических лиц на принципе восстановления платежеспособности предприятия, то есть возможности выступления в будущем как активного участника гражданского оборота. Это  способствует эффективному выполнению макроэкономических функций в целом в государстве. Любое юридическое лицо состоит в множестве имущественных отношений, вступает в разнообразные обязательства, зачастую имеющие денежное содержание. Неисполнение этих обязательств в большей или меньшей степени подрывает устойчивость гражданского оборота. В тех случаях, когда размер денежных обязательств лица превышает стоимость его имущества и становится очевидной бесперспективность удовлетворения кредиторов за счет этого имущества, должник объявляется несостоятельным, т.е. банкротом. Коммерческая деятельность банкрота прекращается. Все три российских закона о банкротстве исходят из этой простой идеи, стремясь исключить из имущественных отношений ненадежных участников. Каждый предприниматель ведет свое дело на свой риск, и максимальным выражением этого риска следует признать возможность банкротства. Но общество не заинтересовано в банкротстве хозяйствующих субъектов. Поэтому законы о банкротстве предусматривают ряд процедур, направленных на то, чтобы предотвратить признание лица банкротом.


1.2 Производство в Арбитражном суде РФ по делам о несостоятельности (банкротстве)

В п. 1 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [3] (далее - АПК РФ) сформулированы основные конечные цели судопроизводства в арбитражных судах. Они заключаются в защите прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также государства и общества в лице Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом о банкротстве.

Подготовка дела к судебному разбирательству как стадия судопроизводства направлена на обеспечение достижения основной цели судопроизводства, о которой говорилось выше. Действующий АПК РФ позволяет подготовить дело к рассмотрению по существу с использованием максимальных возможностей по урегулированию спора на ранней стадии судебного разбирательства. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что срок подготовки дела к рассмотрению в два раза превышает срок рассмотрения дела по существу. Данный подход к подготовке дела к судебному разбирательству по существу нашел яркое подтверждение в Законе о банкротстве. На подготовку дела о банкротстве отводится до семи месяцев. Введение арбитражным судом наблюдения и начало процедуры банкротства влекут наступление последствий, предусмотренных ст. 63 Закона о банкротстве. В частности, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве; по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме исполнения взыскания задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда и др. Кроме того, в соответствии со ст. 64 Законом о банкротстве ограничиваются полномочия органов управления должника.