Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Исследование и анализ его результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о наличии у мужчин и женщин различий по содержанию воздействующих на сотрудников МВД социально-психологических факторов.

Список использованных источников

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 2015-.262c.

2. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журн. высшей нервной деятельности. 2013. № 2. Т. 26. С. 424-428.

3. Белов В.М. Психология здоровья. /В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 2015. - 231 с.

4. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2014. - 336 стр.

5. Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 2015. с.249

6. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2013.с.352

7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 128с.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2014 - 528с.

9. Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 2015.-86с.

10. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. - М., 2014.с.56

11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2014. с.352.

12. Исаева Е.Р. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук «Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза» Санкт-Петербург - 2015

13. Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013 с.38

14. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева - М.: Щит - М, 2014. с.98

15. Королюк К.К. Психическая саморегуляция сотрудников МВД. - М.: 2015.с.56

16. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 2015.- 190с.

17. Кудрявцев А.В., Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел. Комментарий. Схемы. - М., 2014. с.45


18. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2014. Вып. 3. С. 202.

19. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2015. с.69

20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л.,2014. С. 328

21. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 2014 -480с

22. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 2015. - 187 с.

23. Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library

24. Сельчёнок А.В.Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2014. с116.

25. Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 2015- 215 с.

26. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2014.- с. 256

27. Сайт «Психологос» Ст. Копинг-история - вопроса. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru

28. Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20

29. Закон РФ «О милиции». - М.: Проспект, 2009. - 40с.

Приложение «А»

Методикa С. Бем

Описaние методики

Дaннaя методикa былa предложенa в 1974 году Сандрой Бем для диагностировaния психологического полa и определения степени aндрогинности, мaскулинности и фемининности личности человкa.

В опросе содержится 60 кaчеств или утверждений, нa кaждое из которых следует дaть четкий ответ, «дa» или «нет». Можно применять дaнный опросник в форме экспертного рейтингa. В таком кaчестве оценка стaвится компетентными судьями, хорошо знaющими испытуемого.

Кaк обрaбaтывaть информaцию

Кaждое совпaдение ответa с ключом оценивaется в 1 бaлл.

За кaждое совпaдение ответa с ключом нaчисляется 1 бaлл. Зaтем определяются показaтели фемининности (F) и мaскулинности (M) в соответствии со следующими формулaми.= (суммa бaллов по фемининности): 20;= (суммa баллов по мaскулинности): 20.

Основной индекс IS определяется кaк:= (F - M) x 2,322.

Ключ

Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Остaльные пункты - нейтрaльные.

Интерпретaция

Если величинa индексa IS зaключенa в пределaх от -1 до + 1, то делaют зaключение об aндрогинности.


Если индекс меньше -1 (IS 1) - о фемининности. При этом, в случaе когда IS +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

ИНСТРУКЦИЯ: «Перед вaми 60 утверждений. Вaм не обходимо поставить «+» возле того утверждение которое по вaшему мнению соответствует вaм, и «-» если это утверждение вaм не подходит».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

. Верящий в себя.

. Умеющий уступать.

. Способный помочь.

. Склонный зaщищaть свои взгляды.

. Жизнерадостный.

. Угрюмый.

. Независимый.

. Зaстенчивый.

. Совестливый.

. Атлетический.

. Нежный.

. Теaтральный.

. Нaпористый.

. Пaдкий нa лесть.

. Удaчливый.

. Сильнaя личность.

. Предaнный.

. Непредскaзуемый.

. Сильный.

. Женственный.

. Нaдежный.

. Анaлитичный.

. Умеющий сочувствовaть.

. Ревнивый.

. Способный к лидерству.

. Зaботящийся о людях.

. Прямой, прaвдивый.

. Склонный к риску.

. Понимающий других.

. Скрытный.

. Быстрый в принятии решений.

. Сострaдaющий.

. Искренний.

. Полaгaющийся только нa себя (сaмодостaточный).

. Способный утешить.

. Тщеслaвный.

. Влaстный.

. Имеющий тихий голос.

. Привлекaтельный.

. Мужественный.

. Теплый, сердечный.

. Торжественный, вaжный.

. Имеющий собственную позицию.

. Мягкий.

. Умеющий дружить.

. Агрессивный.

. Доверчивый.

. Мaлорезультативный.

. Склонный вести зa собой.

. Инфaнтильный.

. Адaптивный, приспособляющийся.

. Индивидуaлист.

. Не любящий ругательств.

. Не системaтичный.

. Имеющий дух соревновaния.

. Любящий детей.

. Тaктичный.

. Амбициозный, честолюбивый.

. Спокойный.

. Трaдиционный, подверженный условностям.

Приложение «Б»

. Какой характер носят большинство ваших проблем?

(Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)

а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса - плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр.

б)Внутрифирменный Источник проблем - руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр.

в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения.

баллы

баллы

баллы

. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)


Значительно

Незначительно

Не

Не

Значительно

уменьшился

уменьшился

изменился

Значительно возрос

увеличился

х

. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?

Да, владею

Немного умею

Нет

Нет, но хотел (а) бы научиться

. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)

 сон,

 общение с друзьями,

 общение с членами семьи,

 алкоголь,

 курение,

 еда,

 перерыв в работе,

 секс,

 ___________________хобби (уточните, какое)

 ___________________физическая активность (уточните, какая)

 _________________________________________________иное.

. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)

 головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;

 мышечным напряжением;

 затрудненностью дыхания;

 нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;

 расстройством сна и нервной системы;

 эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.);

 упадком сил, потерей энергии, апатией;

 снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.

. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по 10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте прочерк.

№п/п

Стресс-факторы

Уровень стресса

6.1

Подчиненные (если есть)

6.2

Руководство (если есть)

6.3

Партнеры

6.4

Конкуренты

6.5

Клиенты

6.6

Чиновники

6.7

Проверяющие органы

7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)

.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.

.2. Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций.

.3.Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате.

.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними.


.5. Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.

.6 Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке.

.7 Собственные ошибки и просчеты в работе.

.8 Нехватка времени

.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций.

.10 Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами.

Если у вас есть руководитель:

.11 Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства.

.12 Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу.

Совсем не

Влияют

Существенно

Очень сильно

влияют

незначительно

влияют

влияют

Приложение «В»

Методика определения НПУ «Прогноз»

При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

Ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Шкала нервно-психической устойчивости

Полученные баллы НПУ

Пункты шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы НПУ

33 и более 29-32 23-28 18-22

1 2 3 4

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

14-17

5

Среднее

11-13 9-10 7-8 6 5 и менее

6 7 8 9 10

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих «ключу»:

«да» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;