Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов.
Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово. Морфемный анализ – разбор слова по составу.
Чем отличается разбор по составу от словообразовательного анализа слова?
Цель словообразовательного анализа -определение того, как образовано данное слово.
Такой анализ учащиеся начинают выполнять как специальное задание в средних классах. Однако практически младшие школьники устанавливают словообразовательные связи между словами.
Например, выделив суффикс -ист-в слове футболист, третьеклассники сначала объясняют, что с помощью этого суффикса от слова футбол образовалось новое слово, которое обозначает игрока в футбол, а затем наблюдают, что так же образовалось слово шахматист от шахматы, баянист от баян и т. д. А это и есть практический словообразовательный анализ, без которого членение слова на морфемы остается формальным.
Переподготовка – подготовка – подготовить - готовить
К словообразовательному разбору учеников готовят упражнения, которые сопровождаются вопросом: «Почему так назвали?»
Например: (3 класс, 1 часть, В.П. Канакина)
Этапы изучения морфемного состава слова
Изучение морфемного состава слова в младших классах проходит ряд этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики работы со словом.
Тема «Состав слова» имеет четкое построение, четкую структуру:
от понятия «родственные слова»
к понятию «корень слова»
к понятию «окончание»
к понятиям «приставка» и «суффикс»
к понятию «основа слова»
В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки».
В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало – их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто.
Аргументы в пользу первенства суффиксов:
они семантически богаче приставок, ориентированы на части речи, разнообразнее и богаче выразительными возможностями – в общем, ценнее для словообразования.
Вопросы для самоконтроля
-
Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова? -
Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики? -
Назовите задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе. -
Перечислите понятия морфемики и словообразования. -
Назовите цель морфемного анализа, цель словообразовательного анализа. -
Как по-другому называется морфемный анализ? -
На каком уровне младшие школьники усваивают словообразовательные связи между словами? -
Назовите этапы изучения морфемного состава слова.
Литература
-
Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с. -
Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks» -
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. -
Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с. -
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с. -
Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с. -
Примерная ООП НОО. -
Учебная программа по русскому языку УМК «Школа России».
Лекция 3
Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова
Корень
Корень в отличие от аффиксов - обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, кино и т. п.
Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов.
Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу».
Возьмем, например, слова зимовать, зимник, зимовье, зимний. Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть зим- и сходны по смыслу, нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать - проводить зиму, зимник - дорога для езды зимой, зимовье - помещение, где живут зимой, зимний - относящийся к зиме и т. п.
Способ действия:
-
Нахожу в словах одинаковую часть. -
Проверяю, можно ли объяснить каждое слово с помощью одного и того же слова. -
Если выполняются об условия, слова – родственные.
Задание. Сравните два фрагмента уроков, на которых ученики выполняли одно и то же задание: найти корень в словах желтеть, желтизна, желток, желторотый, желтуха, желтяк, желтить. В чем Вы видите различие способов объяснения? Какому из них отдаете предпочтение?
1-й учитель. Все слова, которые мы записали, имеют общую часть желт-, и все они сходны по смыслу. Значит, это однокоренные слова.
2-й учитель. Вспомните, как мы объясняли значение каждого слова: желтеть - становиться желтым; желтизна - желтый цвет, оттенок; желток - желтое вещество внутри птичьего яйца; желторотый - с желтой окраской вокруг клюва; желтуха
- болезнь, при которой кожа становится желтой; желтяк - желтый перезрелый огурец; желтить -красить в желтый цвет. Вы обратили внимание, что при объяснении значения всех слов мы использовали слово желтый? Поэтому во всех этих словах не случайно есть общая часть желт-. Следовательно, это родственные, однокоренные слова.
Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: В.П. Канакина 2 класс 1 часть с.59
Более того, есть задания, которые побуждают учащихся обращаться к мотивирующему слову: например: В.П. Канакина 2 класс, 1 часть, с.63
Для осознания важности объяснять значения родственных слов с помощью одного – мотивирующего слова можно использовать задание-«ловушку»: являются ли слова печник, лесник и сапожник родственными, ведь они имеют одинаковую часть -ник и сходны по смыслу - называют человека по его профессии. Чтобы обосновать отсутствие родства названных слов, нужно показать, что каждое из них объясняется другим словом: печник - от печь, лесник - от лес, сапожник - от сапог.
Как научить выделять в слове корень? Необходимо подбирать однокоренные слова (несколько слов).
Но даже при подборе нескольких однокоренных слов возможны ошибки. Например, включение приставки в корень: записать, запись, записка.
Как действовать при подборе родственных слов?
-
Подбираем слова разных частей речи. -
Пробуем отбросить, добавить или заменить приставку, суффикс.
Необходимо четко разграничивать:
-
Один и тот же корень и разные корни, которые совпали лишь по звуковому составу (омонимичные корни).
Носить - переносица
-
Однокоренные слова и слова-синонимы.
Смелость, храбрость, храбрец, храбрый.
При выделении корня важно также обращать внимание на чередование букв в корне. Если ученики составили группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, то учитель, уточняя ответы детей, должен сказать: «Эти слова имеют корень снег- (снеж-)».
Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, так как ему подвержено подавляющее число слов в русском языке.