Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примером ответа «наивного семантика» на вопрос, являются ли родственными слова сторож и сторожка, может служить такой: «Сторож и сторожка - не родственные слова, так как сторож - это человек, а сторожка - домик» (Богоявленский Д. Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. 1972. № 1. С. 15). На вопрос, входит ли слово часовщик в число родственных к слову час, «стихийный формалист» ответит: «Часовщик подойдет, потому что во всех словах буква ч. - А чашка? - Тоже, потому что в часах буква ч и в чашке» (Там же, с. 16).
Задание 3. К какой группе отнесете Вы учеников, которые считают родственными словами коза и капуста; крошка и крот; лес и роща; пугало и пуговица? Случалось ли Вам встречаться с подобными ошибками у Ваших учеников? Приведите примеры.
Прежде всего эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой единицы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (корня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т. п.
2. Смешение родственных слов и словоформ.
Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно это заметно на начальном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи. Поэтому при изучении родственных слов нужно проводить тщательную работу по разграничению понятий «родственные слова» и «формы слова».
3. Затруднения из-за плохой фонетической подготовки.
Большие затруднения испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонетическая подготовка, а также если они не понимают особенностей русской графики. Так, если школьник не осознает, что в словах рука и земля одно и то же окончание [а], которое после твердого и мягкого согласного передается разными буквами, у него так и не возникнет представления о существительных одного склонения как о словах, имеющих один и тот же набор окончаний. И значит, он будет затрудняться при проверке безударных падежных окончаний по ударным. Источником ошибок довольно часто служит «замаскированная» морфема. Мы имеем в виду в первую очередь своеобразие передачи на письме звука [й]. Если младший школьник не понимает, что буква
ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у], но и звук [й], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения и т. д. и т. п.
4. Ошибки, связанные с историческими изменениями в составе слова.
Разбор слов по составу представляет определенные трудности не только для детей, но и для учителей. На морфемном уровне активнее, чем на других языковых ярусах (например, в морфологии), происходят различные изменения: состав слова упрощается, усложняется и т. п. То, что считалось бесспорным вчера, сегодня подвергается коррекции. Так, например, учителя старшего поколения с трудом соглашаются признать, что в слове прекрасный всего две морфемы: корень и окончание (прекрасный), а слова плот и плотник относятся к разнокоренным и т. п. Без систематического обращения к справочной литературе в работе по составу слова учителю не обойтись.
Вопросы для самоконтроля
-
Назовите возможные ошибки младших школьников при изучении морфемного состава слова. -
Назовите причины этих ошибок. -
Укажите пути предупреждения и коррекции ошибок, которые возможны у младших школьников при изучении морфемики.
Литература
-
Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с. -
Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks» -
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. -
Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с. -
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с. -
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с. -
Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.
Лекция 6
Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной мотивации при изучении морфемики
Большинство написаний в русском языке может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.
Случалось ли Вам встречаться с тем, что ученик проверяет, например, безударный гласный в слове козочка словом коза и потому пишет «козачка»? Объясните происхождение подобных ошибок.
Можно выделить две причины, приводящие к ошибкам в ходе подбора проверочных слов.
1. Неумение соотнести морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести (в данном случае) - значит убедиться, что часть слова, в которой находится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, - одна и та же морфема (корень проверяется корнем, окончание - окончанием и т. д.).
Случается, ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной позиции в окончании (например, «котек», потому что о коте)
2. Неумение подобрать морфему с тем же значением также приводит к ошибкам при проверке орфограмм.
Например, школьник, знающий, как проверяется парный по звонкости-глухости согласный на конце слова, предлагает «проверку» для буквы т на конце глагола пишет, потому что пишете. В обеих словоформах ученик имел дело с окончанием, к тому же с окончанием той же части речи (глагол) и того же вида (личное окончание). Но окончания-то эти разные: первое - окончание 3-го лица единственного числа, а второе - 2-го лица множественного числа. Следовательно, это разные окончания: у них разные грамматические значения и разный фонемный состав. А искать сильную позицию нужно в том же окончании. В данном случае проверить по сильной позиции невозможно. Можно только запомнить, что на конце слов, называющих действие, звук [т] может быть обозначен только буквой т, но не д (сравнить: го[т] - год и ко[т] - кот и т. п.).
На практике не всегда бывает просто решить, действительно ли в словах одинаковые морфемы, т.к. существует, например, явление омонимии не только корней, но также приставок и суффиксов
Дети учатся различать такие морфемы в процессе выполнения упражнений.
Например:
Запишите словосочетания в 2 столбика: 1) со словами, в которых суффикс – ист- имеет значение «похожий на что-то» 2) со словами, в которых – ист- означает «иметь в большом количестве».
Голосистый ребенок, серебристый тополь, бархатистая кожа, ветвистое дерево, болотистый край.
Т.о., работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков правописания.
Задания, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся
Выработка осознанных действий невозможна без создания проблемных ситуаций, без использования заданий-«ловушек» и других заданий, обеспечивающих активную познавательную деятельность детей. Рассмотрим примеры таких заданий.
1. Задание, не имеющее правильного ответа.
«Найти, для какого слова окажется проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый». «Исполнитель», хорошо усвоивший понятие «корень слова», скорее всего, назовет слово пятница. Знающий ученик возразит: «Корень этого слова не надо проверять; в нем нет безударных гласных».
2. Задание, содержащее несколько точек зрения.
После их предъявления ставится вопрос: «С кем ты согласен?»
Например:
Дети читают диалог, записанный на доске.
Учитель: Вставьте пропущенную букву: за окн-ми.
Витя. Надо писать о. Проверочное слово за окном.
Учитель. Кто согласен с Витей?
Вера. Надо писать а. Проверочное слово из окна.
Учитель. А ты с кем согласен - с Верой или с Витей? Почему?
Маша считает, что в предложениях: Расцвели тюльпаны. Во многих морях живут тюлени. На окне занавески из тюля. - есть три родственных слова: тюльпаны, тюлени, тюль.
Петя утверждает, что родственных слов два: тюльпаны и тюлени.
А Алеша и Сам Самыч говорят, что родственных слов в этих предложениях нет.
С кем согласен ты? Почему?
3. Задание, формирующее умение запрашивать у учителя необходимую информацию.
1) Задания с недостающими данными.
Например, на вопрос: «В каком падеже стоит слово небо?» - ребенок должен ответить вопросом: «Из какого предложения взято это слово: Я смотрю на небо или Небо хмурится?»
Аналогичный вид работы со схемой:
с помощью одного вопроса надо найти слово, подходящее к схеме (слова пронесла, придумает, перелетная, записка, подснежники).
2) игра «Да-нет-ка»
Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимы задания, переворачивающие традиционную вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми. Необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.