Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1). Составление слов по схемам
2). Определение части речи по указанным морфемам: по . ка
3). Составление слов из морфем
Игра «Одень корень»
На доске пишется корень, вокруг – различные морфемы (подходящие и неподходящие). Задача – составить как можно больше слов с данным корнем.
2 вариант:
Ученики получают карточки с морфемами. Сначала к доске выходит ученик с карточкой корня, остальные сообщают, что могут присоединиться.
Бег, лес, лет, по-, пере-, -а-, -ть, -ун-, -ник-, -н-, -ая, -ов, -ок-, -чик-, не-
Игра «Найди свой домик»
Ученики получают карточки с морфемами.
4 ученика получают карточки с моделями (приставка, корень, суффикс, окончание). По сигналу учителя всем нужно собраться около своей модели.
- 1 2 3 4
Морфемный анализ слова
Как разобрать слово по составу?
Попробуйте составить памятку.
Давайте по вашей памятке разберем слово.
Приукрасить, лесник
-
Найди в слове окончание:
а) измени форму слова;
б) сравни изменения слова;
в) выдели изменяющуюся часть - окончание.
Обозначь его рамочкой.
-
Найди корень:
а) подбери однокоренные слова с разными суффиксами, приставками и без них;
б) сравни родственные слова, найди общую часть - корень.
Обозначь его дугой.
-
Найди приставку:
а) посмотри, есть ли часть слова перед корнем;
б) проверь, одна ли это приставка (попробуй убрать первую приставку, если думаешь, что их две);
г) подбери слова с такой же приставкой.
Обозначь приставку условным значком.
-
Найди суффикс:
а) посмотри, есть ли часть слова между корнем и окончанием;
б) проверь, один ли это суффикс (попробуй образовать слово без второго, если думаешь, что их два).
в) подбери другие слова с таким же суффиксом (или суффиксами);
Обозначь суффикс условным значком.
Где в учебнике можно найти памятку разбора слова по составу?
Задание 17. Сопоставьте предложенный план с тем, который дан в учебнике. Считаете ли Вы необходимым на начальном этапе указывать в плане каждую операцию? Обоснуйте свое мнение.
Приведем пример разбора, выполненного по предложенному плану. Возьмем слово, отмеченное в учебнике III класса для данного вида разбора: (на) вырубке.
Как всегда, прежде чем приступить к разбору слова по составу, учитель с помощью детей выясняет лексическое значение слова. Причем педагог умышленно дает толкование слову таким образом, чтобы легче было выяснять общую мотивацию однокоренных слов: вырубка - это место в лесу, где рубят лес.
-
Найду в слове окончание: изменю его так, как могут изменяться слова этой части речи. Вырубка - что? - имя существительное. Изменяю по числу - вырубки, по падежу -вырубкой. Сравниваю: меняется е на и и на ой. Значит -е - это окончание. Обвожу его рамочкой. -
Ищу корень. Слово вырубка можно объяснить словом рубить. Тем же словом объясняются слова перерубить, срубить, рубленый, зарубка и т. д. Все эти слова по значению связаны со словом рубить, все имеют одинаковую часть -руб-. Это корень. Обозначаю дужкой. -
Ищу приставку. Перед корнем часть вы-, значит, в этом слове есть приставка или приставки. Проверяю: слова «ырубка» нет, значит, вы- - это одна приставка. Без этой приставки остается слово рубка. Подбираю другие слова с приставкой вы-: выписать, выгрузка, вырезать, вынести, выдумка и др. (Учитель может добавить, что это приставка, которая обозначает направление действия куда-то наружу.) Обозначаю приставку.
4. Ищу суффикс. Между корнем и окончанием есть в слове часть -к-. Это суффикс. Слово вырубка обозначает действие, хотя и отвечает на вопрос что? Ищу другие слова, обозначающие действие, с той же частью: выгрузка, выброска, выдумка. Обозначаю суффикс.
Слово (на) вырубке состоит из четырех частей; окончания -е, корня -руб-, приставки вы- и суффикса -к-.
Хотим сделать одно замечание.
