Файл: 2 Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова мдк 01. 02. Русский язык с методикой преподавания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примером ответа «наивного семантика» на вопрос, являются ли родственными слова сторож и сторожка, может служить такой: «Сторож и сторожка - не родственные слова, так как сторож - это человек, а сторожка - домик» (Богоявленский Д. Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. 1972. № 1. С. 15). На вопрос, входит ли слово часовщик в число родственных к слову час, «стихийный формалист» ответит: «Часовщик подойдет, потому что во всех словах буква ч. - А чашка? - Тоже, пото­му что в часах буква ч и в чашке» (Там же, с. 16).
Задание 3. К какой группе отнесете Вы учеников, которые считают родственными словами коза и капуста; крошка и крот; лес и роща; пугало и пуговица? Случалось ли Вам встречаться с подобными ошибками у Ваших учеников? Приведите примеры.

Прежде всего эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой едини­цы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (кор­ня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т. п.
2. Смешение родственных слов и словоформ.

Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Особенно это заметно на началь­ном этапе, когда младшие школьники еще не знают всех изменений основных частей речи. Поэтому при изучении родственных слов нужно проводить тщательную работу по разграничению понятий «родственные слова» и «формы слова».
3. Затруднения из-за плохой фонетической подготовки.

Большие затруднения испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонетическая подготовка, а также если они не понимают особенностей русской гра­фики. Так, если школьник не осознает, что в словах рука и земля одно и то же окончание [а], которое после твердого и мягкого согласного передается разными буквами, у него так и не возникнет представления о существительных одного склонения как о словах, имеющих один и тот же набор окончаний. И значит, он будет затрудняться при проверке безударных падеж­ных окончаний по ударным. Источником ошибок довольно часто служит «замаскированная» морфема. Мы имеем в виду в первую очередь своеобразие передачи на письме звука [й]. Ес­ли младший школьник не понимает, что буква
ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у], но и звук [й], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения и т. д. и т. п.
4. Ошибки, связанные с историческими изменениями в составе слова.

Разбор слов по составу представляет определенные трудности не только для детей, но и для учителей. На морфемном уровне активнее, чем на других языковых ярусах (например, в морфологии), происходят различные изменения: состав слова упрощается, усложняется и т. п. То, что считалось бесспорным вчера, сегодня подвергается коррекции. Так, например, учителя старшего поколения с трудом соглашаются признать, что в слове прекрасный всего две морфемы: корень и окончание (прекрасный), а слова плот и плотник относятся к разнокоренным и т. п. Без систематического обращения к справочной литературе в работе по со­ставу слова учителю не обойтись.

Вопросы для самоконтроля


  1. Назовите возможные ошибки младших школьников при изучении морфемного состава слова.

  2. Назовите причины этих ошибок.

  3. Укажите пути предупреждения и коррекции ошибок, которые возможны у младших школьников при изучении морфемики.


Литература


  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

  2. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  4. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

  5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

  6. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152 с.

  7. Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.


Лекция 6

Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной мотивации при изучении морфемики
Большинство написаний в русском языке может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.
Случалось ли Вам встречаться с тем, что ученик проверяет, например, безударный гласный в слове козочка словом коза и потому пишет «козачка»? Объясните происхождение подобных ошибок.

Можно выделить две причины, приводящие к ошибкам в ходе подбора проверочных слов.

1. Неумение соотнести морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести (в данном случае) - значит убедиться, что часть слова, в которой нахо­дится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, - одна и та же морфема (корень проверяется корнем, окончание - окончанием и т. д.).

Случается, ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной по­зиции в окончании (например, «котек», потому что о коте)
2. Неумение подобрать морфему с тем же значением также приводит к ошибкам при проверке орфограмм.

На­пример, школьник, знающий, как проверяется парный по звонкости-глухости согласный на конце слова, предлагает «проверку» для буквы т на конце глагола пишет, потому что пише­те. В обеих словоформах ученик имел дело с окончанием, к тому же с окончанием той же части речи (глагол) и того же вида (личное окончание). Но окончания-то эти разные: пер­вое - окончание 3-го лица единственного числа, а второе - 2-го лица множественного числа. Следовательно, это разные окончания: у них разные грамматические значения и разный фо­немный состав. А искать сильную позицию нужно в том же окончании. В данном случае проверить по сильной позиции невозможно. Можно только запомнить, что на конце слов, называющих действие, звук [т] может быть обозначен только буквой т, но не д (сравнить: го[т] - год и ко[т] - кот и т. п.).
На практике не всегда бывает просто решить, действительно ли в словах одинаковые морфемы, т.к. существует, например, явление омонимии не только корней, но также приставок и суффиксов


Дети учатся различать такие морфемы в процессе выполнения упражнений.

Например:

Запишите словосочетания в 2 столбика: 1) со словами, в которых суффикс – ист- имеет значение «похожий на что-то» 2) со словами, в которых – ист- означает «иметь в большом количестве».

Голосистый ребенок, серебристый тополь, бархатистая кожа, ветвистое дерево, болотистый край.

Т.о., работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков право­писания.

Задания, обеспечивающие активную познавательную деятельность учащихся

Выработка осознанных действий невозможна без создания проблемных ситуаций, без использования заданий-«ловушек» и других заданий, обеспечивающих активную познавательную деятельность детей. Рассмотрим примеры таких заданий.

1. Задание, не имеющее правильного ответа.

«Найти, для какого слова окажется проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый». «Исполнитель», хорошо усвоивший понятие «корень слова», скорее всего, назовет слово пятница. Знающий ученик возразит: «Корень этого слова не надо проверять; в нем нет безударных гласных».
2. Задание, содержащее несколько точек зрения.

После их предъявления ставится вопрос: «С кем ты согласен?»

Например:

Дети читают диалог, записанный на доске.

Учитель: Вставьте пропущенную букву: за окн-ми.

Витя. Надо писать о. Проверочное слово за окном.

Учитель. Кто согласен с Витей?

Вера. Надо писать а. Проверочное слово из окна.

Учитель. А ты с кем согласен - с Верой или с Витей? Почему?
Маша считает, что в предложениях: Расцвели тюльпаны. Во многих морях живут тюлени. На окне занавески из тюля. - есть три родственных слова: тюльпаны, тюлени, тюль.

Петя утверждает, что родственных слов два: тюльпаны и тюлени.

А Алеша и Сам Самыч говорят, что родственных слов в этих предложениях нет.

С кем согласен ты? Почему?
3. Задание, формирующее умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

1) Задания с недостающими данными.

Например, на вопрос: «В каком падеже стоит слово небо?» - ребенок должен ответить вопросом: «Из какого предложения взято это слово: Я смотрю на небо или Небо хмурится?»



Аналогичный вид работы со схемой:
с помощью одного вопроса надо найти слово, подходящее к схеме (слова пронесла, придумает, перелетная, записка, подснежники).
2) игра «Да-нет-ка»

Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимы задания, перево­рачивающие традиционную вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми. Необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.