Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов.

Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово. Морфемный анализ – разбор слова по составу.

Чем отличается разбор по составу от словообразовательного анализа слова?

Цель словообразовательного анализа -определение того, как образовано данное слово.

Такой анализ учащиеся начинают выполнять как специальное задание в сред­них классах. Однако практически младшие школьники устанавливают словообразовательные связи между словами.

Например, выделив суффикс -ист-в слове футболист, третьеклассни­ки сначала объясняют, что с помощью этого суффикса от слова футбол образовалось новое слово, которое обозначает игрока в футбол, а затем наблюдают, что так же образовалось сло­во шахматист от шахматы, баянист от баян и т. д. А это и есть практический словообразо­вательный анализ, без которого членение слова на морфемы остается формальным.

Переподготовка – подготовка – подготовить - готовить
К словообразовательному разбору учеников готовят упражнения, которые сопровождаются вопросом: «Почему так назвали?»

Например: (3 класс, 1 часть, В.П. Канакина)



Этапы изучения морфемного состава слова
Изучение морфемного состава слова в младших классах проходит ряд этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики работы со словом.
Тема «Состав слова» имеет четкое построение, четкую структуру:

от понятия «родственные слова»




к понятию «корень слова»
к понятию «окончание»
к понятиям «приставка» и «суффикс»
к понятию «основа слова»
В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки».

В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало – их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто.

Аргументы в пользу первенства суффиксов:
они семантически богаче приставок, ориентированы на части речи, разнообразнее и богаче выразительными возможностями – в общем, ценнее для словообразования.

Вопросы для самоконтроля


  1. Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

  2. Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

  3. Назовите задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе.

  4. Перечислите понятия морфемики и словообразования.

  5. Назовите цель морфемного анализа, цель словообразовательного анализа.

  6. Как по-другому называется морфемный анализ?

  7. На каком уровне младшие школьники усваивают словообразовательные связи между словами?

  8. Назовите этапы изучения морфемного состава слова.


Литература


  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

  2. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  4. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

  5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

  6. Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

  7. Примерная ООП НОО.

  8. Учебная программа по русскому языку УМК «Школа России».





Лекция 3

Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова
Корень

Корень в отличие от аффиксов - обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, кино и т. п.

Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов.

Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу».

Возьмем, например, слова зимовать, зимник, зимовье, зимний. Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть зим- и сходны по смыслу, нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать - проводить зиму, зимник - дорога для езды зимой, зимовье - помещение, где живут зимой, зимний - относящийся к зиме и т. п.

Способ действия:

  1. Нахожу в словах одинаковую часть.

  2. Проверяю, можно ли объяснить каждое слово с помощью одного и того же слова.

  3. Если выполняются об условия, слова – родственные.


Задание. Сравните два фрагмента уроков, на которых ученики выполняли одно и то же задание: найти корень в словах желтеть, желтизна, желток, желторотый, желтуха, желтяк, желтить. В чем Вы видите различие способов объяснения? Какому из них отдаете предпочтение?

1-й учитель. Все слова, которые мы записали, имеют общую часть желт-, и все они сходны по смыслу. Значит, это однокоренные слова.

2-й учитель. Вспомните, как мы объясняли значение каждого слова: желтеть - становиться желтым; желтизна - желтый цвет, оттенок; желток - желтое вещество внутри птичьего яйца; желторотый - с желтой окраской вокруг клюва; желтуха
- болезнь, при которой кожа становится желтой; желтяк - желтый перезрелый огурец; желтить -красить в желтый цвет. Вы обратили внимание, что при объяснении значения всех слов мы использовали слово желтый? Поэтому во всех этих словах не случайно есть общая часть желт-. Следовательно, это родственные, однокоренные слова.
Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: В.П. Канакина 2 класс 1 часть с.59



Более того, есть задания, которые побуждают учащихся обращаться к мотивирующему слову: например: В.П. Канакина 2 класс, 1 часть, с.63


Для осознания важности объяснять значения родственных слов с помощью одного – мотивирующего слова можно использовать задание-«ловушку»: являются ли слова печник, лесник и сапожник родственными, ведь они имеют одинаковую часть -ник и сходны по смыслу - называют человека по его профессии. Чтобы обосновать отсутствие родства названных слов, нужно показать, что каждое из них объясняется другим словом: печник - от печь, лесник - от лес, сапожник - от сапог.
Как научить выделять в слове корень? Необходимо подбирать однокоренные слова (несколько слов).

Но даже при подборе нескольких однокоренных слов возможны ошибки. Например, включение приставки в корень: записать, запись, записка.

Как действовать при подборе родственных слов?

  • Подбираем слова разных частей речи.

  • Пробуем отбросить, добавить или заменить приставку, суффикс.


Необходимо четко разграничивать:

  • Один и тот же корень и разные корни, которые совпали лишь по звуковому составу (омонимичные корни).

Носить - переносица

  • Однокоренные слова и слова-синонимы.

Смелость, храбрость, храбрец, храбрый.

При выделении корня важно также обращать внимание на чередование букв в корне. Если ученики составили группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, то учитель, уточняя ответы детей, должен сказать: «Эти слова имеют корень снег- (снеж-)».

Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, так как ему подвержено подавляющее число слов в русском языке.