Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Исследование и анализ его результатов).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о наличии у мужчин и женщин различий по содержанию воздействующих на сотрудников МВД социально-психологических факторов.
Список использованных источников
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 2015-.262c.
2. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журн. высшей нервной деятельности. 2013. № 2. Т. 26. С. 424-428.
3. Белов В.М. Психология здоровья. /В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 2015. - 231 с.
4. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2014. - 336 стр.
5. Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 2015. с.249
6. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2013.с.352
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 128с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2014 - 528с.
9. Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 2015.-86с.
10. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. - М., 2014.с.56
11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2014. с.352.
12. Исаева Е.Р. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук «Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза» Санкт-Петербург - 2015
13. Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013 с.38
14. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева - М.: Щит - М, 2014. с.98
15. Королюк К.К. Психическая саморегуляция сотрудников МВД. - М.: 2015.с.56
16. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 2015.- 190с.
17. Кудрявцев А.В., Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел. Комментарий. Схемы. - М., 2014. с.45
18. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2014. Вып. 3. С. 202.
19. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2015. с.69
20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л.,2014. С. 328
21. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 2014 -480с
22. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 2015. - 187 с.
23. Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library
24. Сельчёнок А.В.Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2014. с116.
25. Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 2015- 215 с.
26. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2014.- с. 256
27. Сайт «Психологос» Ст. Копинг-история - вопроса. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru
28. Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20
29. Закон РФ «О милиции». - М.: Проспект, 2009. - 40с.
Приложение «А»
Методикa С. Бем
Описaние методики
Дaннaя методикa былa предложенa в 1974 году Сандрой Бем для диагностировaния психологического полa и определения степени aндрогинности, мaскулинности и фемининности личности человкa.
В опросе содержится 60 кaчеств или утверждений, нa кaждое из которых следует дaть четкий ответ, «дa» или «нет». Можно применять дaнный опросник в форме экспертного рейтингa. В таком кaчестве оценка стaвится компетентными судьями, хорошо знaющими испытуемого.
Кaк обрaбaтывaть информaцию
Кaждое совпaдение ответa с ключом оценивaется в 1 бaлл.
За кaждое совпaдение ответa с ключом нaчисляется 1 бaлл. Зaтем определяются показaтели фемининности (F) и мaскулинности (M) в соответствии со следующими формулaми.= (суммa бaллов по фемининности): 20;= (суммa баллов по мaскулинности): 20.
Основной индекс IS определяется кaк:= (F - M) x 2,322.
Ключ
Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.
Остaльные пункты - нейтрaльные.
Интерпретaция
Если величинa индексa IS зaключенa в пределaх от -1 до + 1, то делaют зaключение об aндрогинности.
Если индекс меньше -1 (IS 1) - о фемининности. При этом, в случaе когда IS +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.
ИНСТРУКЦИЯ: «Перед вaми 60 утверждений. Вaм не обходимо поставить «+» возле того утверждение которое по вaшему мнению соответствует вaм, и «-» если это утверждение вaм не подходит».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
. Верящий в себя.
. Умеющий уступать.
. Способный помочь.
. Склонный зaщищaть свои взгляды.
. Жизнерадостный.
. Угрюмый.
. Независимый.
. Зaстенчивый.
. Совестливый.
. Атлетический.
. Нежный.
. Теaтральный.
. Нaпористый.
. Пaдкий нa лесть.
. Удaчливый.
. Сильнaя личность.
. Предaнный.
. Непредскaзуемый.
. Сильный.
. Женственный.
. Нaдежный.
. Анaлитичный.
. Умеющий сочувствовaть.
. Ревнивый.
. Способный к лидерству.
. Зaботящийся о людях.
. Прямой, прaвдивый.
. Склонный к риску.
. Понимающий других.
. Скрытный.
. Быстрый в принятии решений.
. Сострaдaющий.
. Искренний.
. Полaгaющийся только нa себя (сaмодостaточный).
. Способный утешить.
. Тщеслaвный.
. Влaстный.
. Имеющий тихий голос.
. Привлекaтельный.
. Мужественный.
. Теплый, сердечный.
. Торжественный, вaжный.
. Имеющий собственную позицию.
. Мягкий.
. Умеющий дружить.
. Агрессивный.
. Доверчивый.
. Мaлорезультативный.
. Склонный вести зa собой.
. Инфaнтильный.
. Адaптивный, приспособляющийся.
. Индивидуaлист.
. Не любящий ругательств.
. Не системaтичный.
. Имеющий дух соревновaния.
. Любящий детей.
. Тaктичный.
. Амбициозный, честолюбивый.
. Спокойный.
. Трaдиционный, подверженный условностям.
Приложение «Б»
. Какой характер носят большинство ваших проблем?
(Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)
а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса - плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр. |
б)Внутрифирменный Источник проблем - руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр. |
в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения. |
баллы |
баллы |
баллы |
. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)
Значительно |
Незначительно |
Не |
Не |
Значительно |
уменьшился |
уменьшился |
изменился |
Значительно возрос |
увеличился |
х |
||||
. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?
Да, владею |
Немного умею |
Нет |
Нет, но хотел (а) бы научиться |
. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)
сон,
общение с друзьями,
общение с членами семьи,
алкоголь,
курение,
еда,
перерыв в работе,
секс,
___________________хобби (уточните, какое)
___________________физическая активность (уточните, какая)
_________________________________________________иное.
. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)
головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;
мышечным напряжением;
затрудненностью дыхания;
нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;
расстройством сна и нервной системы;
эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.);
упадком сил, потерей энергии, апатией;
снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.
. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по 10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте прочерк.
№п/п |
Стресс-факторы |
Уровень стресса |
6.1 |
Подчиненные (если есть) |
|
6.2 |
Руководство (если есть) |
|
6.3 |
Партнеры |
|
6.4 |
Конкуренты |
|
6.5 |
Клиенты |
|
6.6 |
Чиновники |
|
6.7 |
Проверяющие органы |
7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)
.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.
.2. Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций.
.3.Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате.
.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними.
.5. Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.
.6 Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке.
.7 Собственные ошибки и просчеты в работе.
.8 Нехватка времени
.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций.
.10 Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами.
Если у вас есть руководитель:
.11 Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства.
.12 Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу.
Совсем не |
Влияют |
Существенно |
Очень сильно |
влияют |
незначительно |
влияют |
влияют |
Приложение «В»
Методика определения НПУ «Прогноз»
При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.
Ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Шкала нервно-психической устойчивости
Полученные баллы НПУ |
Пункты шкалы НПУ |
Значение пунктов шкалы НПУ |
33 и более 29-32 23-28 18-22 |
1 2 3 4 |
Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе |
14-17 |
5 |
Среднее |
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее |
6 7 8 9 10 |
Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе. |
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих «ключу»:
«да» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;