Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Исследование и анализ его результатов).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Методика «Прогноз», предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
Нервно-психологическая устойчивость (НПУ) – это интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.
Низкий уровень нервно-психологической устойчивости свидетельствует о возможной дезадаптации специалиста в конкретных условиях работы. При низком уровне нервно-психологической устойчивости, аномальные реакции, как правило, элементарны и не требуют сложной диагностики. В своих основных проявлениях это непродолжительные по времени психические, психомоторные или психовегетативные реакции различного рода[34].
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Методика 1
На первом этапе исследования применялась методика Сандры Бем – определение психологического пола (Приложение «А»). В результате тестирования получены следующие данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты тестирования по методике С.Бем
Рис. 4 - Распределение психологических типов в группах испытуемых (%)
Как видно из исследования, мужчинам в большей степени присущ мускулинностный тип – 72%; 28 % испытуемых мужчин представляют андрогинный тип личности. Среди женщин: 65% имеют феминный тип личности и 35% - андрогинный.
Методика 2.
Тест Ю.В. Щербатых на профессиональный стресс (Приложение «Б»). Исследование психосоциальных факторов профессионального стресса. Усреднённые результаты тестирования представлены в таблице 2 (Приложение Б).
Рисунок 2 – Усреднённые результаты исследования стрессогенных факторов профессиональной деятельности сотрудников УВД – мужчин,женщин (%)
Анализ результатов.
Серьезные различия по оценке влияния стресса на мужчин и женщин наблюдаются по следующим позициям:
1. По объективным источникам производственного стресса, у мужчин ниже, чем у женщин, 20 против 38%;
2. Уровень оценки внутрифирменных проблем у мужчин тоже ниже, чем у женщин – 35 и 48%;
3. Субъективный фактор также находится на довольно высоком уровне, 43 и 61% соответственно.
По основным источникам стресса наблюдается значимое различие. Так, мужчин в большей степени обеспокоены подчинёнными (25% и 18%); руководством - 40% и 30%. клиентами – 67% и 42%.
У женщин большее беспокойство вызывают партнёры – 29% и 17%, чиновники – 16 и 5%, проверяющие органы – 37% и 5%. Женщин, также сильно беспокоят коллеги по работе – 32 и 2% у мужчин. Самые высокие баллы (актуальный стрессовый фактор) и у мужчин и у женщин получили клиенты (67% и 42%).
Кроме того высокий средний показатель имеет чрезмерный контроль со стороны руководства (47% и 27% баллов у женщин). У женщин высокие баллы имеют место по пунктам: низкая мотивация сотрудников (52% и 38% у мужчин); несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами – (62% и 38% у мужчин); собственные ошибки и просчёты – (54% и 38% у мужчин).
По пункту 8 и мужчины и женщины почти единогласно отметили, что «влияют незначительно»
Женщины в в качестве профессионального стресса в большей степени оценивают проблемы несоответствия затраченных усилий и полученных результатов (62% против 35% у мужчин); мужчины – чрезмерный контроль со стороны руководства (47% против 27% у женщин).
Из анализа следует, что для основными источниками стресса являются субъективные причины и внутрифирменные факторы. Женщин в большей степени беспокоит нехватка времени, низкая мотивация сотрудников, собственные ошибки и просчеты, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями. Мужчин беспокоит сильный контроль со стороны руководства, отсутствие внимания к нуждам подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, высокая загруженность, проблемы общения с людьми. Эти данные подтверждают гипотезу, о том, что на мужчин и женщин действуют разные факторы стресса.
Причины этих различий можно обьяснить традиционными общественными и семейными ценностями.
Методика 3. «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости (Приложение «В»). Результаты тестирования представлены в таблицах 3,4 и рисунке 4.
