Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например: «Я загадала одну из частей слова. Чтобы узнать её, вы можете задать мне не более 3х вопросов». Учитель может отвечать только «да» или «нет».

Вариант игры «Я загадала слово. Задавайте любые вопросы о слове, но ничего не спрашивайте о его значении!»

Дети могут спрашивать о звуко-буквенной форме слова, о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой, короче, активно применить все свои знания о языке, задавая вопросы учителю.
4. Ложное утверждение.

Хорошо, когда ребенок начинает его опровергать, приводя аргументы.

Сторож и сторожка – это слова не родственные, потому что первое называет человека, а второе домик.

5. Неверный способ действия.

Важно не только обнаружить ошибку, но и объяснить, чего не знал тот, кто допустил ее.

Корова и теленок – родственные слова, потому что теленок – детеныш коровы.

6. Другие задания, требующие осознанного выполнения действий.

А) выделите в словах приставку: подумать, подучить, подушка; полет, поле, полевой.

Б) выпишите однокоренные слова: летний, летать, лето; левый, налево, слева, лев.

В) выпишите слова с одним и тем же суффиксом: котик, винтик, химик; читатель, чайник, лесник.

Г) с помощью корня –полз- и нужных приставок передайте значения: двигаться внутрь чего-либо, двигаться изнутри наружу, удаляться от чего-либо.

Д) по предложенным моделям составить слова, однокоренные слову МОРЕ.


Попробуйте еще раз ответить на вопросы:

Вопрос

Степень освоения до изучения темы

+ знаю хорошо

- не знаю

!- хотелось бы уточнить

Степень освоения после изучения темы

+ знаю хорошо

- не знаю

! хотелось бы уточнить

Зачем ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?







Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?







Какие знания и умения необходимо сформировать у детей при изучении морфемики и словообразования?







Важен ли определенный порядок в изучении морфем?







Как правильно сформировать понятие о каждой из морфем?







Как правильно разбирать слово по составу? По какому алгоритму действовать?







Как не ошибиться в выделении каждой части слова?







Морфемный анализ и словообразовательный анализ – этот одно и то же?







С какими трудностями могут столкнуться дети при изучении морфемики и словообразования?










Вопросы для самоконтроля


  1. Назовите причины, приводящие к ошибкам в ходе подбора проверочных слов.

  2. Какие упражнения могут помочь предупредить подобные ошибки.

  3. Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите подобные упражнения.

  4. Назовите упражнения, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся при изучении морфемики.

  5. Пользуясь методической литературой, указанной в списке, подберите упражнения, которые будут способствовать повышению познавательной мотивации младших школьников при изучении морфемного состава слова.

Литература


  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

  2. Жиренко, О.Е. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс [Текст] / О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, Л.Н. Яровая. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

  3. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

  4. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

  7. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка [Текст]: Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

  8. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

  9. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

  10. Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.

  2. Антонова Е. С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 464 с.

  4. Долбик Е.Е. Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы/ Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, В.А. Саникович— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24077.html.— ЭБС «IPRbooks»

  5. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский язык с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.

  6. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2007. – 240 с.

  7. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

  8. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  9. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

  10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

  11. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород, 2012. – 130 с.

  12. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

  13. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 256 с.

  14. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

  15. Формирование лингвистических понятий у младших школьников: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.