Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1). Составление слов по схемам




2). Определение части речи по указанным морфемам: по . ка
3). Составление слов из морфем

Игра «Одень корень»

На доске пишется корень, вокруг – различные морфемы (подходящие и неподходящие). Задача – составить как можно больше слов с данным корнем.

2 вариант:

Ученики получают карточки с морфемами. Сначала к доске выходит ученик с карточкой корня, остальные сообщают, что могут присоединиться.

Бег, лес, лет, по-, пере-, -а-, -ть, -ун-, -ник-, -н-, -ая, -ов, -ок-, -чик-, не-

Игра «Найди свой домик»

Ученики получают карточки с морфемами.

4 ученика получают карточки с моделями (приставка, корень, суффикс, окончание). По сигналу учителя всем нужно собраться около своей модели.
  1. 1   2   3   4


Морфемный анализ слова

Как разобрать слово по составу?

Попробуйте составить памятку.

Давайте по вашей памятке разберем слово.

Приукрасить, лесник

  1. Найди в слове окончание:

а) измени форму слова;

б) сравни изменения слова;

в) выдели изменяющуюся часть - окончание.

Об­означь его рамочкой.

  1. Найди корень:

а) подбери однокоренные слова с разными суффиксами, приставками и без них;

б) сравни родственные слова, найди общую часть - корень.

Обозначь его дугой.

  1. Найди приставку:

а) посмотри, есть ли часть слова перед корнем;

б) проверь, одна ли это приставка (попробуй убрать первую приставку, если думаешь, что их две);

г) подбери слова с такой же приставкой.

Обозначь приставку условным значком.

  1. Найди суффикс:

а) посмотри, есть ли часть слова между корнем и окончанием;

б) проверь, один ли это суффикс (попробуй образовать слово без второго, если думаешь, что их два).

в) подбери другие слова с таким же суффиксом (или суффиксами);

Обозначь суффикс условным значком.
Где в учебнике можно найти памятку разбора слова по составу?

Задание 17. Сопоставьте предложенный план с тем, который дан в учебнике. Считаете ли Вы необходимым на начальном этапе указывать в плане каждую операцию? Обоснуйте свое мнение.
Приведем пример разбора, выполненного по предложенному плану. Возьмем слово, отмеченное в учебнике III класса для данного вида разбора: (на) вырубке.

Как всегда, прежде чем приступить к разбору слова по составу, учитель с помощью детей выясняет лексическое значение слова. Причем педагог умышленно дает толкование слову таким образом, чтобы легче было выяснять общую мотивацию однокоренных слов: вырубка - это место в лесу, где рубят лес.

  1. Найду в слове окончание: изменю его так, как могут изменяться слова этой части речи. Вырубка - что? - имя существительное. Изменяю по числу - вырубки, по падежу -вырубкой. Сравниваю: меняется е на и и на ой. Значит - это окончание. Обвожу его ра­мочкой.

  2. Ищу корень. Слово вырубка можно объяснить словом рубить. Тем же словом объ­ясняются слова перерубить, срубить, рубленый, зарубка и т. д. Все эти слова по значению связаны со словом рубить, все имеют одинаковую часть -руб-. Это корень. Обозначаю дужкой.

  3. Ищу приставку. Перед корнем часть вы-, значит, в этом слове есть приставка или приставки. Проверяю: слова «ырубка» нет, значит, вы- - это одна приставка. Без этой приставки остается слово рубка. Подбираю другие слова с приставкой вы-: выписать, выгрузка, вырезать, вынести, выдумка и др. (Учитель может добавить, что это приставка, которая обо­значает направление действия куда-то наружу.) Обозначаю приставку.


4. Ищу суффикс. Между корнем и окончанием есть в слове часть -к-. Это суффикс. Слово вырубка обозначает действие, хотя и отвечает на вопрос что? Ищу другие слова, обозначающие действие, с той же частью: выгрузка, выброска, выдумка. Обозначаю суффикс.

Слово (на) вырубке состоит из четырех частей; окончания -е, корня -руб-, приставки вы- и суффикса -к-.

Хотим сделать одно замечание.