Таблица 3 - Результаты тестирования по методике «Прогноз» (баллы, уровни)
№ п/п |
Возраст |
Пол |
Баллы |
Уровень НПУ |
Мужчины |
||||
1 |
35 |
м |
10 |
7.в |
2 |
34 |
м |
17 |
5.с |
3 |
26 |
м |
17 |
5.с |
4 |
35 |
м |
30 |
2.н |
5 |
30 |
м |
14 |
5.с |
6 |
25 |
м |
12 |
6.в |
7 |
32 |
м |
32 |
2.н |
8 |
23 |
м |
24 |
3.н |
9 |
20 |
м |
17 |
5.с |
10 |
25 |
м |
17 |
5.с |
11 |
25 |
м |
22 |
4.н |
4,5 |
||||
Женщины |
||||
1 |
20 |
ж |
27 |
3.н |
2 |
20 |
ж |
8 |
8.в |
3 |
23 |
ж |
23 |
3.н |
4 |
28 |
ж |
17 |
5.с |
5 |
29 |
ж |
19 |
4.н |
6 |
21 |
ж |
18 |
4.н |
7 |
22 |
ж |
8 |
8.в |
8 |
25 |
ж |
14 |
5.с |
9 |
20 |
ж |
23 |
3.н |
10 |
26 |
ж |
17 |
5.с |
11 |
22 |
ж |
19 |
4.н |
4,8 |
Рис 3 – Соотношение уровней нервно-психической устойчивости у мужчин и женщин (%)
Таблица 4 – Сводная таблица результатов тестирования по методике С. Бем и методике «Прогноз»
Как видно из рис. 3. около 18% мужчин и 18% женщин имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости. 36% испытуемых (46% мужчин и 27% женщин) имеют средний уровень нервно-психической устойчивости. И 46% испытуемых (36% мужчин и 55% женщин) с низким уровнем нервно-психической устойчивости. В целом можно охарактеризовать обстановку как удовлетворительную, поскольку средние значения уровней нервно-психологической устойчивости составляют: 4,5 у мужчин, и несколько выше, ближе к среднему, у женщин 4,8. При этом следует отметить, что андрогинному психологическому типу, как у мужчин, так и у женщин соответствуют высокие и средние значения уровня нервно-психологической устойчивости (от 5 до 8).
Достоверность различия между уровнями нервно-психической устойчивости у испытуемых по гендерному признаку проверялась статистически, по критерию Манна-Уитни. Расчёт производился на персональном компьютере (таблица 4, Приложение В).
Различия в уровнях нервно-психической неустойчивости, по результатам анализа не являются достоверными, такой вывод может свидетельствовать о значимой роли личностного фактора, личностных качеств сотрудника и его опыта на формирование уровня нервоно-психической устойчивости.
В целях определения достоверности проверяемых различий у мужчин и женщин применялся U-критерий Манна-Уитни. Статистические расчёты свидетельствуют о том, что полученное эмпирическое значение Uэмп(165.5) находится в зоне неопределенности - UКр.=142 при p≤0.01 и UКр.=171 при p≤0.05
Исследуемые выборки достоверно различаются при p≤0.05, что подтверждает, выдвинутую в работе гипотезу.
Выводы
Результаты тестирования позволяют сделать следующие выводы:
1. Распределение типов психологического пола (мускулинность, феминность и андрогинность) в двух группах различается (см. Диаграмму 1.) Имеются гендерные различия и по уровню нервно-психической устойчивости. Так, 46% мужчин и 27% женщин имеют средний уровень нервно-психической устойчивости; 36% мужчин и 55% женщин с низким уровнем нервно-психической устойчивости.
2. Для мужчин и для женщин основными источниками стресса являются субъективные причины и на втором месте внутрифирменные факторы, однако уровень восприятия этих факторов у женщин выше, чем у мужчин. Женщин беспокоит нехватка времени, низкая мотивация, собственные ошибки и просчёты, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями. Мужчины – чрезмерный контроль руководства, отсутствием должного внимания с его стороны к нуждам подразделения;
.
Заключение
Профессиональный стресс – это многофакторное явление ,которое оказывает влияние на эффективность деятельности всей организации, и каждого сотрудника в отдельности.
Основные психологические проблемы, влияющие на уровень стресса:
1. Наиболее распространенными будут проблемы межличностных и социальных отношений и связанные с ними коммуникативные проблемы. Особое место занимают проблемы отношений между полами, далее идут взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.
2. Актуальными являются проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, проблемы значительных различного рода перегрузок и т.п.
3. Распространенными являются внутриличностные проблемы различного типа – от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики.
Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого могут привести к эмоциональному выгоранию субъекта.
Профессиональные стрессы влияют не только на эффективность труда, они также сказываются на всей жизни человека, изменяют его психическое и соматическое состояние, приводят к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям.
Среди причин развития профессионального стресса можно выделить непосредственные и главные. Непосредственные причины стресса связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные, личностные особенности субъекта труда.
В современной психологии понятие стресс используется в следующих основных значениях:
1. Как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);
2. Как субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке – копинг-стратегии);
3. Как физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.
Основным срессогенным фактором в работе сотрудников УМВД являются проверяемые объекты уголовных дел и сигналов.
Наиболее стрессогенными факторами являются:
- Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;
- Межличностные отношения в коллективе;
- Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;
- Собственные ошибки и просчёты в работе;
- Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;
- Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.
Женщины больше озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны чиновников, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы. Мужчины – сильным контролем руководства, отсутствием должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.