Если Ваш ученик ошибается, разбирая слово по составу, не торопитесь сами или с помощью учеников исправлять его ответ. Лучше попросите его: «Расскажи, как ты искал в этом слове корень (суффикс, окончание и т. п.)». Пусть ученик сам найдет верное решение.
При разборе слов по составу следует учитывать изменения, которые происходят в составе слов с течением времени, с развитием языка.
Рассмотрим слово прекрасный. В современном языке оно утратило связь со словом красный. Его нельзя трактовать как обозначающее что-то очень красное (сравнить: превкусный - очень вкусный, предобрый - очень добрый и т. п.). Поэтому приставку пре- в слове прекрасный нет оснований вычленять как отдельную морфему.
Другое дело - этимологический анализ этого и иных подобных слов. В свое время красивый и красный в сознании людей были связаны. Об этом и младшие школьники с удовольствием послушают и всё поймут. Таким образом, необходимо четко различать при работе со словами два типа разбора: современный и исторический.
Современный анализ структуры слова направлен на выяснение связей между словами, существующих на данном этапе развития языка. Так, например, слово медведь в современном русском языке связано со словами медвежий, медвежонок, медвежатина, по-медвежьи и некоторыми другими. Если же подойти к тому же слову с позиций истории языка, то окажется, что слово медведь имеет связь со словом мед и со словом еда (см.: Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь. М., 1971. С. 260).
Какой из двух вариантов морфемного анализа слова подушка отражает современный подход, а какой - исторический: под-уш-к –а и подушк-а
При разборе слов по составу учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы. Не следует брать сложные для морфемного анализа слова.
н., синий (корень +окончание) – лисий (корень + суффикс притяжат. прил. + нул. оконч.)
ВОДОПРОВОДЧИК – перед вторым корнем приставка
Умывать – корень МЫ …испытывать
слова с историческими чередованиями:
1) чередование гласных:
взять – возьму …ронять (мять – мнет)
2) чередование согласных:
б – бл любить – люблю
3) выпадение согласных звуков перед – ну: кидать – кинуть
Моделирование морфемной структуры слов
Часто моделирование сопровождается конструированием, т. е. подбором слов по составленной модели.
У ребенка может сложиться представление, что корень - это всегда первые три-четыре буквы в слове. Чтобы избежать этого, желательно расширить круг однокоренных слов, с которыми работают второклассники, а также показать положение корня в однокоренных словах на моделях.
Когда младшие школьники познакомятся с окончанием, важно научить детей не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:
Сопоставляя модели, учащиеся будут отвечать на вопросы:
На какой (каких) моделях показаны разные слова? (На всех.)
Где показаны родственные, но разные слова? (2 и 4.)
Где изображены разные слова с одной и той же приставкой? (1 и 4.)
Где разные слова с одинаковыми суффиксами? (3.)
Где разные неродственные слова? (1, 3, 5.)
И т. п.
Таким образом, модели позволят еще раз показать детям, что любое изменение в основе ведет к появлению нового слова.
Вопросы для самоконтроля
-
Назовите методы обучения, которые используются при изучении морфемики в начальной школе. -
Назовите приемы, которыми может быть представлен метод наблюдения над фактами языка. Проиллюстрируйте каждый прием. -
Назовите приемы, которыми может быть представлен метод конструирования. Проиллюстрируйте каждый прием. -
Представьте алгоритм морфемного анализа слова. -
Как Вы будете действовать, если ученик допустит ошибку, разбирая слово по составу? -
Что следует учитывать при разборе слова по составу? -
Какие слова не следует отбирать для морфемного анализа? -
Какие модели можно использовать при изучении морфемного состава слова?
Литература
-
Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с. -
Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks» -
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. -
Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с. -
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с. -
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с. -
Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.
Лекция 5
Трудности изучения морфемного состава слов
Можете ли Вы привести примеры ошибок школьников в морфемном анализе слов и объяснить их причины?
1. Учет одного признака родственных слов.
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу, специально изучали психологи Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, чти среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его лексическое, вещественное, значение, вторые - только внешние признаки слова (его буквенный или звуковой состав).