Если Ваш ученик ошибается, разбирая слово по составу, не торопитесь сами или с помощью учеников исправлять его ответ. Лучше попросите его: «Расскажи, как ты искал в этом слове корень (суффикс, окончание и т. п.)». Пусть ученик сам найдет верное решение.
При разборе слов по составу следует учитывать изменения, которые происходят в составе слов с течением времени, с развитием языка.

Рассмотрим слово прекрасный. В современном языке оно утратило связь со словом красный. Его нельзя трактовать как обозначающее что-то очень красное (сравнить: превкусный - очень вкусный, предобрый - очень добрый и т. п.). Поэтому приставку пре- в слове прекрасный нет оснований вычленять как отдельную морфему.

Другое дело - этимологический анализ этого и иных подобных слов. В свое время красивый и красный в сознании людей были связаны. Об этом и младшие школьники с удо­вольствием послушают и всё поймут. Таким образом, необходимо четко различать при работе со словами два типа разбора: современный и исторический.

Современный анализ структуры слова направлен на выяснение связей между словами, существующих на данном этапе развития языка. Так, например, слово медведь в современном русском языке связано со словами медвежий, медвежонок, медвежатина, по-медвежьи и некоторыми другими. Если же подойти к тому же слову с позиций истории языка, то окажется, что слово медведь имеет связь со словом мед и со словом еда (см.: Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь. М., 1971. С. 260).
Какой из двух вариантов морфемного анализа слова подушка отражает современный подход, а какой - исторический: под-уш-к –а и подушк-а
При разборе слов по составу учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы. Не следует брать сложные для морфемного анализа слова.

н., синий (корень +окончание) – лисий (корень + суффикс притяжат. прил. + нул. оконч.)


ВОДОПРОВОДЧИК – перед вторым корнем приставка

Умывать – корень МЫ …испытывать

слова с историческими чередованиями:

1) чередование гласных:

взять – возьму …ронять (мять – мнет)

2) чередование согласных:

б – бл любить – люблю

3) выпадение согласных звуков перед – ну: кидать – кинуть
Моделирование морфемной структуры слов
Часто моделирование сопровождается конструированием, т. е. подбором слов по составленной модели.

У ребенка может сложиться представление, что корень - это всегда первые три-четыре буквы в слове. Чтобы избежать этого, желательно расширить круг однокоренных слов, с которыми работают второклассники, а также показать положение корня в однокоренных словах на моделях.



Когда младшие школьники познакомятся с окончанием, важно научить детей не путать разные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо видно на моделях:



Сопоставляя модели, учащиеся будут отвечать на вопросы:

На какой (каких) моделях показаны разные слова? (На всех.)

Где показаны родственные, но разные слова? (2 и 4.)

Где изображены разные слова с одной и той же приставкой? (1 и 4.)

Где разные слова с одинако­выми суффиксами? (3.)

Где разные неродственные слова? (1, 3, 5.)

И т. п.

Таким образом, модели позволят еще раз показать детям, что любое изменение в основе ведет к появлению нового слова.


Вопросы для самоконтроля


  1. Назовите методы обучения, которые используются при изучении морфемики в начальной школе.

  2. Назовите приемы, которыми может быть представлен метод наблюдения над фактами языка. Проиллюстрируйте каждый прием.

  3. Назовите приемы, которыми может быть представлен метод конструирования. Проиллюстрируйте каждый прием.

  4. Представьте алгоритм морфемного анализа слова.

  5. Как Вы будете действовать, если ученик допустит ошибку, разбирая слово по составу?

  6. Что следует учитывать при разборе слова по составу?

  7. Какие слова не следует отбирать для морфемного анализа?

  8. Какие модели можно использовать при изучении морфемного состава слова?


Литература


  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

  2. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  4. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

  5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

  6. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

  7. Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Лекция 5

Трудности изучения морфемного состава слов
Можете ли Вы привести примеры ошибок школьников в морфемном анализе слов и объяснить их причины?

1. Учет одного признака родственных слов.

Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу, специально изучали психологи Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленский и др. Они пришли к вы­воду, чти среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных форма­листов». Первые, анализируя слово, учитывают только его лексическое, вещественное, зна­чение, вторые - только внешние признаки слова (его буквенный или звуковой состав).